Березники – не овцы

Авария на водоводе, прекращение водоснабжения на Руднике… Для иногородних читателей поясню: Рудником в Березниках называют микрорайон, прилегающий к производственной территории БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий», погибшего в результате аварии. Так вот, авария с водой на Руднике занятным образом переменила отношения между живущими тут людьми. Люди стали больше разговаривать друг с другом, делиться новостями, стараться помочь совершенно незнакомым людям.

Например, в маршрутке, озабоченная пассажирка по мобиле жалуется, мол, ни капли воды в доме нет (с работы женщина едет), мол, водовозка неизвестно, когда ещё будет. И другие пассажиры сообщают точный адрес, где та водовозка находится прямо сейчас. «На Свободы-16 сейчас водовозка, я побежала, может, успею, Сергею скажи, пусть тоже идёт», - благодарно сообщает женщина в мобилу. Это один пример только.

Нет, конечно, это не то, что плечом к плечу на строительство коммунизма или «весь мир насилья мы разрушим», но всё равно возникает (возобновляется? вспоминается?) ощущение некоей общности, в которой в Березниках живут не разобщённые и не интересующиеся друг другом, ленивой отарой уныло бредущие вслед за бараном-провокатором, или подгоняемые посохами пастырей березникОВЦЫ, а соседи-соплеменники, БЕРЕЗНИКОВИЧИ.

Так пожар тушат сообща. Так сообща, помогая друг другу, вне зависимости от социального положения и близости знакомства – дальности незнакомства, разбирают руины после землетрясения. Так спасаются сами и спасают друг друга во время наводнения. Так сражаются и живут (!!!) во время войны и так войну выигрывают.

Беда, несчастье, неприятность, общая проблема объединяют? Да, естественно.

И естественно, что это проявляется именно во время появляется, точнее сказать – становится заметным, когда появляются общие проблемы, общее несчастье. Очередь, скажем, за хлебом или отключение воды в большом жилом районе. Хотя бы и лишь по березниковским меркам «большом».

Это вообще на уровне инстинкта. Собственно, таким образом человечество выжило на этой неуютной, проблематичной планете и стало на этой планете доминирующим видом. У русских оно вообще на уровне национального подсознания, потому что наша земля – самая неуютная из всех неуютных мест на этой планете (скажете, типа, Чукотка? Так, ведь, это тоже – русская земля).

Есть, впрочем, ещё один момент. Это проявление общности, ощущение общности, единения, сопричастности и, как следствие, защищённости (грубо говоря, социальной), чувство локтя, чувство плеча, своя готовность прийти на помощь другому и надежда, уверенность, что другие придут на помощь тебе (надежда и уверенность, а не мечта и фантазия!), всё это, что греет душу, примиряет с миром даже мизантропов (за исключением самых отъявленных, что, впрочем, уже отклонение психики), всё оно возможно при наличии между людьми коммуникации. Способа коммуникации. Возможности коммуницировать. Слух, речь, язык… Словом, способы распространения информации, способы обмена информацией.

Это непременное условие. Если есть распространение информации, происходит обмен информацией, то есть и общность людей. Сообщество. Не овцы, а соплеменники, сородичи, сограждане, соотечественники. Потому что это «со-» возникает лишь, когда соплеменник знает о другом соплеменнике. А сопереживание, сочувствие, желание помочь (или надежда на помощь) в решении проблем – когда сородич знает о проблеме соотечественника. И, естественно, когда это касается общих проблем – тоже. Когда сограждане знают, что у их соплеменников те же проблемы, такие же… нерешаемые врозь, но решаемые сообща. Только тогда и только так возникает и образуется, живёт, и развивается сообщество, общность. Только так, собственно, оно может выжить.

Разумеется, я и о газетах тоже. Но и о телевидении, и о радио (сегодня, кстати, профессиональный праздник радийщиков). «Мы объединяем завод» - такой девиз пишет на первой полосе одна заводская многотиражка (не в Березниках, чужегородний пример). И это правильно. Задача, цель, функция, всё здесь верно. Если угодно, миссия. «Мы объединяем город», - так звучала негласная миссия одной из городских газет в Березнике, ныне почившей (нет, я не про «Иную городскую газету»).

И здесь заключается главный вред, главный ущерб городу Березники, который нанёс и наносит нашему березниковскому социуму режим БХ, Берхер, пресловутый «Березниковский характер», который патронируется «Уралкалием» (впрочем, в данном случае уместнее называть по биржевому тиккеру – URKA). Эти попытки монопольного контроля информационного пространства, цензура и нещадное выхолащивание собственных медиа, фактическое уничтожение принадлежащей «Уралкалию» прессы как средства массовой информации, превращение их в средства пропаганды и даже филиал службы безопасности, борьба с независимой прессой и попытки её подавления, всё это просто разрушает город Березники. Напрочь рвёт, уничтожает коммуникацию между живущими в городе людьми. Уничтожает город Березники как социальную общность, как социум, как сообщество человеков, имеющих общие проблемы, могущих помочь или ждущих помощи.

Берхер уничтожает город. Именно так. Именно этим. Прежде всего этим. Всё остальное – переселения, расселения, подтопления, коррупция-деструкция, инфляция-перфорация, снижение уровня жизни – рост уровня преступности и т.п, - всё это вторичное. Первично разрушение города Березники как общности. Первично разрушение коммуникативных связей между горожанами. Первично превращение березниковского социума в отару овец, а всё остальное, что можно сотворить с овцами, уже затем.

Понятно, что и зачем - так удобнее. Типа, контролируя межчеловеческие коммуникации, легче направлять, подгонять, загонять, править людей в нужном направлении. На всякий роток не накинешь платок, конечно, но контролировать системы массовой коммуникации вполне возможно.

Правда, это имеет смысл только в одном случае – когда тех овец нужно загнать на бойню, или чтобы пасти на пастбище, чтобы стричь и доить. Ни для чего другого овцы не годятся. Ни победу в войне вырвать, ни производительность и эффективность труда увеличить. Пресловутые «рабочие миллионы» не сильно-то помогли тому же «Уралкалию» добиться производительности труда хотя бы сопоставимой с производительностью конкурентов.

И очень любопытно посмотреть, как новый президент, а скоро и новый директор калийной корпорации Денис Морозов будет добиваться улучшения финансовых показателей. Предыдущая «команда успеха» добивалась показателей за счёт тупого нагнетания мировых цен. Баста, карапузики, кончился танцы, счастье лишь казалось вечным. Что ещё? Увеличение объёмов продаж – ну, возможно, что-то получится. Правда, если в «Беларуськалий» войдут китайцы, будет гораздо сложнее. А с учётом потерянного рудника… В 2006 год перед потерей Первого калийного «Уралкалий» работал со стопроцентной загрузкой мощностей. Пятый калийный – это пока лишь фантазия, что остаётся? Даже сто процентов загрузки двух калийных при снизившихся в три раза ценах (а ожидается дальнейшее их падение) не дадут таких доходов, как сто процентов загрузки трёх рудников при высоких ценах. А ожидается, что в 2010 году мощности «Уралкалия» будут загружены лишь на 80 %...

А, ну да, сокращение трудозатрат, увольнение персонала. И что? Без повышения производительности труда оно если и даст эффект, то кратковременный. К тому же, сопряжённый с ростом социальной напряжённости, которая съест тот кратковременный эффект на раз-два-взяли [Зимний]. А производительность труда у овцев повысить нельзя. Их, овцев даже бить бесполезно – шерсть только хуже становится и молока меньше.

Про «Уралкалий», URKA тут вспомнилось лишь потому, что Берхер и берхеровая ситуация с массовой коммуникацией в Березниках есть плод калийной политики. Можно было бы и про другие предприятия, но это «Уралкалий» породил Берхер. И Берхер разрушает город. Сперва как социум, а дальше город уже разрушается и в самом простом, физическом смысле. Овцы не могут содержать овчарню. Да и не должны. Да и не только в этом дело. Вон, на Руднике уже вторые сутки нет воды. Вспомним, как берхеровские депутаты пальчиком водоснабжающему «Новогору» в течение пять лет грозили за то, что сети не ремонтирует ?

Правда, Город Березники, как всякий социум, который есть организм живой, а не просто совокупность людишек, пытается жить, люди общаются, обмениваются информацией… Собственно, березниковский сегмент интернета, БерНет как социальный феномен (вполне, между прочим, уникальный, в России подобных ресурсов не наберётся и десятка) есть всего лишь реакция Города Березники, березниковского социума на то, что Берхер разрывает, разорвал социальные коммуникации. Берхер уничтожает город Березники. Разрушает город Березники. Город Березники не хочет умирать, не хочет разрушаться. В конце концов, Березники – не овцы.

Но кто победит – это ещё вопрос. Кстати, именно так – «Кто победит?» - на Березниковском Форуме озаглавлена тема, посвящённая обезвоживанию Рудника. Очень уж с подготовкой к празднованию Дня Победы совпало.


Автор – учредитель и главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский характер

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса