Системная ошибка "Березниковского характера"


Ошибок у пресловутого режима БХ (от названия непопулярного «движения «Березниковский характер»), или, если угодно, режима калийного управления в Березниках насчитать можно так много и большинство из них настолько очевидны, что не имеет смысла этого делать в ограниченной по объёму статье, а не безграничной публикации.

Порой даже кажется, что после завершения «эпохи БХ» (воистину – Эпохи, превосходящей значением и разрушениями приснопамятный «период МММ») разбор «заслуг» БХ перед городом будет таким же, каким было в популярной повести Стругацких следствие по бесконечным злодеяниям Кащея Бессмертного, т.е. – бесконечным. Правда, упомянутый Кащей на время этого следствия пребывал в предварительном заключении, а где будут находиться видные и малоизвестные деятели калийного режима, предсказать трудно, особенно учитывая гуманность современного российского правосудия и снисходительность отечественных Фемиды и правоохранительных органов к поступкам номенклатурного сословия (да, пора бы уже вернуть в оборот и этот термин из позднесоветской истории).

Впрочем, пусть их. То – дело будущего и оставим сейчас размышления о нём футуристам, эпигонам и начётникам. Речь о другом. Речь об ошибке, которая выглядит системной с точки зрения управленческой, конфликтологической или, если угодно, политтехнологичной (если понимать под «политтехнологиями» не ремесло по кратковременному оболваниванию некоторой группы избирателей, а науку управлять социумом, профессию политического управления и руководства).

Как говорил один старый учитель восточных единоборств, предотвращённая схватка – это выигранная схватка. Как говорится в учебниках конфликтологии, лучшим способом победить в любом конфликте является предотвращение этого конфликта. Нет, не в том смысле, что к тебе пристали хулиганы – не конфликтуй, отдай кошелёк и радуйся несостоявшемуся конфликту. А в том смысле, что старайся сократить количество точек, в которых может возникнуть конфликт. В примере с теми же хулиганами – не ошивайся в неурочное время возле мест продажи крепкого алкоголя на разлив.

В вопросе о власти действуют те же самые правила, и хорошо, и крепко сидит та власть, у которой количество точек конфликтов с подвластным населением (неважно – реальных или потенциальных) минимально, ещё лучше – стремится к нулю. Понятно, что речь идёт прежде всего о степени удовлетворённости населения действиями или бездействиями данной конкретной власти. Грубо говоря, как вывозится мусор, как починяются крыши, насколько вежливы чиновники и так далее. Чем меньше конфликтов, тем лучше.

И есть ещё один пункт, в котором желательно избегать конфликта всеми возможными способами, это пункт об отношении к самой власти. Не к тому, как власть справляется со своими обязанностями, а к тому, имеет ли эта власть право на существование, право властью быть. Чем меньше сомнений в этом вопросе, тем, конечно, лучше, именно поэтому долго и крепко держались средневековые монархии, поскольку монарх выступал помазанником Божьим, а без соответстующего помазания как раз и недолго длилось царствие. Именно поэтому современные демократии так много внимания уделяют вопросу легитимности выборов (это – тоже своего рода помазание на царство).

И, конечно, лучше всего в этом пункте даже не отсутствие сомнений, а отсутствие самого этого пункта. Вот – есть власть и есть, она – власть, потому что власть, чего-то там делает, чего-то там не делает, а просто власть и значит будет власть, имеет на то право. Имеет ли, не имеет ли, как ты к ней относишься – нормальный человек не задумывается, он живёт своей обывательской жизнью, растит детей, зарабатывает деньги, развлекается, любит, горюет и всё такое. В сердце нормального человека, как правило, нет места для отношения к власти. По поводу тех или иных действий власти – есть, случается, бывает. А вот по поводу той или этой власти – обычно нет.

Здесь-то калийный режим и допустил системную ошибку. Основным принципом жизни, возможности самой жизни в Березниках для немаленького количества людей деятели БХ сделали лояльность, если не сказать – пылкую любовь к режиму «Березниковского характера» и его представителям. Лоялен режиму – будешь жить, работать, может быть, даже благоденствовать. Не лоялен, заподозрен в несанкционированных мыслях, несогласованных поступках, уличён в неосторожных словах – ты не наш, ты нас не любишь, мы тебе не доверяем, мы тебя уничтожим. Преклонись перед режимом – и будешь жить. Не преклонишься – будет плохо.

Не лояльные журналисты, не лояльные предприниматели, не лояльные чиновники (да-да!), не лояльные депутаты… Нет, не оппозиционные, а просто НЕ лояльные. Не расписавшиеся в вечной преданности и верности режиму управления, наступившему в Березниках в 2004-2006 годах. То есть, лояльное отношение к власти стало УСЛОВИЕМ жизни в Березниках. Немногие, заметим, рискнули это условие нарушать, но речь не об этом.

Речь о том, что перед березниковичами был насильно и прямо поставлен вопрос об их отношении к приключившейся в городе к власти. Жителей Березников (да чуть не каждого) обязали сделать выбор, поставили перед необходимостью как-то к власти относиться. А это, дорогие мои, есть не что иное, как массовая политизация населения. Вовлечение массы населения, огромного количества горожан в политическую жизнь. Неважно, что большинство смирилось и согласилось, неважно, что обработка сознания, неважно, что выдавливание из города неугодных, неважно даже, что для большинства участие в политической жизни ограничилось молчаливым согласием. Всё это – условно, преходяще и подвержено влиянию многих факторов, словом, изменчиво. И молчаливое большинство сегодня легко впадает завтра в бурное негодование. Поэтому важно одно – массы вовлечены в политическую жизнь, приобщены к ней. Потому что власти так захотелось.

Нет, разумеется, нельзя говорить обо всех 156 тысячах березниковичей, но о самой социально активной, составляющей самую суть, соль и нить березниковского сообщества, это можно сказать вполне определённо. Всякий более-менее сознающий себя гражданином и человеком житель города Березники определился в своём отношении к власти. К режиму БХ. Вынужден был определиться, даже если не признаётся в этом вслух и пока (пока!) не намерен выразить своё отношение каким-либо действием.

Та же самая нервическая реакция калийных манагеров и калийных чиновников на любую критику, на любую попытку выражения собственного мнения есть не что иное, как требование к обычному гражданину, недовольному, скажем, качеством уборки мусора или просто желающему высказаться: «определись, ты с нами или против нас?». С нами – тогда заткнись. Не заткнулся, значит против нас – мы тебе покажем, где раки зимуют у кузькиной матери. И всё, человек уже втянут в политику. Даже если сломался, но злобу-то или, по крайней мере, неприязнь затаил. А значит, когда настанет время решительной схватки (а при такой политизации общества, да с учётом сохранившегося института местных выборов, оно не может не наступить), этот человек выйдёт и встанет на сторону, противоположную власти.

Оно, скажите, калийному режиму зачем было надо? Гораздо проще и легче было бы управлять городом, если бы люди тихо-мирно жили сами себе, сами по себе и нисколько не задавались вопросом, как же они к этой власти относятся. А вот поди ж ты. Системная ошибка.


Автор – главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский характер

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса