Тень советской печати

5 мая 1912 года вышел в свет первый номер большевистской газеты «Правда». Потом, по известным причинам, газета «Правда» стала самой главной газетой страны. На долгие годы. А Пятое мая, соответственно, на долгие годы стало главным профессиональным праздником отечественных журналистов – Днём советской печати. Позднее вольнодумцы стали отмечать в качестве профессионального праздника и Международный день солидарности журналистов, а когда советский режим рухнул, в официальном календаре появился День российской прессы. И вообще число профессиональных праздников медиа-сообщества стало множиться и умножилось настолько, что даже опытные литробольцы порой с удивлением узнавали, что, вот, и сегодня есть повод. И послезавтра, кстати, опять будет. И опять.

А поскольку ряды медиа-сообщества постоянно обновляются, то оно (медиа-сообщество) не перестаёт удивляться бесконечности череды праздников, путаясь в доподлинных наименованиях. Вот, кстати, и позавчера был Всемирный день независимой прессы, который многие называют День свободы прессы. И, естественно, пожилые и взрослые поколения журналистов не забывают поздравляться 5 мая, в День советской прессы. И прививают эту традицию следующим поколениям. Пожалуй, этот День можно поставить в один ряд с 7 ноября (Первомай – всё-таки досоветский праздник, а День Победы – это святое), которое всё ещё отмечается, хотя повод вроде бы исчерпан. Так же как и советская пресса. Такая, вот, падает из прошлого тень

Всё-таки неслучайно два года назад березниковские ЕРшисты устроили большое праздненство с боулингом и призами для местной прессы именно 5 мая. На практике, впрочем, не получилось – из-за очередного послевыборного перебоя с финансированием из калийных закромов под предлогом очередного траура в стране. Поэтому сама гулянка состоялась на пару недель позднее, но сам факт того, что последний клон Руководящей и Направляющей (наиболее, надо сказать, похожий на оригинал и внешне, и повадками) избрал для тусовки с прессой Пятое мая, примечателен. Объяснять, почему?

А на днях, после первого за три года собрания березниковской организации Союза журналистов, в частной беседе автора этих строк с коллегой о ситуации в городских СМИ прозвучало, мол, положение дел ничем не отличается от советских времён. Как раньше была КПСС, которая прессе диктовала, так и теперь то же самое.

Впрочем, понятно, что применительно к Березникам речь идёт не о Партии. Местная организация ЕР – такая же пародия на партийную организацию, как полуторочасовая тусовка с мётлами у подножия Первостроителей – пародия на «общегородской субботник», в котором приняли участие около 1000 человек и собрали 10 контейнеров мусора (это официальное сообщение!). Блин, чиновников в городской администрации столько работает или даже больше, а с муниципальными учреждениями – в пять раз, если не в десять больше получится. 30 000 заявлений в ЕР, согласно сообщениям официозной прессы, было подано в ноябре 2007 года!!! И где она, рука миллионопалая? Это я как член партии с 2006 года спрашиваю. И березниковское «руководство» партии может считать данный вопрос открытым письмом. Автор вынужден воспользоваться этим способом ввиду отсутствия иных форм участия в партийной жизни. Ну нет у нас ни собраний первичек, ни конференций, только образцово-показательные фотографии, что политсовет когда-то заседал (кто его избирал? Тоже непонятно) и фальшивые (не побоюсь этого слова) протоколы о состоявшихся партийных мероприятиях.

Так что, если уподоблять положение дел в Березниках советской системе, то речь идёт не о Партии. А о т.н. калийном режиме, именуемом также в широких кругах «Березниковским характером» или просто БХ. Однако разве дело в названии, если суть явления аналогична?

Смею, однако, заметить, что подобна – да. Но не аналогична. Здесь можно провести такую, совершенно понятную березниковцам с нашим исторически своеобразным опытом, параллель – зона. Строгого или общего режима, неважно. Вот есть зона, есть в ней сидельцы, есть в ней бараки, в бараках есть паханы… Но над зоной, есть начальник зоны. Который хозяин. А есть ещё кум – начальник спецчасти. Которые, независимо от красной или чёрной, или зелёной расцветки зоны, есть главная власть и унифицируют в этой зоне порядки, и делают их общими. И в конце концов, им даже можно пожаловаться, разница только в степени сопутствующих неприятностей, и даже можно рассчитывать, что совершенного-то беспредела не будет. Именно потому, что есть на зоне хозяин, есть кум, есть вертухаи и всё такое.

Но вот – та же зона, а хозяина на ней нет. Ни слабого, ни сильного, ни честного, ни коррумпированного, никакого. И в каждом бараке устанавливает власть свой пахан, по своему усмотрению, и творит в своём бараке, что захочет, и как захочет. И пожаловаться некому, потому что, повторю, хозяина нет. Поэтому стенгазета в бараке будет такая, какой её захочет видеть пахан, а других стенгазет здесь не будет, и плевать пахану, что в соседнем бараке совсем стенгазет нет, а только телевизор, а через барак на каждой шконке своя стенгазета... Кум? Типа, спецслужба? Да давно уже в этом же бараке у того же пахана прикормился и лишний раз не высунется, оно ему надо?

Первый вариант – власть КПСС, советская система. Второй – система нынешняя. Если говорить лапидарно, конечно. Совсем уж крайнего беспредела и тотальной поножовщины не допустят, разумеется, а впрочем, как сказать – Кондопогу можно вспомнить, а можно Калмыкию, а можно Ингушетию. А что вы хотите, у нас, господа, местное самоуправление – режим БХ с позволения местного населения в Березниках установился, никто и не будет вмешиваться, только в самом крайнем случае, которого лучше бы и не надо. Да и то вмешательство будет строго ограниченным, сюжеты с Провалом и Переселением это показали.

Так что есть разница и довольно значительная. А об оценках, была ли та система лучше, оказалась ли новая система хуже – спорить давайте не будем. Такие оценки всегда субъективны.

Однако во второй, «бесхозяйской» системе есть такой забавный нюансик. Помимо того, что хозяина нет, так, ведь, и вышки стоят без пулемётчиков, и колючая проволока зияет рваными дырами, в которые хоть пешком проходи, хоть строем. Захочешь – можешь с зоны уйти спокойно. Или хотя бы из этого барака в другой. Понятна мысль?

Любой беспредел, хоть в зоне, хоть в детдоме, хоть в казарме, держится ведь не только на силе беспредельного пахана и его кодлы с пушками да перьями, не только на их богатстве. Сама по себе сила – понятие весьма условное, будет время и повод поделюсь армейскими былями про то, как один, весьма посредственный боксёр (и, не поверите, очкарик), оказавшись «духом», за полтора месяца избавил свой полк от дедовщины – до того, что из соседних частей туда новобранцы сбегали. А всего-то пацану решимости достало беспределу противостоять. Но и не на одной только слабости и нерешительности недовольных держится беспредел. Любой беспредел держится прежде всего на невозможности от него уйти. Когда: куда ты денешься с подводной лодки?

Именно поэтому попытка БХ построить в отдельно взятых Березниках социализм (социализм не в смысле системы распределения благ, а в смысле хамской, тоталитарной системы управления, разделения на касты, на управителей и быдло) была изначально обречена на неудачу. На неудачу не в смысле установления и утверждения этой системы, а в смысле её живучести, долговременности. Потому что березниковцам просто есть, куда бежать (уехать, переехать, плюнуть на этот город и т.д.). Даже ликвидация нормального железнодорожного сообщения не помогла. И даже если Провал достигнет поста в Романово и будет прервано автобусное сообщение с Пермью, не поможет.

Советскому Союзу (!!!) не помогла лучшая пограничная охрана в мире, ограничение права на выезд, взятие в заложники семей выезжающих за рубеж специалистов и туристов (кто не в курсе: например, была такая практика, что всей семьёй за рубеж, даже в соцстрану выехать было практически невозможно), выслеживание хотя бы мало-мальского желания бежать из социалистического лагеря. Советскому Союзу это не помогло! Вокруг Березников нет контрольно-следовой полосы и колючей проволоки, «шерифы» и служба безопасности «Уралкалия» - не КГБ (как бы ни пыжились), вице-мэр по безопасности – не Андропов и не Крючков. Поэтому БХ – не Советская власть. А слабая тень.

Кадровый голод в Березниках, о котором кричит калийная пресса – самый близкий и самый доступный пример. Кадровый голод на крупных предприятиях и даже в самых, казалось бы, хлебных местах типа городской администрации, и даже самих БХ-шных структурах. Невозможность организовать нормальную работу муниципальных структур (про неспособность, ладно уж, умолчим) и нормальную жизнь города (про «общегородской субботник» пример повторить?) – тому свидетельство.

Стремительное сокращение численности населения при официально рекламируемом и с телевизора показываемом росте рождаемости… Последний пример натянут или, как сказала кадровый директор «Уралкалия» Елена Самсоновова, это «демография, тут мы ничего не решим?» Да как сказать… В Москве и Питере население растёт. А в Перми тоже уменьшается, но не так стремительно, а вполне соответственно уменьшению общей численности населения России. Зато в депрессивном Кизеле население уменьшалось такими же темпами, как в Березниках, но Березники – НЕ депрессивная территория, а совсем наоборот, экономически перспективная вопреки Провалу. (См., например и кстати, результаты опроса на нашем сайте «Если бы была такая возможность прямо сейчас, вы бы из Березников уехали?»)

Кадровый голод, надо отметить, бьёт режим БХ, сиречь – политическую власть «Уралкалия» по самому уязвимому месту, по капиталу, который, как известно, прямо зависит от рабочей силы. Впрочем, политэкономические расчёты не входят в задачу данной публикации, ограничимся общефилософским, если угодно, социально-историческим подходом. Из которого однозначно следует вывод: неизбежно крушение режима БХ. Он именно потому такой возник, что нет в зоне хозяина, а в каждом бараке свой пахан, и, кто сильнее оказался, тот и самую козырную шконку занял. Но, повторю, нет не только хозяина, а и пулемётчиков на вышках нет. И много чего ещё нет. Поэтому неизбежно крушение. Не мимикрия, не видоизменение, а именно крушение. «Социализм с человеческим лицом» помните? Чем дело закончилось? Ну, теперь представьте БХ с человеческим лицом. Кто сказал, что социализм (в смысле системы управления) в отдельно взятом городе закончится иначе, чем кончился социализм в великой державе? И поскольку режим БХ лишь Тень советского режима, ждать семьдесят лет не придётся.

Конечно, если всё-таки отреставрируется ТА, прежняя система, в масштабах всей страны… Впрочем, для БХ тогда это тоже будет крушение (об этом мы уже говорили – см. «Яма»).

Да нет, мой дорогой читатель, я вовсе не предлагаю верить, просто рассуждаю. Роль Кассандры вполне привычна. Так что можно не верить. Как недоверчиво качала головой одна коллега несколько лет назад, когда Ваш корреспондент предсказывал установление в Березниках жёсткой диктатуры – как неизбежный результат борьбы «Уралкалия» с «системой МММ» (не в смысле Мошкин-Макаров-Муфель, а в смысле прежней системы управления городом).. Как посмеивались опьянённые триумфом на выборах Главы местного самоуправления калийные политтехнологи по поводу сравнения победы Андрея Мотовилова с одновременной победой Сергея Девяткова в Соликамске. Финиш без гонки, утверждал тогда Ваш корреспондент, это предвестник будущих политтехнологических поражений… Про самую низкую в Прикамье явку березниковских избирателей на выборах Дмитрия Медведева напомнить или сами догадаетесь?

Так вот, крушение нынешней системы управления Березниками неизбежно. Дай Бог, чтобы это крушение прошло бархатно, чтобы не пришлось потом, лет через –цать сказку про Кибальчиша начинать словами: «Это было в тяжёлые послекалийные годы, когда по всем Березникам отшумело БХ…». В конце концов, тень не может крушиться с таким же грохотом, как прототип. Тень, она и есть Тень. Как установленная в местных СМИ система тотальной цензуры (прошу простить некорректное употребление термина, это для простоты) в местной прессе – лишь тень той, старой системы советской печати.

Кстати, о местной прессе. День печати, в конце концов. Так всё-таки весело наблюдать! Взять хоть последнее шоу – насчёт того, что при калийном пуле будут обучать молодых журналистов, приходите на кастинги и отборы и всё такое (правда-правда, сам такой сюжет в БеТВ видел). Не буду уж высказывать сомнения (хотя все медийные затеи калийного пула в последние годы – череда провалов, с громкой рекламой вначале и тихим, смешним пшиком в результате). Но всё равно весело. Как редакторы калийных СМИ в голос говорят о кадровом голоде в СМИ (впрочем, говорят не только по телевизору).

«Березниковский рабочий» теперь публикует официальные документы, «Городская газета» - газета частных объявлений. То есть, печатное место со-кра-ти-лось! «Березниковская неделя» изначально – печатная версия интернет-изданий. Объём и разнообразие калийного телевещания тоже не увеличились. Словом, фактический объём работы очень и очень серьёзно уменьшился, в сравнении даже с двухгодичной давностью, когда в предвыборные периоды всё место в СМИ занимали творения гастарбайтеров пиара. Объём работы уменьшился, но вдруг стало не хватать работников!!! Разве не смешно?

Впрочем, это тоже – лишь один из симптомов наступившего кризиса. И надвигающегося крушения.


Автор – учредитель Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковские СМИ

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса