Казахстан: инвестиционное "отторжение"

Из стран, образовавшихся после распада СССР, Казахстан позиционирует себя как одну из динамично развивающихся на постсоветском пространстве.

Однако, внешне демократическое государство, с завидным постоянством внедряющее программы модернизации образования и производства, изнутри выглядит менее современно. Ментальность коренной нации, а именно разделение по родовым признакам, опора на социальную иерархию, стали причиной того, что Казахстан в последние пять лет перестал интересовать иностранных инвесторов.

Объёмы инвестиционных портфелей, которые вкладывались в казахстанскую промышленность и экономику на «заре» становления страны, как самостоятельного государства, значительно уменьшились, несмотря на богатейшую ресурсодоступность и благоприятный законодательный фон. Чем вызвано «отторжение» инвестиционного интереса к этой стране?

Политические институты: шаг вперёд, два – назад

Стабильная политическая обстановка в стране стала не последним фактором при оценке Казахстана как объекта инвестирования. Какими способами она обеспечивалась, до настоящего времени мало кому понятно: авторитетностью руководителя, полилингвальной основой государственного языка, терпеливостью народа, который на протяжении более чем 20-летней истории нового Казахстана терпеливо испытывает на себе «революционные» методы развития государства.

Объективности ради нужно сказать, что Назарбаев, действующий президент, на протяжении всего периода своего правления обладал достаточно стабильным высоким политическим рейтингом среди населения. Ряд «пилотных» законопроектов, которые вступили в действие за последние пять лет, резко снизили уважение к нему как к руководителю, ставящему во главу угла интересы своего народа. Повышение пенсионного возраста для женщин, пенсионная реформа, утверждаемая приоритетность казахского языка воспринимаются людьми неоднозначно: кем-то - с растерянностью, кем-то - с негодованием. Возрастающая волна миграции населения в Россию и Беларусь говорит о политической обстановке более, чем красноречиво.

На иностранных инвесторах политическое «своеволие» президента сказывается весьма ощутимо: изменение законодательной базы после запуска инвестиционного проекта автоматически «дискредитирует» ранее достигнутые соглашения, которые, собственно, и делали страну привлекательной для делового сотрудничества.

Социально-экономические институты

Высокий экономический статус Казахстана сформировался прежде всего потому, что евроазиатское положение обеспечило ему огромный диапазон и объём природных ресурсов. Несомненно, этот факт являлся привлекательным для инвесторов со всего мира. Вместе с тем, зависимость тенге от российского рубля и доллара, искусственная удержание курса национальной валюты уже дважды приводило к девальвации, которая, в первую очередь, бьёт по местным производителям и потребителям. Инвесторы же, в свою очередь, не намерены рисковать и вкладывать средства в экономику, которая не имеет под собой более устойчивой основы, нежели природные ресурсы.

Банковская система

Банковская система Казахстана также не вызывает у инвесторов доверия. Причин тому несколько.

За последние годы крупнейшие банки страны сотрясают коррупционные скандалы. Самый громкий – бегство топ-менеджера БТА-банка, Мухтара Аблязова, которого обвиняют в краже 6 миллиардов долларов. От действий бывшего председателя банка пострадали не только рядовые вкладчики, но и иностранные инвесторы: BNP Paribas, Societe Generale, BRED Banque Populaire и Credit Agricole.

По сути, банки не представляют собой крепкую финансовую систему, которая бы могла гарантировать вкладчикам безопасность при вложении своих средств.

Второй момент – непрофессиональные кадры. Банки Казахстана, их региональные управления нередко возглавляют люди, далёкие от финансовых институтов, ставленники высокопоставленных чиновников. В результате их инвестиционный портфель формируется недальновидно, с высокой степенью риска.

Третий фактор, который с позиции международных аналитиков вообще не поддаётся описанию – заинтересованность государственных лиц в банкротстве банков. «Рейдерство» на самом высоком уровне процветает.

Промышленный «вакуум»

Промышленность в Казахстане в том понимании, которое существует во всём мире, отсутствует вовсе. Старые заводы, оставшиеся ещё от Союза, практически все остановлены, некоторые разобраны или распроданы по цехам, новые, если и строятся, то уже через короткое время демонстрируют свою финансовую нерентабельность. И всё это на фоне того, что государство регулярно вкладывает в производство огромные деньги.

Общую картину смягчает малое и среднее предпринимательство, которое, вопреки трудностям, наполняет местный рынок различными товарами.

Какие трудности встречают иностранные инвесторы? В первую очередь отсутствие современной материально-технической базы. В последние годы ситуация несколько изменилось, опять же под эгидой государственного заказа. Но вторая «беда» - кадровый «голод» - не позволяет использовать ресурс внедряемого оборудования. Инвесторы, которым хватило смелости наладить производство в Казахстане, приходится «выписывать» и квалифицированных специалистов. Это беспрецедентная ситуация, так как инвестирование в принципе предполагает использование не только местных ресурсов, но и местных кадров.

Почему страна, которая ежегодно тратит миллиарды тенге на развитие образования, страдает от отсутствия кадров? Внедрённая в 2004 году система ЕНТ (единое национальное тестирование) за 10 лет своего существования не принесла ничего, кроме полной дискредитации казахстанских образовательных программ. С каждым годом число выпускников, выходящих на итоговое ЕНТ, уменьшается, поскольку перешагнуть пороговый уровень для поступления в ВУЗы Казахстана становится всё сложнее. Выпускники школ, независимо от национальности, предпочитают сдавать традиционные экзамены и поступать в российские университеты и даже колледжи. По их окончании лишь немногие возвращаются, чтобы работать на родине.

Но даже дипломированный специалист не имеет возможности получить престижную должность в связи с так называемым «землячеством». Не имея высокопоставленного родственника, поступить на работу можно лишь за огромную «мзду».

Коррупционные схемы ведения бизнеса

Для большинства иностранных инвесторов ситуация, когда государственные чиновники «лоббируют» их деятельность за многомиллионные «откаты» (сумма варьируется от 10 до 50 % от стоимости контракта), видится дикой. Но преодолеть коррупционный беспредел практически невозможно. Местная государственная система построена на принципе преемственности, то есть должности получаются не за профессиональный рост, а передаются по наследству, от родственника к родственнику. Освобождается же высокое место либо по случаю повышения чиновника, либо его бегства с огромной суммой государственных денег.

Казахстан признаёт данный факт, поэтому в настоящее время в министерствах отслеживаются родственные связи между сотрудниками.

Нельзя сказать, что для Казахстана нет никаких перспектив, здесь есть немало предпринимателей, которые хотят работать и учиться у иностранных партнёров. Но их уверенный материальный рост сразу становится «красной тряпкой» для «рейдеров» с депутатскими мандатами и государственными должностями.

Успешный бизнес отбирается иногда нагло, иногда по специально разработанной схеме, когда чиновника, имеющего несчастье быть родственником процветающего бизнесмена, обвиняют в коррупции. Амнистию можно получить отдав весь бизнес названному лицу.

Противоречивая ситуация, которая складывается вокруг Казахстана – в международных отношениях он выступает как миротворец и инициатор всевозможных экономических союзов, внутри страны – плохо скрываемый авторитарный режим с элементами «сицилийской» модели управления.

Инвестиционное «отторжение» может прекратиться лишь в том случае, если Казахстан сможет «очистить» все ветви власти от нахлебников и непрофессионалов, перестанет «выкачивать» из собственной земли ресурсы, а из своих граждан - уверенность в завтрашнем дне. Нужны гарантии, как социальные, так и политические, более веские, нежели обещания президента.

При подготовке материала использованы ресурсы: easttime.ru.


На правах рекламы.