Эмоциональный отзыв - личное дело каждого

Три дня был в "научной эмиграции", как всегда "вчера" для сдачи статьи уже наступило, поэтому лишь на короткие минуты позволял себе заглядывать в ФБ, ужасался тому, как идет обсуждение терактов, аватарок, "вины Запада", "правильной скорби" и нырял обратно в материал, фоном постоянно вещал телеканал "Дождь", периодически наворачивались слезы. Такой "маленький домашний сюр"/ Илл.: Сеть

Текст: Виталий Ковин

А теперь, серьезно. Три дня был в "научной эмиграции", как всегда "вчера" для сдачи статьи уже наступило, поэтому лишь на короткие минуты позволял себе заглядывать в ФБ, ужасался тому, как идет обсуждение терактов, аватарок, "вины Запада", "правильной скорби" и нырял обратно в материал, фоном постоянно вещал телеканал "Дождь", периодически наворачивались слезы. Такой "маленький домашний сюр". Все это время вот, что думалось.

ПРО "ВЫЗОВ ФАНАТИЗМА"
(от лат. fanaticus иступлённый, изувер)
Рассматриваю произошедшее как очередной вызов фанатиков и фундаменталистов умеренным в меру светским, в меру религиозным, в меру просвещенным гражданам-обывателям, их образу жизни и созданным ими институтам. Причем, не первый, и не последний.

Европа уже не раз переживала нечто подобное, причем, в первую очередь, порождая собственных христианских и революционных фанатиков. Это скорее социокультурный вызов, а не цивилизационный, не политический и, тем более, не религиозный. Это вызов тех, кто не допускают саму возможность жизни и существования ДРУГИХ, не таких как они-"истинных". Поэтому, они не выдвигают каких-либо требований, а просто убивают и уничтожают.

Поэтому и отрезанные головы, и разрушенная Пальмира, закрытые школы и больницы, стадионы и рестораны... Этого им ничего не надо, это не их ценности и не их блага, даже если они продолжают ими пользоваться. Поэтому, переговариваться им не зачем, а с ними не о чем.

Беда в том, что это общая проблема, а Европа в силу опережающего развития, как обычно, столкнулась с ней раньше других. То, что уничтожалось и уничтожается - это, прежде всего, условные "европейские" ценности, даже условная "Пальмира".

Злорадствовать по этому поводу ("это вам ответ за разгром Сирии, Ирака", "за карикатуристов", "за цветные революции", "за толерантность", "за беженцев" ...) - цинично рационализировать, оправдывать природу этого "некрофильствующего фанатизма", и обманываться, что если бы этого не было, то и "парижской бойни" бы не было.

Фанатизму (fanum храм, жертвенник) не нужны причины и поводы, он сам есть из себя причина, а наличие рядом иного - уже достаточный повод. Любой фанатизм, рано или поздно, заканчивается попыткой уничтожить другого, принести его в жертву, сначала символически, потом физически. И неважно, исламский он или православный, "пропутинский" или "антипутинский".

У меня нет сомнений в том, что французская политическая система справится с этим вызовом, как у самих французов нет особых сомнений в ее эффективности. Собственно все европейское развитие - это постепенное усмирение разных крайностей.

Например, обращает на себя внимание то доверие, с которым они относятся к своей полиции (сравните с исследованиями доверия к полиции у россиян). Дыры в безопасности подлатают, все критически обсудят и необходимые реформы проведут. Причем без всяких призывов к сплочению и единству. Скорбь есть, беспокойства за будущее - нет.

Зато у меня есть серьезные сомнения, в готовности нашего общества и государства, ради собственной безопасности, противостоять различным видам людоедского фанатизма, как минимум, один раз уже не устояли - сначала в 17-м, а потом и в 37-м. Умеренность - один из главных дефицитов нашего времени, где даже символическая демонстрация скорби (пресловутые аватарки) раздирает людей на непримиримые части.

ПРО "АВАТАРКИ"
Каждый имеет право выражать свое сочувствие, солидарность и скорбь по поводу чей-то беды так, как он считает это нужным, если это не оскорбляет других и не угрожает кому-то (например, обвинять всех мусульман, сирийцев или призывать к социальной мести). Раскрашенные в цвета национального флага аватарки уж точно никого не оскорбляют и никому не угрожают, поэтому самого предмета для обсуждения здесь нет.

Солидарность и соучастие, если вы только не обладаете какими-то реальными возможностями помочь, как раз и проявляются в подобных исключительно символических действиях - от возложения цветов, до минуты молчания. Причем, это почти всегда эмоциональная реакция, хоть и выраженная в некой рациональной форме. Кто-то воспользовался простым и понятным инструментом, а кто-то поступил чуть сложнее, как Игорь Аверкиев, который "просто" стал методично выкладывать фото с "любимой Францией".

Это дело вкуса, а не ценностей. Требовать быть "логически последовательным", "патриотичным" (а почему не было ливанского, российского, иракского, сирийского, кенийского ....?) - это рациональная ловушка. Мнимая "логическая последовательность" приводит либо к формальному выхолащиванию, либо к имитации, к потере искренности.

Каждый раз, каждая новая трагедия, либо порождает, либо не порождает эмоциональный отзыв, и каждый раз, заново, приходиться решать - придать или не придать его публичности, а если придать, то как. И только так можно по-настоящему критически разобраться, а почему данная трагедия вызвала или не вызвала социальный отклик.


Автор – координатор Пермского представительства Ассоциации «ГОЛОС», доцент, заместитель декана исторического факультета по учебной работе Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ), кандидат исторических наук.
Опубликовано: страница автора в Facebook
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


власть

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса