Скованные одной цепью

Текст: 
Ян Арт
...Есть и третья вещь, определяющая судьбу бизнеса. По данным статистики, россияне стали реже стричься, мыть машины, ходить в фитнес-залы и пользоваться химчисткой. Но это уже – совсем другая история.

Отличительная черта нынешнего кризиса – почти не говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Обычно эта тема звучит всегда – вечный рефрен российской власти. И в 1992 году звучала – мол, пока стихийно, мы будем способствовать. И в 1998 году – мол, ничего, что все рухнуло и счета в банках испарились – восстановим. И потом, когда затевали реформу в 2000-м. И даже когда высокая нефть покрывала все мыслимые и немыслимые потребности власти – вспоминали, что «будем поддерживать».

Тема поддержки малого бизнеса – обязательный элемент любой речи – от президентского послания парламенту до мэрских выступлений в любом городе. Так принято. О пенсионерах. О врачах-учителях. О «креативном классе». И о малом и среднем бизнесе.

Мы его государственно поддерживаем четверть века.

А он все на ногах не стоит.

Самое смешное, что и сейчас… Мол, будем поддерживать. Даже уже начали – вот сколько-то миллиардов выделили крупным производственным комплексам, еще сколько-то – крупнейшим банкам. Еще достраиваем стадионы к чемпионату мира. И еще решили дотировать авиакомпаниям рейсы из регионов России в Крым – момент требует. А вот как только с этим всем разберемся – сразу поддержим.

Вопрос в том, что российский малый и средний бизнес в поддержке как таковой не нуждается. Он нуждается, пожалуй, всего лишь в двух вещах.

Первая – неизменность правил игры. Налоги на зарплату – на десятилетия одни и те же. Либеральные, жесткие – лишь бы одни и те же. Требования к общепиту – одни и те же. В бетоне. В мраморе. Выходные дни – одни и те же. На века. Без игрищ в «каникулы», то майские, то рождественские. Косвенные «налоги» – одни и те же. Плата за парковку, установленная в Москве и некоторых крупных городах России, – это косвенный «налог» именно на малый и средний бизнес. У крупного – подземные гаражи, охраняемые стоянки или оплата парковки за счет бюджета. СМСки об уплате, чертыхаясь, отправляют именно предприниматели и их работники. Всевозможные тендеры – попроще. Это вранье, что тендеры равны и открыты для всех. На самом деле ни один малый бизнес не может себе позволить держать специально обученного человека, чтобы разбираться в хитросплетениях всевозможных конкурсов и готовить килограммы документации для участия в них. А если поднаторел и все же держит – значит, вбивает цену этого человека в стоимость работ. То есть – платит бюджет, налогоплательщик. И никаких «редизайнов». Все эти сносы киосков, потому что «мы тут по единому стандарту красиво сделаем», – это лукавство. Сначала – делайте новые. Потом – сносите старые. Только так, а не наоборот.

Вторая – банки. Это только кажется, что малый бизнес и банки – по разные стороны ограды. Одни маленькие, другие большие. Одни работают и отчаянно нуждаются в средствах, другие – наживаются на огромных кредитных ставках. На самом деле банки и малый бизнес – в одной лодке. Более, чем кто бы то ни был. У малого бизнеса, кроме собственных средств и банков, – нет никакого ресурса. Он не пойдет в губернаторский дворец или Белый дом за дотациями, «докапитализациями», субсидиями. Его попросту не пустят. Максимум куда пустят – на пиар-встречу, где его одобрительно похлопают по плечу. Мол, давай-давай. Если понравитесь – включат в комиссию. По поддержке и развитию. Будете там трепетать.

Кризис банковской системы – это кризис малого бизнеса.

Закрытие банка – это дефолт счетов малого бизнеса.

Ключевая ставка – это цена денег для банков и для малого бизнеса, и более ни для кого (остальные получат дешево или просто так).

Жесткие требования по кредитным рискам – это требования для малого бизнеса, который теряет доступ к кредитам без залога.

Решая вопрос с банками и определяя денежно-кредитную политику – определяют судьбу малого и среднего бизнеса. Судьбу крупного – определяют, решая вопрос с бюджетом.

Можно видеть в этом «заговор». Можно – совпадение. Можно – экономическую закономерность. Но невозможно сделать вид, что это не так…

* * *
Впрочем, теперь есть и третья вещь, определяющая судьбу бизнеса. По данным статистики, россияне стали реже стричься, мыть машины, ходить в фитнес-залы и пользоваться химчисткой. Но это уже – совсем другая история.


Автор – директор-главный редактор в информационном агентство Bankir.Ru, председатель наблюдательного совета в Maximarkets LTD и член совета в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), кандидат экономических наук, специально для «Иной газеты»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис