Штурм "Дворянского гнезда" в Березниках. Подробности

"Вы меня в угол загнали. Но если это опасная зона, то признайте мой дом аварийным, и это уже будет основанием для выселения, А сейчас, когда нам говорят, что мы живем в опасной зоне, но при этом землю не изымают, дом непригодным для проживания не признают, но требуют отселения. Это уже превышение всяких полномочий", - разгоряченно говорит застройщик/Фото Николая Анфалова для газеты "Березники Вечерние"

Жителей «Дворянского гнезда» – элитного посёлка в городе Березники, своего рода местной Рублёвки, попавшей в зону риска из-за последствий аварии на Первом руднике «Уралкалия», – пытались выселить с насиженных мест в принудительном порядке. Для этого была разработана спецоперация. В ней были задействованы значительные силы, начиная от полицейских и заканчивая подразделениями быстрого реагирования федеральной службы судебных приставов-исполнителей.

К штурму «Гнезда» судебные приставы были готовы еще с вечера, когда по службе прозвучала команда-сбор: к утру быть готовыми выступить в «Дворянское гнездо».

К 6.30 утра пятницы в элитный поселок (проспект Огарева) подтянулись полицейские на УАЗике и двух легковых автомобилях, человек двадцать березниковских судебных приставов, как в гражданской, так и спецформе. Сюда же явился представитель городской мэрии. Последней к месту действия прибыла спецгруппа судебных приставов-исполнителей из Перми. Несмотря на большое количество людей в форме, оружия и спецсредств при них не было.

В принудительном порядке предполагалось выселить собственников 8 частных владений.

– Не надо путать выселение с отселением, - поясняет перед началом операции заместитель начальника Управления имущественных и земельных отношений Елена Лебедева. – Фактически выселение означает лишение жилища человека, проживающего в нем постоянно или временно, а при отселении человек не теряет право на свою недвижимость, но ему предлагают отселиться в маневренное жилье. Сегодня будет отселение. Жителям будут вручаться ключи от маневренного жилья.

К Лебедевой подходит судебный пристав, интересуется:
– У вас ключи?
– Да, у меня. Ключи от квартир маневренного жилья надо вручить только пяти владельцам частных строений. Трое владельцев жилых помещений ключи уже получили.

Сверяют списки «новоселов», называя адреса домов и фамилии:
– Мымрины, Коробейниковы, Шевченко ключи получили...

Напомним, по иску администрации Березников было принято решение об отселении из опасной для жизни зоны в районе панелей переходного периода. Решение суда состоялось в декабре прошлого года. В январе оно вступило в законную силу. Судебные приставы взялись за работу. Собственникам жилых помещений направлялись постановления о возбуждении исполнительного производства, а также требования о добровольном исполнении решения суда. Кроме этого неоднократно осуществлялись выходы в жилые помещения. Но поговорить с собственниками не представилось возможным, и решение суда оставалось неисполненным.

– С целью избегания трагических последствий, а также человеческих жертв нами было принято решение о принудительном отселении жителей элитного поселка, - доложила судебный пристав-исполнитель Юлия Радионова.

Судебные приставы распределяют между собой дома, кому в какой дом идти. У каждого в руках какие-то бумаги. Люди сбились в кучки, что-то обсуждают. Спустя несколько минут, все решают идти в самый крайний дом на Огарева, 15.

Это унылое здание из темно-красного кирпича в три этажа. Владелец квадратного строения Николай Иванович создавал архитектурное творение по собственному особому проекту с сыновьями больше 10 лет и считает его уникальным. Семья застройщика собиралась жить в нем долго и счастливо не одно поколение. Но не пришлось. От опасного провала, образовавшегося 17 февраля, дом застройщика разделяют каких-нибудь 80 метров. Жители «гнезда» поговаривают, будто дом их соседа неумолимо сползает в сторону Первого калийного.

– Вот, посмотрите, дом наклонился в сторону 26-й школы, - обращает внимание один из жителей поселка.

Смотрю, но ничего не замечаю. Дом как дом. Стоит себе на земле прочно.

Тем временем пристав подходит к воротам красного дома и нажимает на кнопку звонка. Никакой реакции. Пристав звонит еще раз, еще и еще. Дверь не открывается. На помощь спешит служивый в черном.

Сейчас, думаю, разнесет дверь вдребезги. Но он лишь посильнее нажимает на дверь, и она отворяется. И вся большая группа (судебные приставы в черном, пишущая и снимающая братия) вваливается во двор. Вдалеке, где-то за домом, за теплицей из поликарбоната слышен приглушенный лай сторожевой собаки.

На красном тесном крылечке выстраиваются парни в черном. На стук входной двери из особняка выходит хозяин дома Николай Иванович. Со всех сторон, как по команде, щелкают фотоаппараты, и сверкают неоновым светом фотовспышки. Владелец дома взволнован. За его спиной жена. Она взволнована еще больше. Супруги не пускают приставов в дом и разговаривают с ними на крылечке.

– Вы должны выполнить решение суда и отселиться, - шелестит бумагами судебный пристав.

– Мы его выполнили два месяца тому назад, - сдерживая волнение, объясняет Николай Иванович. – Все документы по этому поводу были отправлены в службу судебных приставов и городскую администрацию. В настоящее время мы здесь не живем. Но посещаем дом регулярно, потому что здесь наше имущество, кошки, собака и цветы. Дом мы сдаем в аренду другому гражданину. Какие к нам претензии?

– Вы должны отселиться в маневренное жилье, получить ключи, - будто не слыша о чем говорит собственник жилья, повторяет пристав.

– Я свободный гражданин свободной страны и по Конституции РФ имею право жить там, где мне удобно. Право собственности я не лишен и вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Зачем мне ваше маневренное жилье, я нашел себе жилье. Мы спим там, где хотим спать.

– Вы должны отселиться по решению суда, - снова повторяет пристав.
– Я не преступник, чтобы отселяться на какой-то конкретный адрес…

– Но вы же понимаете, что здесь опасная зона.
– Я это понимаю. Вы меня в угол загнали. Но если это опасная зона, то признайте мой дом аварийным, и это уже будет основанием для выселения, А сейчас, когда нам говорят, что мы живем в опасной зоне, но при этом землю не изымают, дом непригодным для проживания не признают, но требуют отселения. Это уже превышение всяких полномочий, - разгоряченно говорит застройщик, размахивая руками.

Ещё долго препираются судебные приставы с владельцем особняка, перемещаясь с крылечка во двор на улицу, но все заканчивается тем, что владелец дома по Огарева, 15, отказывается получать ключи и переезжать в маневренное жилье. Судебные приставы оставляют акт. Николай Иванович его не подписывает. С тем и расстаются.

– Решение суда не исполнено, - резюмируют должностные люди. – Теперь вся ответственность за последствия лежит на собственнике жилья.

– Нас пугают рисками. Я неоднократно бывал в зонах боевых действий, вот там был риск, а здесь,.. - говорит другой отселенеп застройщик Андрей Коробейников.

Он, в отличие от соседа Николая Ивановича, не стал артачиться и согласился переехать в маневренное жилье в дом по улице Льва Толстого в начале марта. Однако и его не всё устраивает в этой спецоперации по отселению:
– Мне странно видеть здесь людей в форме, которые вместо того чтобы охранять общественный порядок в городе, должны присутствовать на этом «скучном» мероприятии. Мы все здесь цивилизованные люди. И все те вопросы, которые сегодня имеются, можно было решать в нормальной обстановке, а не нагнетая ее.

Судебные приставы заполняют какие-то бумаги. Тут же выясняется, что им нужен понятой. Приглашают меня. Я не отказываюсь,

В это время в домах на проспекте Огарева понемногу просыпаются люди. Некоторые из них, напуганные шумом, большим скоплением машин и людей, выходили на улицу и не понимали, что тут происходит.

– Откуда столько народу? Мы что, все уже здесь проваливаемся? Нас приехали эвакуировать? - обращается в толпу жительница «Гнезда» Татьяна Миронова. Женщину успокаивают, мол, ничего сверхъестественного здесь не происходит, просто приехали ключи вручить.

У фонарного столба, скучая, перетаптывается с ноги на ногу группа людей в черном. Им сегодня не повезло. Для них нет никакой работы. У ног бравых парней, не боясь, что обидят, мирно трется откормленный барский рыжий кот. Тем временем судебные приставы-исполнители сворачивают свою работу. Они выполнили свою задачу.

– И что изменилось? Ничего. Каждый, как говорится, остался при своих интересах. Приставы, наверняка. придут сюда еще не раз. Застройщики будут, как обычно, держать оборону. И так будет продолжаться до тех пор, пока не появится закон или пунктик в законе, благодаря которому изъятие земли, жилых помещений, их выкуп будет происходить не только как в отношении многоквартирных домов, но и частных владений. А пока этого нет, будет продолжаться противостояние между застройщиками «Дворянского гнезда», властью и городской администрацией, И все по-своему будут правы, - подвёл своеобразный итог один из тех застройщиков, чье жилье не попало под отселение.

И по всей видимости он тоже прав.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: газета «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Переселение