Березниковские депутаты смотрят программы

Процесс подготовки городского бюджета год от года становится все более унифицированным и все менее понятным для недостаточно подготовленных участников этого процесса.

Березниковская городская Дума рассмотрела 11 муниципальных программ, которые станут основой расходной части бюджета Березников на 2015-17 годы. Несмотря на то, что народные избранники согласовали задачи и суммы затрат, предложенные подразделениями городской администрации, вопросов у депутатов осталось немало.

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД
Процесс подготовки городского бюджета год от года становится все более унифицированным и все менее понятным для недостаточно подготовленных участников этого процесса. Несколько лет назад бюджет (по требованию федерального законодательства) стали верстать не на год, а на три с целью планирования долгосрочных проектов. По факту оказалось, что даже бюджет текущего года исполняется не по плану и едва ли не ежемесячно корректируется, поскольку затраты на те или иные проекты либо меняются по сумме, либо переносятся по срокам. Соответственно, планы на будущие годы так и оставались весьма условными пожеланиями. И каждый новый бюджет был не продолжением старого, а написанным практически с нуля.

С прошлого года в бюджетном процессе появилось новшество: перед рассмотрением главного финансового документа города утверждать отраслевые муниципальные программы. Учитывая, что расходы на программы составляют порядка 80 % всех расходов бюджета, то рассмотрение этих программ можно без преувеличения назвать нулевым чтением расходной части бюджета.

Напомним, что бюджет городской Думой рассматривается в двух чтениях. В первом определяются основные источники и суммы доходов, основные направления расходов. Во втором деньги распределяются по конкретным объектам и проектам, а также вносятся дополнительные поправки, на основные цифры кардинально не влияющие. Между первым и вторым чтением обязательны публичные слушания, в которых может принять участие и высказать свои мнения и пожелания любой горожанин.

Стоит отметить, что муниципальные программы составляются на основе программы социально-экономического развития города в 2014-18 годах, утвержденной Думой в марте нынешнего года. Несмотря на монументальность и долгосрочность этого документа, он, вполне вероятно, потребует правки в связи с переселением в 2015-17 годах 12 тысяч горожан в правобережный район города и продолжением агломерации Верхнекамских муниципалитетов. Соответственно, претерпят изменения и трехлетние программы. Хотя - давайте будем объективными - через год их снова перепишут. Почему – сказано выше.

ХОЧЕТСЯ КОНКРЕТИКИ
Впрочем, год – тоже серьезный промежуток времени. Особенно если в течение него состоятся выборы главы города и депутатов Думы (это случится в сентябре 2015-го). Буквально через полгода нынешним народным избранникам (по крайней мере тем, кто захочет продолжить депутатскую деятельность) надо будет отчитаться перед своими избирателями о том, какие позитивные изменения произошли в округе благодаря пятилетним трудам депутата.

По этой причине, уже начиная с утверждения программ, думцы проявили недюжинное желание получить конкретную информацию о том, что будет сделано в той или иной сфере (культура, спорт, благоустройство, ЖКХ) в каждом конкретном округе. Но эти вполне оправданные желания разбились о нюансы бюджетного процесса. Оказалось, что на данном этапе согласование программ расходования бюджетных средств по отраслям городской жизни заключается в следующем: руководители управлений администрации обозначают основные цели и задачи и озвучивают суммы. А конкретика в расходовании денег появится ко второму чтению бюджета.

Депутаты, особенно те, которые в Думе уже не первый созыв, к такому подходу никак привыкнуть не могут. Мало того, большинство целей и задач обозначено ростом положительных и снижением отрицательных показателей, выраженных в процентах. Причем критерии для этих самых показателей берутся согласно требованиям регионального бюджетного процесса и порой оказываются понятными далеко не с первого раза.

К примеру, спрашивает Вера Поморцева о том, заложена ли в программу «Развитие системы образования города Березники» замена насквозь продуваемых оконных блоков в детских садах в ее округе. А в ответ получает от председателя Комитета по вопросам образования Татьяны Мухатаевой, что оконные блоки не входят в число показателей, учитываемых при лицензировании детских садов. Зато туда входят кровли, на ремонт которых и запланированы средства.

На вопрос Галины Шамсиной и Игоря Вылетка, через какие показатели школы стимулируют к тому, чтобы улучшать здоровье учеников (через питание, физкультуру, витаминизацию, прививки), Татьяна Мухатаева поясняет, что показатели здоровья заведены в программу летней оздоровительной кампании. А что касается учебного года – увы!

Поинтересовалась Венера Каримова о многие годы стоящем незавершенным крестоподобном памятнике на кладбище, мол, есть ли этот объект в программе развития городской культуры. «Нет его» – ответила начальник Управления культуры Ольга Власко. Но есть показатели роста посещаемости учреждений культуры, праздничных мероприятий и успешности обучения в школах искусств.

Задался вопросом Сергей Алферов, почему в программе стоит показатель обеспеченности спортивных школ инвентарем в 70 %, а не в 100 %, и узнал от председателя комитета Александра Шамаева, что стопроцентная обеспеченность, исходя из нормативных требований, просто недостижима, а для успешной работы и 70 % хватит.

Вообще, именно программе «Развитие физической культуры и спорта» от депутатов досталось больше всего. Олегу Колпакову показалось странным, что отремонтировав за три года стадион, установив семь тренажерных площадок и ледовый каток, город увеличит обеспеченность березниковцев спортивными сооружениями всего на 2 %. Но выяснилось, что норматив обеспеченности включает только новые объекты, а не реконструированные. А семь площадок по отношению к человекоемкости всех спортивных сооружений и дадут те самые 2 %.

Сами по себе спортивные депутаты Олег Сергеев и Андрей Криктунов изумились, что за три года доля горожан, систематически занимающихся спортом, вырастет всего на полпроцента и достигнет аж 24. «А где 40 %, обозначенные президентом, а где ГТО? Что вообще делает спорткомитет?» – спросили депутаты.

Александр Шамаев и социальный вице-мэр Валерий Рахмуллин потратили немало времени, чтобы объяснить, дескать, физкультурой и время от времени спортом занимается намного больше березниковцев, чем 24 %, но для программы спорткомитет обязан придерживаться нормативов, утвержденных краевым министерством. И норматив регулярности занятий спортом подразумевает тренировки в организованной группе, не менее 2 раз в неделю и не менее 6 месяцев в году. Под этот странный показатель по факту попадают только детские секции, отсюда и небольшая цифра с небольшим ее ростом.

Этот марафон взаимного непонимания суммарно продолжался три часа. Депутаты пытались разобраться в показателях вырубленных тополей, старых «Газелей»-маршруток, как говорят, с пьяными водителями за рулем, качестве отремонтированных дорог, мизерном числе многоквартирных домов, участвующих в программах по капремонту общедомового имущества и придомовых территорий, газификации домов частного сектора… Но почти на все получали «показатели утверждены там-то и там-то, самодеятельность чревата серьезной ответственностью» или «конкретное распределение средств мы сейчас не обсуждаем».

И ведь не скажешь, что чиновники городской администрации что-то скрывают от депутатов. Нет, они действуют строго по процедуре, прописанной в законодательстве. Есть условные пять миллиардов на расходы. Собрало финансовое управление планы-хотелки с подразделений администрации и выдало взамен сумму, которую можно и нужно освоить. Но чтобы освоить, надо обозначить цели и получить согласие городской Думы. Да, и освоить желательно полностью, поскольку для управления муниципальными финансами также есть отдельная программа.

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
Несмотря на «показательную» проблему, все же было озвучено немало интересных цифр, которые будут определять жизнь березниковцев как минимум в ближайший год, а как максимум — в трехлетку.

Образование. Сегодня ждут своей очереди в детсады 647 детей в возрасте от 1 до 3 лет. В 2015 году запланировано открыть 360 дополнительных мест. Все дети от трех лет на сегодня имеют места в детских садах. Все образовательные учреждения лицензированные. Одна из задач – довести долю общеобразовательных учреждений, имеющих нормативную физкультурно-спортивную зону, в 2015 году – до 57 %, в 2017 году – до 81 %.

Культура. На ремонт бывшего кинотеатра «Авангард» – 86 млн руб., и 25 млн руб. - на строительство подсобного помещения для драмтеатра.

Молодежная политика. Ожидается рост числа молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, обеспеченных временной работой (с 2015 по 2017 год – 1910 человек); увеличение количества побед молодых горожан на краевом и федеральном уровнях (с 2015 по 2017 год – 51 человек); рост числа молодых семей, обеспеченных жильем (с 2015 по 2017 год – 270 семей).

Благоустройство. Рост благоустроенных парков и скверов до 50 % от общего количества их площадей (за счет реконструкций Комсомольского и Городского парков, Чеховского сквера), уменьшение площадей несанкционированных свалок и увеличение доли автодорог в нормативном состоянии до 63,5 %. В следующем году планируется капитально отремонтировать с расширением проезжей части участок по ул. 30 лет Победы, от ул. Пятилетки до ул. Набережная. В 2016-м – участок дороги по ул. 30 лет Победы, от ул. Юбилейная до ул. Пятилетки.

ЖКХ. В 2015-2016 годах планируется газифицировать 99 домов и довести объем газификации городского жилфонда индивидуальной застройки до 25,4 %, или 1795 домов.


Опубликовано: березниковская независимая газета «Неделя.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


местное самоуправление