Туманы родины моей

Текст: Ольга Коновалова

Это только на первый взгляд кажется, что все туманы одинаковые. Но как динамичны они в глазах русских поэтов, взять хоть пушкинские строки: «Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползёт туман…» А ещё они веют, опускаются, поднимаются. Вот и у пермского художника Юрия Арапова есть своё творческое видение, своя классификация туманов: низовые, кочующие, густые над лесом и лёгкие над рекой. Сегодня персональная выставка автора «Туманы родины моей» демонстрируется в малом выставочном зале БИХМ им. И. Ф. Коновалова.

Это только на первый взгляд кажется, что все туманы одинаковые. Но как динамичны они в глазах русских поэтов, взять хоть пушкинские строки: «Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползёт туман…» А ещё они веют, опускаются, поднимаются. Вот и у пермского художника Юрия Арапова есть своё творческое видение, своя классификация туманов: низовые, кочующие, густые над лесом и лёгкие над рекой. Сегодня персональная выставка автора «Туманы родины моей» демонстрируется в малом выставочном зале БИХМ им. И. Ф. Коновалова.

Туманы Игорь Арапов предпочитает всем другим явлениям природы. Они для него - предмет восхищения и вдохновения. Кстати, туманный Лондон обрёл свою популярность лишь после того, как был запечатлён на полотнах импрессионистов.

Увлёкшись этим явлением, Игорь Васильевич создал серию пейзажей, изобразив на своих картинах лёгкую утреннюю дымку над поляной, густой туман над рекой и туманные горизонты далёких просторов… Всё это родная уральская природа, берега реки Чусовой: монументальные скалистые и таинственные низинные, запорошенные снегом и расцвеченные роскошными красками осени. И все они подёрнуты пеленой тумана.

И, тем не менее, на выставке нет ни одной похожей работы. «Лунная ночь на Чусовой» уводит зрителя в зачарованный сказочно-былинный мир. При детальном рассмотрении картины создаётся ощущение, что из далёкой дымки вот-вот появится ладья Садко или зловещий Черномор, несущий по небу Руслана. А «Зимняя ночь» вновь навевает стихотворные строки: «Туман морозу помогал без снега сделать город белым, в куржак деревья одевал и всё белил, как будто мелом» (Сергей Грачёв).

Удивительно, как много можно передать словами, музыкальными звуками и красками! Искусство и существует затем, чтобы раскрывать человеку красоту, которую он в суете жизни не замечает. Разглядывая одну из лучших картин «туманной» серии - «Утро в апреле», написанную автором в 2007 году, в голове вертится увертюра «Утро» к драме Ибсена «Пер Гюнт», созданная великим композитором Григом. Впрочем, каждый пейзаж Арапова достоин своей «бессмертной» мелодии.

Мы привыкли созерцать изобразительное искусство в тишине, но этой выставке для полноты ощущений очень подошло бы музыкальное сопровождение. Только искушённый зритель, художник или искусствовед может читать символику картины так же, как музыкант ноты, а неискушённому – музыка помогла бы более глубоко прочувствовать изображение и создала нужное настроение. Конечно, далеко не все выставки требуют музыки, но здесь так и напрашивались негромкие переливы, сменяющие радость на тихую грусть, а лёгкую тревогу на торжество.

Наталья Бондаренко, методист: «Игорь Васильевич - пермский художник и реставратор с весомым стажем – почти полвека он реставрировал картины, скульптуры и иконы, хранящиеся в Пермской художественной галерее. Именно с него здесь началось реставрационное дело, и очень долгое время он был единственным реставратором на всю область. Так же хотелось бы отметить, что именно Арапов после многолетнего перерыва возобновил поисковые экспедиции по Прикамью, спасая произведения древнерусского искусства».

Однако себя Игорь Арапов считает прежде всего художником. Он – приверженец классической традиции, будь то русская икона или русская пейзажная живопись. Постоянно соприкасаясь в работе реставратора с шедеврами искусства, он внимательно изучал секреты старых мастеров и использовал их в своём творчестве. Араповым созданы десятки картин, в том числе выполненные в сложных техниках печатной графики и разных видах декоративно-прикладного искусства. Кстати, на выставке представлены три его офорта в технике сухой иглы из фонда березниковского музея.

Всё же большую часть жизни художник отдал пейзажам, он до сих пор не устаёт искать нюансы в передаче изменчивых состояний природы. Игорь Васильевич утверждает, что любит туманы с детства. Они меняли весь окружающий его мир, всё становилось вдруг как бы нездешним, каким-то немного призрачным.

Говорят, что китайские философы, удаляясь от суеты, любовались туманами, воспевая их в поэзии и живописи. Суета жизни Игорю Арапову тоже чужда, и он также неспешно любуется природой, выражая состояние своей души в позитивных, светлых работах. Спешите увидеть эту замечательную экспозицию, выставка продлится до 21 августа.


Опубликовано: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство