Переселение - не единственный вариант для моногорода

Проблема любого моногорода – это монозависимость. Закрытие градообразующего предприятия означает смерть для всего города. И таких городов в России очень много. Ведь вся советская промышленность была построена по принципу моногородов. Сегодня, по сути, у моногорода только два пути развития: создавать альтернативную занятость, не связанную с градообразующим предприятием, или переселять людей

Текст: Иделия Айзатулова

28 апреля президент России Владимир Путин раскритиковал федеральное правительство за медлительность в решении проблемы моногородов. Мы попыталась разобраться в проблеме на примере города Краснотурьинск Свердловской области во время беседы с директором по связям с государственными органами компании «РУСАЛ» Олегом Вайтманом.

– Мы собрались, чтобы обсудить проект индустриального парка «Богословский», который может стать эффективным инструментом развития моногорода Краснотурьинск. Но вначале давайте поговорим непосредственно о моногородах. В чем «ахиллесова пята» моногородов? Как можно их можно развивать?
– Проблема любого моногорода – это монозависимость. Закрытие градообразующего предприятия означает смерть для всего города. И таких городов в России очень много. Ведь вся советская промышленность была построена по принципу моногородов.

Сейчас, по официальным данным, в России 342 моногорода. Но в действительности их еще больше. Например, такие города Западной Сибири, как Новый Уренгой, Салехард, Когалым, Нефтеюганск – тоже моногорода. Пока там добывается нефть, они развиваются. Но через 20-30 лет они закончат свое существование. Любой моногород в силу смены технологий или выработки месторождения рано или поздно закончится свое существование. Как говорится, «каменный век закончился, не потому что закончились камни, а просто пришел следующий технологический уклад».

Сегодня, по сути, у моногорода только два пути развития: создавать альтернативную занятость, не связанную с градообразующим предприятием, или переселять людей. Именно по первому пути мы пошли в Краснотурьинске, где градообразующим предприятием является Богословский алюминиевый завод (БАЗ).

– Что было сделано в этом направлении?
– До недавнего времени на БАЗе было два передела: производство глинозема и алюминия. Но в силу того, что цена на электроэнергию выросла до 7 центов за киловатт против предельно допустимых 3 центов, производство алюминия пришлось закрыть. Сейчас мы производим там только глинозем и отправляем его на наши предприятия в Восточной Сибири.

Чтобы сохранить рабочие места, загрузить незадействованные мощности, а также улучшить инвестиционный климат, компания выступила с инициативой создать индустриальный парк на территории недостроенной в 1970-х годах второй очереди (около 100 га) Богословского алюминиевого завода.

В качестве вклада «РУСАЛ» внес земельный участок с объектами инфраструктуры. Идея была поддержана правительством Свердловской области в лице Корпорации по развитию Среднего Урала и компанией «Энергетические проекты», вошедшие в состав учредителей управляющей компании индустриального парка с равными долями в 1/3.

В результате мы предложили инвесторам промплощадки со всей инфраструктурой: водой, канализацией, отоплением, электричеством и даже железнодорожными путями. Причем «РУСАЛ» не планирует на этом зарабатывать.

– Насколько вы считаете индустриальный парк эффективным инструментом развития моногорода?
– Я уверен, что после запуска индустриального парка «Богословский» жизнь города изменится. На встрече в конце февраля в Краснотурьинске была представлена концепция, как будет выглядеть индустриальный парк, которую на свои деньги заказала компания «Энергетические проекты» у архитектурного бюро в Германии. И, скажу честно, мы смотрели на этот концепт, как на что-то фантастическое. Современная планировка, продуманная логистика, безграничные возможности для развития малого и среднего бизнеса.

И тогда я вспомнил, как работал в Ханты-Мансийске, наглядном примере моногорода. Приехав в 1997 году в город, где были деревянные тротуары, а по центру города гуляли коровы, я и представить не мог, что через 5 лет тут будут гранитные бордюры, построен лучший в мире биатлонный центр. А сегодня в городе функционируют два ледовых дворца, огромный шахматный зал. Численность населения с 1998 по 2013 годы выросла с 35 тысяч до 91 тысячи. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, с уверенностью могу сказать, что у Краснотурьинска есть все шансы стать полноценным городом с развитой экономикой.

– Сколько компаний подали заявки на размещение своего производства на территории индустриального парка? Сколько рабочих мест появится благодаря индустриальному парку?
– На сегодняшний день заявлено порядка 10 проектов. Крупнейшими якорными резидентами, которые займут около 35% площади всего парка, являются компании «Энергетические проекты» и «Митал».

Компания «Энергетические проекты» планирует развивать на территории индустриального парка два проекта: производство изделий из алюминия методом литья и штамповки и извлечение редкоземельных металлов из красного шлама. Причем инвестиции только в производство изделий из алюминий составят почти 7 млрд рублей.

Компания «Митал» планирует брать содосульфатную смесь, побочный продукт при производстве глинозема и делать из него моющие порошки. В настоящий момент оборудование монтируется в одном из цехов завода. Производство будет запущено уже этим летом.

Строительство других производственных мощностей на территории индустриального парка начнется сразу, как только государство приступит к финансированию инфраструктуры, подходящей к индустриальному парку.

Если говорить о новых рабочих местах, то только два этих ключевых резидента создадут около 550 новых рабочих мест (порядка 250 человек нужны «Миталу», 300 - «Энергетическим проектам»). Причем это высокотехнологическое и высокопроизводительно производство. Всего индустриальный парк может создать более полутора тысяч рабочих мест с учетом сервисных служб.

– Вы сказали, что компания «Энергетические проекты» планирует направить в проект почти 7 млрд рублей. Отсюда возникает вопрос, кто будет выдавать кредиты под проект в Индустриальном парке?
– Кредитование предполагается Внешэкономбанком (ВЭБ) и будет осуществляться на льготных условиях. Причем ускоренному прохождению на получение кредита способствует то, что зампред правления ВЭБа Ирина Владимировна Макеева является одновременно руководителем правительственной Рабочей группы по моногородам, через которую поступают проекты на рассмотрение в ВЭБ.

Однако в целом ситуация с кредитами остается сложной. Высокая стоимость кредитных ресурсов и привязка импортного оборудования к изменению курса валют серьезнейшим образом влияет на проект. Необходимо снижать стоимость кредитов.

При этом снижение кредитной ставки – это только один инструмент стимулирования бизнеса. Инвесторам надо создавать дополнительные преференции. Во всяком случае, пока они не выйдут на окупаемость.

– Согласно канадским и американским принципам работы, инвесторам полностью возвращаются затраты на R&D и на закупку нового оборудования, сбрасывается налог на добавленную стоимость в первые три года. Как обстоят дела в нашей стране?
– Абсолютно точно! Подобные программы есть Восточной Европе: Чехии, Словакии, странах Прибалтики. Они стимулируют повышение занятости в регионах. Если ты построил предприятие и создаешь новые рабочие места, государство возвращает тебе 40% капитальных затрат. При этом процедура возврата не является архисложной. Я сам ездил на завод модульных конструкций в Латвии. Процедура возврата денег заняла два месяца. Завод даже не вышел на проектную мощность, он был в стадии пуска. И это не уникальная ситуация.

В Краснотурьинск к нам приезжал акционер крупной компании из Чехии, выступающий техническим консультантом компании «Энергетические проекты». У него заводы в Чехии и США по производству автокомпонентов для Audi, BMW, Mercedes и для вертолетов Augusta . Выступая на рабочей встрече в Краснотурьинске, он сказал: «Господа, я собираюсь строить еще один завод. И я готов построить его за полтора года в России, если получу такие же экономические условия, как Чехии. При этом заберу весь объем автокомпонентов в Европу».

Но, к сожалению, в России нет подобных мер поддержки предпринимателей.

– Вы также упомянули финансирование инфраструктуры парка. Какой-то объем инвестиций все же планируется направить в проект?
– После утверждения всей проектной документации, государство обеспечит финансирование инфраструктуры в размере 1,6 млрд рублей. Причем большая доля средств пойдет на строительство нового водовода для города. Пока водозабор идет из открытого источника, что противоречит санитарным нормам. Таким образом, примерно 60% из этих средств - это вода. Безусловно, вода пойдет и в парк, но 99% заберет город.

– Подскажите, на какой стадии сейчас находятся документы? Как долго ждать финального утверждения?
– В рамках рабочей группы по моногородам подготовлены все документы и сданы в правительство на получение средств на развитие индустриального парка.

К сожалению, у Минфина, как обычно, нет денег и они не особо поддерживают проект. Но надеемся, что прямое поручение президента, данное им на совещании в Петрозаводске 28 апреля изменит ситуацию в нашу пользу. Возможно, в ближайшие два месяца все состоится. Люди этого очень ждут. Инвесторы потратили значительные средства.

– Помимо Минфина, с какими еще трудностями сталкивается «РУСАЛ»? Возможно, есть противоречия с региональными властями?
– Надо отдать должное, региональные власти на уровне субъектов федерации и муниципалитета оказывают полное содействие.

Мэр Краснотурьинска Александр Устинов и его команда горячо болеют за этот проект. На уровне области активную позицию занимает зампредправительства Алексей Васильевич Орлов, который курирует это направление. Тут полное единение с муниципалитетом и областью, шероховатостей нет. Инвесторы видят это и уже стоят на низком старте. Дело осталось за малым. Государство должно подкрепить свои намерения и начать финансирование инфраструктуры.


Автор – журналист портала Газета.RU
Опубликовано Газета.RU
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью