Пыскор с… солью

Текст: Сергей Скворцов

Посёлок Пыскор Усольского района, основанный в 1558 году, благодаря началу соледобычи может погибнуть. Как ни странно, опять из-за соли.

Сейчас здесь живёт 1055 человек, не считая многочисленных дачников с домиками на живописном берегу Камы. Здесь тихо, красиво, легко дышать, можно сбежать от мирской суеты, поднявшись на Пыскорскую гору для обозрения местных святынь – Никольского храма и Спасо-Преображенской церкви.

Впрочем, умиротворение и благолепие Пыскора очень обманчиво. Сегодня его, быть может, впервые за 450-летнюю историю посёлка захлестнули митинговые страсти. Пыскорцы хотят референдума. Местом их маленького «Майдана» стал, правда, не сам посёлок, а площадь Елькина в Усолье, где две недели назад собрались противники разработки рассолопромысла Березниковского содового завода и рассолопровода, который планируется протянуть от участка добычи в районе Цепенниково, недалеко от Пыскора, на содовый завод.

На площадь пришли не только пыскорцы, но и жители Усолья и Березовой-на Каме (эти три поселения недавно были административно объединены в одно Усольское поселение). Люди сказали твёрдое НЕТ как рассолопромыслу, так и рассолопроводу. Инициативная группа под руководством директора Пыскорской средней школы Натальи Овсянниковой собрала 318 подписей, необходимых для регистрации в ТИК и рассмотрения вопроса о референдуме усольской Думой.

Причём это тот случай, когда народ и власть едины как никогда, пожалуй, даже больше, чем при коммунистах.

Рассолопромысла не хочет никто: ни усольские депутаты, ни районная администрация, ни администрация поселения. Не хотел его и бывший глава Усольского района Геннадий Шехматов, который в своё время обращался к начальнику управления по недропользованию А.В.Белоконю с просьбой принять решение об отмене проведения аукциона на право получения горного отвода для добычи каменной соли рядом с Пыскором.

Это, впрочем, не помогло, и по итогам аукциона, состоявшегося 20 августа 2012 года в Перми, Березниковский содовый завод был признан победителем, получив право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменной соли на содовском участке Верхнекамского месторождения солей в Усольском районе и соответствующую лицензию, действующую до 2037 года.

В настоящее время там проведены разведочные работы, но рассолопромысел пока не ведётся из-за праведного возмущения усольчан.

«Содовики сюда к нам приезжали, – говорит специалист Усольского городского поселения Валентина Лапаева. – Успокаивали, говорили, что никакого вреда от рассолопромысла не будет, зато будут рабочие места, даже помощь обещали (какую именно, я вам не скажу, – с загадочной улыбкой добавляет женщина). Сказали, что им важен очень этот рассолопромысел и что урочище Цепенниково – самый перспективный участок. Всё это понятно. Но нам-то что делать? Учёные говорят, есть опасность засоления территории, Пыскор может остаться без воды. Представляете, из-за десяти-пятнадцати рабочих мест мы можем потерять воду».

К слову, помощь, о которой обмолвилась Лапаева, Пыскору, конечно, очень нужна. Посёлок, а он состоит из частного сектора (старый Пыскор) и 2-, 3-трёх-этажных многоквартирных домов, газифицирован только на треть, проблемы с теплом, большинство домов топят дровами. В общем, есть тут кому помогать. «Но засоление – это страшнее», – с ноткой предчувствия ожидаемой всеми беды добавляет Валентина Васильевна.

А может, всё это пустое? Мало ли что люди говорят? Может, начнут добывать рассол и расцветёт Пыскор, станет микроточкой роста на карте Усолья, и о былых страхах заживо засолиться здесь будут вспоминать со смехом?

Нет, оказалось, пыскорский страх возник как раз на научной основе.

ОАО «Западно-Уральское гидрогеологическое предприятие» «Западуралгидрогеология» представило Министерству природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края заключение о влиянии строительства и размещения рассолопромысла на качество пресных подземных вод.

«Однозначно следует констатировать, написано в нём, что рассолопромысел окажет негативное воздействие на подземные воды основного водоносного комплекса, задействованного в системе хозпитьевого водоснабжения населённых пунктов правобережья реки Камы и водохранилища.

Подъём рассолов происходит по затрубному пространству рассолодобывающих скважин, поскольку абсолютной изоляции многометровых обсадных колонн достичь невозможно. К тому же в процессе эксплуатации будут выработаны огромные пустоты выщелачивания солей, активизируются процессы обрушения замещающих пород и, соответственно, подъёма рассолов в пресную зону. Нетрудно представить, что будет происходить после бурения и пуска в эксплуатацию нагнетательных и рассолоподъёмных скважин.

Исходя из изложенного, говорится в документе, следует рекомендовать воздержаться от размещения рассолопромысла «Содовый» на правобережье водохранилища».

Аналогичную оценку геологической ситуации в районе участка планируемого рассолопромысла дал институт горного дела УРО РАН г.Екатеринбурга:

«Опасным последствием, говорится в его заключении, принятого способа разработки является безусловное химическое загрязнение и нарушение действующего подземного водозабора».

Пожалуй, определённей, чем это сделали учёные, выразить позицию по будоражащему сейчас всё Усолье, а особенно Пыскор вопросу трудно. Заключение геологов зачитывали на митинге, его пересказывают друг другу при встрече, передают из рук в руки как какую-нибудь подпольную литературу. Люди боятся, что завтра и правда кончится пресная вода, а пить рассол они, увы, пока не научились.

«Мы живём и боимся, – говорит Надежда Желтова, социальный педагог, – боимся остаться без воды. Мы живые люди, у нас растут дети. Помогите нам, мы хотим пить чистую воду».

(Кстати, вода в Пыскоре сейчас действительно отличная, рядом с посёлком находится артезианская скважина, из которой она поступает в посёлок по водопроводу.)

Что будет по нему течь завтра, решается не только на народных сходах, но и в пермском Арбитражном суде. В апреле начался суд по иску Березниковского содового завода к администрации Усольского района, не дающей добро на разработку рассолопромысла. Стороны процесса уже представили свои позиции, 8 мая продолжение и, возможно, решение, судьбоносное для Пыскора, Усолья, для соседних Березников, активно и давно осваивающих правый берег Камы.

«Я должен быть со своим народом, – говорит глава Усольского поселения Анатолий Грачёв, которого я попросил высказаться по вопросу, быть или не быть рассолопромыслу в Усолье. – Если народ обеспокоен, если он хочет выразить свою волю на референдуме, то ни я, ни усольские депутаты не можем быть против и даём ему право высказаться. Раз существует опасность засоления, значит, надо её избежать. И сделать так, как скажет народ. Ориентировочная дата, на которую может быть назначен референдум, – 15 июня».

А что думают на Березниковском содовом заводе? Отдают ли там себе отчёт в реальности локальной экологической катастрофы?

Вот выдержки из ответа пресс-службы предприятия на официальный запрос редакции:

«В 2013 году генеральной проектной организацией ООО «Химпроект» (г.Санкт-Петербург) разработаны основные технические решения строительства рассолопромысла. В составе ОТР разработаны мероприятия по охране окружающей среды при эксплуатации рассолопромысла, в том числе мероприятия по охране недр и исключению проседаний земной поверхности, мероприятия по охране поверхностных и подземных вод, по охране атмосферного воздуха. Проектируемая технология добычи соли методом подземного растворения предусматривает и гидравлическую изоляцию размываемых камер от всех водогазопроницаемых подземных горизонтов… Данная технология реализована во всех рассолопромыслах России, а также в Белоруссии, Польше, Болгарии, Германии, Турции и других странах.

Дефицит воды в Пыскоре ощущается давно. Маломожные водозаборные скважины нуждаются в реконструкции. Завод готов протянуть руку помощи для решения нормального обеспечения водой жителей села. Строительство рассолопромысла, который займёт совсем небольшую площадь, ничем не угрожает поселению. Напротив, оно выгодно для посёлка, который одновременно получит стабильное водоснабжение….»

Убедит ли этот ответ пыскорцев, живущих рядом с городом, в котором уже произошла одна техногенная авария? Думаю, что нет, а значит, противостояние интересов завода и жителей Пыскора, скорее всего, продолжится.

Аникий Фёдорович, повторюсь, перед смертью ушёл в Пыскорский монастырь, считал, видимо, себя большим грешником и желал хотя бы в конце жизни нести расплату за сделанные ошибки. Нынешним вершителям судеб такая перспектива явно не улыбается. Нет уже того монастыря, а завтра может не стать и Пыскора.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активноcть