У нас было детство. Без интернета

Наверное, уже никто толком и не помнит, что было вначале: Интернет создавался под компьютер или компьютер под Интернет? Но с появлением последнего появилась новая реальность — кибержизнь, веб-пространство со своими законами развития и угасания. Многие, не задумываясь, отдавали этой иллюзорной жизни все свое свободное время, не препятствовали тому, что дети часами просиживали в Интернете, и вдруг встали перед очевидным выводом — оказывается, за последние 10 лет воспиталось поколение, которое и физически, и интеллектуально, и нравственно отличается от детей предшествующих поколений 70-80 годов. И далеко не в лучшую сторону.

ИНТЕРНЕТ ПРИШЕЛ НАВСЕГДА
Компьютеры сегодня имеет большинство людей. Наличие умной машины больше не показатель продвинутости владельца или статуса преуспевающего человека. Компьютер можно купить за небольшие деньги, приобрести в рассрочку, в конце концов, найдется немало людей, готовых отдать списанные машины. С помощью компьютера мы учимся, работаем, развлекаемся. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, платежи, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество. В разумных пределах пользование Интернетом, даже некоторые видеоигры могут быть полезны: они развивают логику, мышление. По данным президента творческого объединения «Юнпресс» доктора педагогических наук Сергея Цымбаленко, Интернет стал массовым: 93 процента школьников регулярно пользуются глобальной сетью в повседневной жизни. В городах процент пользователей достигает 96 процентов школьников. Доступный Интернет есть в поездах, самолетах, школах, в самых отдаленных пунктах. Можно со стопроцентной уверенностью сказать: Интернет пришел навсегда.

ВЫВОД ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Однако эта ситуация имеет и обратную сторону – чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой запретной в обществе информации с помощью Интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к уходу от реальности, фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное. Компьютер и Интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, которые с их помощью могут стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

По мнению педагога-психолога школы № 8 Алексея Кулаева, дети стали в разы меньше общаться друг с другом в школе, во дворах, на улице. Общение ушло в Интернет, в социальные сети. Вывод, который делает школьный психолог Алексей Кулаев, тревожен — идет личностная деградация школьников.

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ - СОВЕТСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ?
Дети слабо ориентируются в окружающем мире. К сожалению, мало кто из современных детей может назвать подвижные традиционные игры. «Лапта», «вышибалы» и даже тихие «классики» для девочек уходят в прошлое. Девочки предпочитают на переменах поиграть в электронные «классики» в планшетниках и айфонах. Физическая нагрузка на современных детей сильно уменьшилась, и уроки физкультуры уже не оказывают серьезного влияния на развитие подросткового организма. Наступает гипподинамия — падает мышечный тонус. Подвижные игры, в которые после уроков играли подростки 70-80 годов, забыты, зато любой современный подросток особо не задумываясь, назовет с десяток компьютерных игр: «ГТА», «Замок Вольфенштайн», «Резня бензопилой», зомби различных мастей. Часть из них построена на сюжетах магии, где присутствует полный спектр колдовских сил. Игры с великолепной графикой уносят подростка в нереальный мир, где за время игры он может и умереть, воскреснуть несколько раз и сам убить с десяток врагов. Один старшеклассник по моей просьбе подсчитал, что за час игры в «стрелялки» его «убивали» 12 раз, сам он «убил» 80 врагов. Впрочем, это зависит от опыта игрока и сложности уровня игры.

Дети не умеют общаться, играть в подвижные игры, говорить, логически излагать свои мысли. Педагоги сетуют, что многие не знают не только своих сверстников — героев Великой Отечественной войны, но и известных полководцев, имена которых еще 10-15 лет назад были у всех на слуху.

- Назовите полководцев периода Великой Отечественной войны? - нередко просят абитуриентов на экзамене в училищах и техникумах
- Можно мы ответим на вопрос в виде теста? Нам так привычнее и проще, - предлагают ребята.

Допустим, тест выглядит следующим образом:

Назовите советских полководцев 1941-1945 годов?
Варианты ответов:
- Г.К.Жуков
- К.К. Рокоссовский
- Гай Юлий Цезарь
- Дуглас Макартур.

Бывает, что называют и Цезаря, и генерала Макартура, американского военачальника. И не потому, что хотя бы восхищены его полководческим талантом, а просто с его фамилией связана популярная среди подростков игра «Медаль за отвагу». С именем Цезаря ассоциируются целая серия игр — стратегий.

К счастью, недавно стало известно, что по словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, структура ЕГЭ вновь претерпит некоторые изменения. Уже со следующего года школьников лишат возможности положиться на удачу и выбирать один из четырех вариантов ответа в блоке «А» единого экзамена. Этот блок школьники прозвали «блоком-угадайкой». В самом деле, можно, особо не напрягаясь, попытаться угадать правильный вариант. Иногда метод тыка срабатывает. А дальше «технику» угадывания дети переносят на свою жизнь.

Педагоги считают, что монологическая речь у обычного школьника должна в среднем длиться две-три минуты, а у детей «Интернета» она продолжается 30-40 секунд. Информация в Интернете линейна: ее можно просто читать. Чтобы получить ее, не нужно общаться со сверстниками или взрослыми, ее можно прочитать, она не вызовет ассоциаций, эмоций, сопереживаний. Даже при чтении книги включается воображение. Потому ученые придумали определение для нынешнего поколения детей — эмоционально холодные.

Очень медленно происходит социализация в обществе. Нет опыта общения, построенного еще и на эмоциях. Полученный «смайлик» - еще не показатель искренности собеседника.

«ТУК, ТУК» В ВАШ «FACEBOOK»
Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 15 до 17 лет.

Были выявлены, в частности, следующие результаты:

- Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
Примерно половина респондентов проводят за компьютером в день по 4-6 часов, что превышает безопасную суточную норму работы с компьютером в два или в три раза, а соответственно, вредит психическому и физическому развитию подростка.

- Как часто из-за времени, проведенного за компьютером, страдает ваше образование?
Опрос показал, что более половины опрошенных подростков признают, что их увлечение компьютером негативно сказывается на учебе. Это является очень серьезной проблемой, так как в подростковом возрасте учеба является одной из важнейших сфер деятельности.

- Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20 процентов опрошенных подростков часто предпочитают проводить время за компьютером, «ВКонтакте», «Фейсбуке», нежели общаться непосредственно со своими друзьями. Благодаря компьютерному приложению «тук-тук» можно поприветствовать друзей, «постучать» друг другу или группе друзей при отправке сообщения, фотографии, видео. Чрезмерное времяпровождение в Интернете ведет к утрате интереса к социальной жизни и еще раз подтверждает то, что компьютер способствует обособлению личности, ведет к нарушению социализации в обществе, замкнутому образу жизни, снижению коммуникабельности подростков.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон, из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе. Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей. Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Ребенок стал более раздражительным или, наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ
Как избавиться от подростковой Интернет-зависимости? От Интернет-зависимости можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого в первую очередь обратите внимание на образ жизни вашей семьи — достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы, и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах?

Если такого нет, попробуйте начать прямо сейчас – поговорите с подростком, дайте ему понять, что вам искренне интересны все его мысли и дела, предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в Интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания.

НАШ ОПРОС
Осознаете ли вы опасность от длительного пользования Интернетом? Как оградить ребенка от избыточного виртуального мира? На эти вопросы мы попросили ответить родителей школьников.

- Был период, к счастью, короткий, когда я с сыном увлекся играми. Мы сидели по 3-4 часа, забывали про еду, даже в туалет не ходили. Потом, когда Андрей стал получать тройки я понял, что нужно ограничивать время пребывания в Интернете. Сейчас положение выправилось. - Валентин Мельников.

- Я года два не мог добиться, чтобы мой сын не торчал долго в Интернете. Ставлю пароль на вход в Интернет: он его ночью взламывает, утром, чтобы я ни о чем не догадался, ставит мой же пароль. Однажды подвел его к зеркалу и сказал: «видишь в зеркале глистеныша — это ты. Через года два вообще превратишься в полнозрелого глиста. Согласен, что нужно физически развиваться?» Он согласился. Мы договорились: он занимается в секции и Интернетом пользуется 1,5 часа в день. - Кирилл Топоров.

- Нужно или увеличить количество часов для занятий физкультурой, или обязать каждого школьника заниматься в спортивной секции. Дома я ограничиваю Интернет, так он есть в телефонах, планшетниках. Во многих школах включен wi-fi, и они, вместо того, что бы как мы в свое время на переменах бегать друг за дружкой, тычутся в эти планшетники, зрение портят. - Валентина Федоровна Косичкина.

- Как ограничишь? Мы с мужем весь день на работе. Дети предоставлены сами себе. Не подключать Интернет, они уйдут к подругам и там будут сидеть в социальных сетях. Единственный способ — договориться с ребенком: пока не сделаешь уроки — компьютер не включать. - Инга Павлова.


Опубликовано: «Неделя.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс