Надломленная березниковская веточка

Текст: Ирина Гросу

Маленькая жительница Березников в силу обстоятельств рассталась со своей семьёй. Пока на время. Но, возможно, что она больше не вернётся к маме и папе. Мы попытались разобраться, почему сложилась такая ситуация, и понять, есть ли шанс её исправить.

СИГНАЛ SOS
Имена некоторых участников этой истории пришлось изменить – ведь речь идёт об интересах несовершеннолетней. А началось всё со звонка в редакцию. Взволнованная женщина, которая представилась Ларисой Михайловной, била тревогу. Дело в том, что она является приёмным родителем 17-летней Ксюши, мать которой больше десяти лет назад лишили родительских прав. У Ксюши есть сестрёнка, трёхлетняя Арина, и в настоящее время она проживает вместе со своей мамой Еленой. Лариса Михайловна рассказала, что женщина, которая бывала в местах лишения свободы, сейчас тяжело больна и практически не встаёт с постели. Когда старшая сестра и её приёмная мама навещали маленькую Арину в последний раз, страшно расстроились: малышка не посещает детский сад, у неё нет самого необходимого, с ней никто не занимается, в доме находится неизвестный нетрезвый мужчина, якобы отец ребёнка. Лариса Михайловна настаивала – малышку из неблагополучной семьи нужно срочно забрать.

Мы тут же связались с органами опеки и попечительства и инспекцией по делам несовершеннолетних. Оказалось, что в их поле зрения эта семья ни разу не попадала, на учёте как неблагополучная также не состоит. Тем не менее представители служб сразу отреагировали на наш звонок, и на следующий день ровно в девять утра мы вместе отправились навестить Елену и её дочку. Делегация получилась весьма внушительной – Валентина Владимировна Куделько, инспектор по делам несовершеннолетних, Ида Анатольевна Баринова, главный специалист отдела опеки и попечительства, Лариса Михайловна и я, корреспондент «Березниковского рабочего». Присоединилась к нам и ещё одна женщина, назвавшаяся Татьяной, которая когда-то училась в классе с мамой девочки. Она живёт неподалёку, навещает Елену и её дочку и, по её словам, видит, что ребёнок растёт в крайне неблагоприятной обстановке. Впрочем, Лариса Михайловна и Татьяна решили в квартиру не заходить, потому что уже успели побывать здесь накануне.

В «НЕХОРОШЕЙ» КВАРТИРЕ
Поднимаемся на третий этаж одной из городских многоэтажек. На стук в дверь (звонок не работает) открывает мужчина, назовём его Михаил. Сразу видно, что только что встал с постели. Вернее, с матраса, который обнаружился в комнате на полу. И на этом же матрасе сидит только что проснувшаяся Арина. Никакого постельного белья нет и в помине, ребёнок спал в одежде. Елена, хозяйка однокомнатной квартиры, не смогла встать с кровати, стоящей в другом углу комнаты. При взгляде на неё сразу ясно, что женщина действительно серьёзно больна – очень худая, надсадно кашляет, говорит шёпотом, чувствуется, что каждое слово даётся ей с трудом. На вопросы о самочувствии женщина, отводя глаза, с усилием отвечает: «простыла», и говорит, что на следующей неделе собирается ложиться в больницу.

Из дальнейших расспросов Елены и её сожителя выясняется, что Михаил – это настоящий отец девочки, правда, никаких подтверждающих это документов не имеется (потом удалось узнать, что когда родился ребёнок, папа находился в местах лишения свободы), но он собирается написать заявление на установление отцовства. Мужчина нигде не работает, у него вторая группа инвалидности, однако пенсию он в настоящее время не получает, поскольку не успел пройти ежегодную медицинскую комиссию. Вид у него довольно помятый, а на прямой вопрос: вы пьёте? – не скрывает: случается. На что же живут (да ещё и покупают алкоголь)? По словам взрослых обитателей квартиры, продуктами помогают родственники, иногда Михаил «шабашит» – рубит дрова для жителей частных домов.

Честно говоря, собираясь к маленькой Арине и её родителям, ожидали увидеть самую удручающую картину. Но в квартире довольно чисто, чувствуется, что здесь, несмотря на болезнь хозяйки, убирают, на полочке в прихожей – аккуратно расставленные косметические средства, в кухне на плите – кастрюлька с супом. Но запах в квартире тяжёлый, неприятный, верхнего света нет, электричество отключено за долги, а с лестничной площадки тянется электрический кабель, видимо, Михаил сумел «присоединиться» к электропитанию соседних квартир, и сейчас хотя бы есть возможность включать светильник. Но вот почему малышка ночует вместе с отцом на матрасе, хотя в комнате стоит ещё одна кровать, опять же без постельного белья? Елена пытается объяснить, что девочка спит рядом с ней. Но мы помним, что женщина не здорова, и как же, спрашивается, можно допустить, чтобы маленький ребёнок спал рядом с тяжело больным человеком? Родители уверяют, что девочка чувствует себя хорошо и никогда не остаётся без присмотра взрослых.

По словам Михаила, он каждый день гуляет с дочкой, недавно он водил её на медкомиссию – Арину собираются отдать в детский сад, но пока нет мест. Аришка между тем совсем проснулась – с любопытством поглядывает на гостей, берёт принесённый пакет со сладостями, тянет в рот печенье. Неразборчиво называет своё имя, поднимает ладошку и показывает три пальца, когда интересуюсь, сколько ей лет. Тут же, на матрасе, её игрушки, куклу зовут Ляля, заяц безымянный. В ответ на расспросы охотно докладывает: «Кушаю суп, кашу, пью чай. Гуляю с папой».

В ПОИСКАХ ОТВЕТА
... Я уходила от Арины и её родителей со стойким ощущением двойственности ситуации. С одной стороны, было жаль девочку. Какое её ждёт будущее? Сможет ли она нормально расти и развиваться в таких условиях? С другой стороны, будет ли ребёнку лучше, если его заберут из семьи? Ведь малышка, какие бы ни были родители, любит их, да и они, во всяком случае, на первый взгляд, в меру своих более чем скромных возможностей заботятся о дочке? Ребёнка можно без суда забрать у родителей, если есть непосредственная угроза его жизни и здоровью (статья 77 Семейного кодекса).

Но представители органов опеки и полиции оставили девочку рядом с матерью, значит, опасности для неё нет? Своими сомнениями я поделилась с главным специалистом отдела опеки и попечительства Идой Бариновой.

– Я думаю, что эта семья, прежде всего, нуждается в помощи – как моральной, так и материальной, – говорит Ида Анатольевна. – Мы со своей стороны можем дать консультацию – как написать заявление на установление отцовства, оформить материальную помощь, получить продуктовый набор. Это всё функции нашего территориального управления социальной защиты. Мы не располагаем денежными средствами, и в этом случае пришлась бы кстати помощь общественных, благотворительных организаций. Забрать ребёнка из семьи мы можем, если есть угроза его жизни и здоровью. Но таких критических обстоятельств я не усмотрела.

С таким мнением категорически не согласились ни Лариса Михайловна, приёмная мама старшей дочери Елены, ни Татьяна, которая хорошо знает эту семью и переживает за судьбу ребёнка. Женщины поджидали нас возле подъезда, они явно рассчитывали, что Арину из дома заберут незамедлительно.

– Я навещаю Елену, в курсе, что происходит, – не скрывает негодования Татьяна. – С её слов, у неё открытая форма туберкулёза и ВИЧ-инфекция. Она недавно лежала в больнице, её выписали домой умирать. А ребёнок рядом с ней находится. Девочка постоянно голодная. Они (родители) постоянно просят у знакомых то картошку, то крупу. Что им привозят, тем и кормят ребёнка. Позавчера мы пришли, на столе стояли заваренная вермишель быстрого приготовления, кружка с водой и рюмка водки. Родители пьют. Я звонила социальному работнику в Первую городскую поликлинику, она мне говорит: «Я одна на весь город, у меня и похлеще семьи есть, что я могу сделать, у них дома прибрано». Да, у них прибрано, грязи нет. Но ведь вообще ничего нет – ни еды, ни белья постельного. В Новый год мы хотели покормить ребёнка, стучали, стучали к ним, никто не открыл. Звоню этому папаше, он говорит, ребёнок на Первостроителей, дал адрес. Приехали туда, долго долбились в дверь, открыли два пьяных мужика, родителей Арины нет, девочка спит. Это разве нормально?

Инспектор по делам несовершеннолетних Валентина Куделько рассказала, что часто общается с врачами детской поликлиники № 3, которую посещает девочка, но ничего о семье Елены не слышала, Арина почему-то даже не попала в список детей из неблагополучных семей, которым развозили подарки к Новому году.

ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ
Валентина Владимировна обещала навестить семью через несколько дней. И обещание сдержала. После этого ситуация изменилась – по заявлению Елены в связи с трудной жизненной ситуацией девочку из семьи забрали, пока на один месяц, и сейчас она находится в одной из семейно-воспитательных групп.

– С Ариной всё хорошо, – рассказывает Ида Баринова. – Девочка чувствует себя нормально, активная, бойкая. Родители при желании смогут с ней видеться. Папе девочки мы помогли оформить материальную помощь, но он сможет получить деньги только в апреле. Мы с ним обговорили, что часть суммы пойдёт на оплату услуг нотариуса, который должен заверить заявление на установление отцовства, ещё часть – на погашение задолженности по электричеству. Он обещал, что будет оформлять пенсию. Думаю, что за время, пока Арина не живёт в семье, можно будет решить вопрос об её устройстве в детский сад. Очень надеюсь, что маме станет легче и ситуация в этой семье изменится к лучшему.

Хотелось бы на это надеяться, но всё же, учитывая все обстоятельства, есть большие сомнения в том, что всё вдруг станет хорошо. Сможет ли отец Арины, даже имея постоянный источник дохода, поддерживать больную Елену, заниматься воспитанием дочки?

Валентина Куделько объяснила, что теперь семья будет состоять на учёте как неблагополучная, инспектор по делам несовершеннолетних будет навещать Елену и Михаила и контролировать ситуацию. В органах опеки и попечительства дали понять, что, если ничего не изменится или станет хуже, Арина больше не сможет жить с родителями и у неё появится новая семья, благо, желающих взять к себе ребёнка сейчас много. Есть ли возможность этого избежать? Кто сможет помочь семье Елены, да и нужно ли помогать? Может быть, будет лучше, если у девочки появятся новые родители? Что об этом думаете вы, уважаемые читатели?


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс