Лукашенко проигрывает калийную войну

В белорусско-российском калийном конфликте приближается перелом. Причём перелом отнюдь не в пользу агрессора – властей Белоруссии во главе с «батькой» Александром Лукашенко, презревших нормы цивилизованной конкуренции и занявшихся захватом заложников. Оказалось, что силовые методы, вполне удобные для мелкого рэкета ларёчников и челночников, в серьёзной экономике не срабатывают. Такой вывод напрашивается из заявлений и сообщений, которые на днях распространила белорусская сторона.

Для наших российских читателей уточним: заявления белорусской стороны ориентированы именно на нашу, российскую аудиторию. Они транслируются прежде всего русскоязычным Байнетом и муссируются именно российской прессой. При этом доступ к российской прессе у белорусских читателей крайне затруднён, а Байнет – из-за недоразвитости в братской республике интернет-пространства – крайне ограничен по степени воздействия на аудиторию, особенно, в сравнении с Рунетом. В самой же Белоруссии калийный конфликт и гневные проповеди против «российского жулья» занимают незначительный кусочек информационного поля (хотите – съездите сами и проверьте).

То есть, с белорусской стороны ведётся именно война, и не только информационная, а с захватом заложников. Война, которую белорусские власти менее всего хотели бы со своим населением обсуждать. Примерно так, как власти Советского Союза старательно молчали о войне в Афганистане. Почему? Да потому что простые белорусы России не враги. И если встанет выбор между Россией и «единственной оргпреступной группировкой в Белоруссии» (так говорят сами белорусы… шёпотом, но с гостями из России они допускают откровенность), то исход предсказуем.

Итак, это война, и на прошлой неделе были белорусская сторона открыла огонь из, можно сказать, главного калибра – главную армию исполнил лично «батька» Александр Лукашенко. Первоначально, если помните сюжет, Лукашенко пытался сохранять дистанцию, позволяя говорить силовикам и допуская «утечки». И даже не предостерёг белорусских следователей от насмешившего всю Россию вызова на допрос важнейшего свидетеля по «делу Баумгертнера» - транссексуала, бывшего мужчины из города Березники, видевшего Баумгертнера только по телевизору (чуть подробнее – здесь).

Но на прошлой неделе фюрер пошёл в атаку лично. Последний резерв. Едва ли в Белоруссии найдётся ещё хоть кто-то, более известный россиянам (а информационная война, повторим, рассчитана именно на наши уши). Атака отчаяния. Так боксёр пытается подняться из нокдауна и махнуть перчаткой в сторону соперника. Так скрученный ментами позорными – санитарами леса гопник брызжет слюной и грозится всем отомстить, всех порезать, всем кровь пустить.

Сначала Батька дезавуировал действия белорусских силовиков. Прямо намекнув на возможность экстрадиции Владислава Баумгертнера в Россию и даже пообещал выдать (!) России тех белорусов, которые окажутся «причастными». Именно дезавуировал, ибо – если всё равно будут разбираться российские следователи, то с какой стати в дело влезли белорусы? Интернациональный долг выполняли? А затем Александр Лукашенко объявил «Уралкалий» банкротом и пригрозил донести об этом Лондонской и Московской биржам.

Если первое сообщение, о возможной экстрадиции, просто указывает на то, что Лукашенко ищет способ выйти из истории с заложником, сохранив лицо, и этого можно было ожидать, то заявление о банкротстве «Уралкалия» в стиле «я всем сейчас расскажу» выглядит гораздо интереснее. И на самом деле это заявление отнюдь не про «Уралкалий».

То есть, про «Уралкалий» оно могло бы быть интересно и серьёзно, если бы мы не знали, что Батька вполне способен, умеет и любит передёргивать или просто фантазировать. Но мы это знаем.

Как знаем мы и то, что со времён IPO в 2007 году «Уралкалий» находится под бдительным международным присмотром (аудиторские проверки, инспекции и пр., что предусмотрено правилами торгов на тех самых, Лондонской и Московской биржах). И под контролем кредиторов (напомним, внеочередное собрание акционеров «Уралкалия» должно добрить привлечение кредитов Сбербанка и ВТБ, а банки просто так, без гарантий денег просто не дадут). А также под надзором со стороны государства (в связи с аварией на БКПРУ-1). Не говоря уже о березниковских аборигенах, каждый первый из которых либо сам связан с «Уралкалием», либо родственники у него с «Уралкалием» связаны, и шила в 150-тысячном городе не утаишь. В начале аварии на руднике – при том самом «хорошем (для Лукашенко) собственнике» Дмитрии Рыболовлеве – тогдашний менеджмент пробовал скрывать и обманывать, и то ничего не вышло. Потому что в Березниках, в отличие от той же Белоруссии, есть свободный интернет. Поэтому, будь «Уралкалий» хотя бы на пути к банкротству, это было бы известно и нам здесь, и им там, везде.

Известна нам и дремучая невежественность Лукашенко, и речь идёт не о наигранной простоте в погоне за дешёвой популярностью, как например, у Владимира Жириновского, а именно о невежественности и неграмотности.

Вот, например, как характеризует белорусского Батьку белорусский же учёный, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук: «Александр Лукашенко застрял в плену учебников политэкономии социализма 1970-х. Никак не может он выйти за рамки конспектов по философии марксизма-ленинизма. Погряз он в болоте догм, сплетен и откровенной клеветы по поводу природы свободного рынка».

Или, например, сам Лукашенко в том самом спиче, где про банкротство «Уралкалия», заявил (цит. по публикации Белорусского Телеграфного Агентства): «Глава государства отметил, что одно только восстановление партнерских связей непременно поднимет цену на соответствующий товар. "Я не говорю, что там будет трех или пятикратный подъем цены, как когда-то было. Вы видите состояние мировой экономики, но уверен, что мы выйдем на подъем цены в полтора-два раза в течение этого - начале будущего года", - сказал Президент».

По мнению Батьки, видимо, потребители хлористого калия, все эти индийцы, китайцы, бразильцы только и ждут возможности покупать меньше за дороже. Или, может быть, речь идёт о том, чтобы «Уралкалий» подобно «Беларуськалию» притормозил своё производство и пытался бы искусственно создать дефицит на рынке в ожидании повышения цен? В России последний двоечник, приторговывая сигаретами за углом школы, знает, что при подобной тактике освободившуюся нишу с удовольствием заполнят конкуренты. Но президент Белоруссии – не российский двоечник, это же понятно.

Ну, а заявление Лукашенко о том, что другим (кроме восстановления партнёрства) выходом из ситуации является «цивилизованный развод» (цит. по сообщению БелТА) – «Мы к этому готовы, только это должно быть цивильно. Собрались уходить - уходите, но не мешайте работать здесь. Хотите работать отдельно - работайте, это ваше право, мы вас заставить не можем. Я имею в виду хозяев "Уралкалия". Мы здесь никого не заставляем и не можем заставить, и готовы работать сами по себе", - сказал белорусский лидер». – трудно читать без слёз. Вероятно, белорусский премьер Михаил Мясникович заманил Владислава Баумгертнера в Минск, чтобы предложить «Уралкалию» уйти спокойно, а Баумгертнер так упрямо не хотел уходить, что пришлось его с трапа самолёта снимать и бросать в тюрьму КГБ. Арестовать, чтобы ушёл побыстрее и цивилизованно.

Словом, с Лукашенко, его взглядам на жизнь, политику и экономику всё предельно понятно. И нам – уж нам-то, живущим в России – прекрасно известно, кто обычно громче всех кричит «Держи вора». И если рассмотреть сюжет с учётом психологии Батьки, то выглядит всё очень интересно. Лукашенко заявил, что «Уралкалий» - банкрот…

Между тем, нам известно, что «Беларуськалий» практически сразу после начала войны остановил половину своих рудоуправлений, работники отправлены «на две трети» (даже работники музея компании), приём на работу в «Беларуськалий» прекращён. Официальная версия – «плановый ремонт», но в самом «Беларуськалии» фактически признают, что остановка связана именно с ситуацией на рынке. «Если пойдут продажи, начнут работать все рудоуправления», - пояснил журналисту заместитель генерального директора по идеологической работе и кадрам «Беларуськалия» Анатолий Махлай.

Нам известно, что «Беларуськалий», некоторое время назад обещавший начать возвращать кредит российскому Сбербанку, теперь ведёт переговоры о реструктуризации кредита и отсрочке платежей (добрый Герман Греф обещает пойти навстречу братьям-славянам). Известно также, что Белоруссия очень желает получить очередной кредитный транш от Евразийского банка развития.

Нам известно, что Лукашенко лихорадочно ищет самостоятельные каналы сбыта хлористого калия, но никак не может найти никого. Кроме собственной дипломатической службы и какой-то фирмы из Катара (арабы, кстати, не собираются открывать представительство в Белоруссии, намерены работать со своего Аравийского полуострова – видимо, пример Баумгертнера ярок). Российский бизнес после ареста Баумгертнера начал ограничивать деловые контакты с Белоруссией (вспомним, что именно Россия для белорусов – крупнейший и выгоднейший партнёр). Сомнительными выглядят и слухи о переговорах Белоруссии с китайцами и индийцами на предмет продажи акций «Беларуськалия» или даже новообразованного ОАО «Белорусская калийная компания» – Батька слишком демонстративно показал всему миру своё представление о «цивилизованных методах». Купишь у него акции, а Батька возьмёт и передумает, и плакали ваши денежки, и слава Богу, если на свободе останетесь. Вряд ли теперь найдётся в мире столь же наивный (в человеческом плане) бизнесмен, каким оказался Баумгертнер.

Нам известно, что в Белоруссии в течение последних месяцев, без всяких объяснений повышены цены на топливо, ещё год назад считавшееся самым дешёвым в Европе. Это несмотря на договорённости Лукашенко с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным о том, что поставки нефти в Белоруссию не прервутся и не будут ограничены (сами белорусы об этих договорённостях не осведомлены и связывают рост цен с тем, что Россия недовольна спекуляциями Батьки на нефтяном рынке).

И т.д. И на фоне всего этого Лукашенко заявляет, что «Уралкалий» - банкрот. В устах серьёзного политического деятеля это, да, звучало бы весомо. В устах Лукашенко это выглядит как «у кого, что болит». То есть: в результате калийного конфликта и неспособности белорусских руководителей к ведению цивилизованного бизнеса на грани банкротства оказалась именно Белоруссия. Ну, видимо, не совсем и прямо «в результате», путь к катастрофе был долгим, но калийный конфликт стал катализатором, и обострившаяся ситуация вызывает у Батьки панику.

Впрочем, может быть, Лукашенко просто оговорился? По Фрейду. См. Youtube здесь или здесь, Батька постоянно путает «Уралкалий» с «Беларуськалием» и даже говорит, что купить у него российские жулики хотели именно «Уралкалий» (!). И на самом деле Батька хотел объявить, что "Беларуськалий" - банкрот, а сказал, что банкрот - "Уралкалий"...

Но хоть так, хоть эдак, это означает близок перелом. Ресурсов для продолжения войны у Батьки – не больше, чем нефти у Гитлера после освобождения Красной Армией Кавказа и Румынии. Помощи ждать неоткуда, последнего транша Евразийского банка - $ 440 миллионов надолго не хватит (по подсчётам российских экономистов Белоруссии для поддержания нынешнего уровня социальных расходов требуется $ 2 миллиарда в месяц), другие, не озабоченные «союзническими отношениями», кредиторы отдавать свои деньги не спешат. Недаром же в речах Лукашенко и белорусских силовиков то и дело всплывает сумма в $ 100 миллионов, фактически цена выкупа за Баумгертнера.

В общем, лето красное пропела, оглянуться не успела, неизбежность полной и безоговорочной капитуляции катит в глаза. Разве что, остаётся надеяться на «чудо-оружие». Например, высадить грозных белорусских морпехов на берегах Камы, оккупировать города Березники и Соликамск и…

Хотя, нет, всё равно не получится, необходимо будет ещё брать под контроль железные дороги, морские порты и торговые представительства за рубежом. А армия Белоруссии по численности и оснащению вдвое меньше, чем численность даже милиции, а той милиции им и самим мало (да и наша, отечественная полиция едва ли согласиться уступить свою кормушку)… Тогда остаётся идти на поклон к другу Путину, чтобы вытащил из беды. Собственно, поэтому в последние дни Александр Лукашенко повторяет, как заклинание: «Хочу подчеркнуть, этот калийный скандал ни в коем случае не должен стать камнем преткновения в отношениях не только между государствами, но и между двумя президентами».

Путин пока молчит. Предположения белорусских СМИ, что он встретится с Лукашенко во время манёвром «Запад-2013», не оправдались. Не оправдались и новые надежды на встречу в понедельник Сочи во время саммита ОДКБ. То есть, как сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, поговорили «на полях саммита», мельком, не в полноценном режиме. Да и как иначе? Про Путина можно говорить и думать всякое, но чтобы он сел за стол переговоров с бандитами… Да он даже в «Норд-Осте» на переговоры не пошёл!

…А в Белоруссии люди, узнав, что говорят с гостем из России, спрашивают: «Когда же Путин своего человека у нас поставит?». Не очень они там, в Белоруссии подкованы в российской политике.


Россия - Белоруссия - Россия
Авторы - шеф-редактор «Иной газеты», независимый журналист.
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


политика