Святые образа вернулись в Пермский край

Текст: Ольга Коновалова

Почти через полвека на родную землю - в Березниковский историко-художественный музей им. Коновалова - вернулись три бесценные святыни: две иконы Богоматери Владимирской и редкий экземпляр рукотворного образа святого Димитрия Солунского, которому предстоит серьёзная реставрация.

Эти старинные культовые предметы предположительно XVII-XVIII веков привезли в Березники 4 августа. Именно в этот же день только в 1965 году они были отправлены в московский музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва на реставрацию и пропали на долгие годы. Мистификация? Возможно… Но, скорее всего, их возвращению способствовали настойчивость и человеческое упорство. В ближайшее время в Березники вернётся и четвёртый экспонат, который до конца августа находится на выставке в Саровской обители. Широкому зрителю иконы будут представлены в октябре.

Нина Нечепуренко, главный хранитель музея: «О том, что эти святые образа являются частью нашей коллекции, мы узнали в процессе сверки музейных экспонатов. Изначально срок реставрации составлял три года. Прежние сотрудники нашего музея неоднократно пытались вернуть их, писали в Москву письма, но администрация московского музея переписку игнорировала. А в годы перестройки об отправленных образах окончательно забыли. В последнее время мы, в свою очередь, стали предпринимали попытки узнать, а вернут ли нам эти иконы? Созванивались с пермской галереей, соликамским музеем, ведь и у них были подобные ситуации с «рублёвцами». Противостояние длилось почти 4 месяца. В результате история с возвращением растянулась почти на полгода».

К операции по возвращению старинных ценностей подключились и местные власти в лице главы города Сергея Дьякова. И хотя, по словам Нины Олеговны, он уверяет, что не очень-то разбирается в искусстве, но русская икона ему близка и дорога. Городская администрация, как в хорошем детективе, заслала в музей «шпионов», которые подтвердили, что иконы действительно находятся в основной экспозиции Рублёвского музея.

Сергей Дьяков, глава города Березники: «Рублёвка» попросту присвоила наши иконы. И мы сделали всё, чтобы их вернуть. Нам надоело переписываться с музеем, и мы пошли, как говорится, «в налёт». Это была настоящая битва за историческое достояние! Связались с Министерством культуры России, откуда пришла бумага, что музею им. Андрея Рублёва дали указание, отдать иконы немедленно! И наконец-то удалось забрать эти бесценные раритетные шедевры. Это наши святые образа, из наших храмов, и они должны находиться на родной земле. Это наше достояние!»

Когда специалисты березниковского музея увидели экспонаты - не поверили своим глазам: какое это чудо! Ведь их возвращение на родную землю из-за «рублёвских» бюрократов было под большим сомнением.

Любовь Бабина, директор музея: «В музее им. Андрея Рублёва нас приняли хорошо (а что им оставалось делать после распоряжения из Минкультуры? - прим. ред.), иконы были готовы к перевозке, которая осуществлялась в специальной закрытой машине под охраной. Мы же ехали поездом. Когда святые образы были доставлены, охранники попросили показать их, чтобы узнать, что же они такого ценного везли. Человеческому восхищению раритетами не было предела. Они говорили, что таким шедеврам, из такой глубинки, конечно, должно быть место на родине!».

К сожалению, никто точно не знает ни даты создания икон, ни принадлежности к определённому храму. Есть только одно точное утверждение: все они принадлежат строгановской иконописной школе: написаны в русской северной манере. После покорения Новгорода Иваном Грозным купцы Строгановы переехали оттуда в Сольвычегодск и организовали иконописную мастерскую. Условно можно считать 1580 год начальной датой в деятельности строгановских иконописцев.

Но всё же кое-какой свет на их происхождение пролил научный сотрудник музея «Палаты Строгановых» Виктор Цыпуштанов. Именно он в 1965 году отправлял эти иконы на реставрацию, когда заступил в должность заведующего художественным отделом музея.

Виктор Цыпуштанов, старейший краевед города: «Образа поступили к нам в 1962 году в заколоченных больших ящиках, так и простояв почти три года в одном из небольших рабочих помещений музея. Когда мы их открыли, просто ужаснулись ветхому состоянию. До моего прихода в музей в 1965 году никто не занимался описанием икон, не велись ни учёт, ни контроль. Когда в 30-х годах прошлого столетия массово закрывали храмы, также массово свозили в музеи иконы, которыми никто не занимался, опасаясь гонений советской власти».

По его мнению - единственного в нашем городе эксперта по иконописи, одна из Богоматерей, писанная царским изогрфом Иваном Максимовым, предположительно в XVIII веке, скорее всего, принадлежала орлинской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. Вторая - второй половины XVII века - написана в лёнвинской манере и по размеру для орлинского иконостаса не подходит. Икона Святого Дмитрия Солунского - веретийской Троицкой церкви. Кстати, там она весьма почиталась. Но скоро в музей прибудут паспорта икон с полными данными, и тогда всё станет на свои места.

Ольга Варнакова, научный сотрудник музея: «Перед иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия врагов, о наставлении в православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России. Димитрий Солунский известен, как святой Димитрий Мироточец - христианский святой, покровитель, почитаемый в лике великомучеников. Память онём связывают с воинскими подвигами, патриотизмом и защитой Отечества. Сегодня с уверенностью можно сказать, что русская икона является открытием XX века. Иконопись - это не направление живописи, а отдельный вид изобразительного искусства. И только после того, как научились расчищать древние иконы от позднейших наслоений, они превратились в произведения искусства. По этой же причине стало возможным их научное изучение. Мы ещё не знаем, что скрывается под записью иконы Димитрия Солунского. Краску на всех образах периодически обновляли. Молодой реставратор Пермской художественной галереи Константин Суслов, который продолжит работу над реставрацией иконы, предполагает, что конь под святым изначально был серебристо-серого цвета, а не чёрным, каким изображён теперь».

К сожалению, этот шедевр остался неотреставрированным до конца. Московская художница-реставратор, взявшаяся восстановить его былой облик, вскоре умерла, и икона до сегодняшнего момента оставалась сиротой. Сейчас она частично оклеена папиросной бумагой, так называемой реставрационной профзаклейкой, чтобы не было осыпи краски. Ей требуется особый световой режим, даже вспышка фотокамеры может навредить.

Если в 30-х годах прошлого века боялись заниматься церковной атрибутикой, то с конца 60-х каждая церковная вещь становилась антикварной. А между тем, одним из первых художников, кто по достоинству оценил красоту русской иконописи, был, как это ни странно звучит, француз-импрессионист Анри Матисс. В 1911 году он попал в Москву, и, ознакомившись с различными собраниями икон, сразу сделался их восторженным поклонником. Особенно поразили Матисса новгородские и сольвычегодские иконы - как раз наш местный строгановский стиль. Он счёл их доподлинно народным искусством, в котором современный художник должен черпать своё вдохновение. После выставок 1913, 1927, и 1967 годов, русская икона стала привлекать к себе всё более широкое внимание. И получилось так, что именно она оказалась во многом созвучной исканиям современных художников.

Нина Нечепуренко: «Несмотря на давление византийского наследия на Руси постепенно был выработан свой художественный язык. Особенно чётко это прослеживается с эпохи Андрея Рублёва, когда московская иконопись обрела свою неповторимость и колоритность. С этого момента есть все основания говорить о древнерусской иконописи, как о вполне сложившейся профессиональной школе. Но это в центре страны, а в отдалённых северных землях продолжали византийские традиции, поэтому порой сложно оценить возраст икон. Из-за устаревшей манеры письма им порой приписывают более ранние периоды создания».

Скоро культовые предметы, в том числе и иконы местных храмов, березниковцы смогут видеть постоянно. В музее появится новая экспозиция, а точнее - небольшой отдел, экспонаты в котором будут периодически меняться, ведь в запасниках музея немало ценных раритетов. Над этим проектом вновь трудятся специалисты Екатеринбургского института музейных проектов - те самые, что создали в нашем музее новую основную экспозицию.


Источник: газета «Металлург» – издание АВИСМА, г. Березники, Пермский край
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство