Калийный магнат пошёл другим путём

Фото с сайта sports.ru

Сулейман Керимов увеличил свою долю в ОАО «Уралкалий» почти сразу после выхода владельца группы ИСТ Александра Несиса из состава акционеров компании. Пакет Керимова увеличился на 4,55 процента и теперь ему принадлежит 21,75 процента всей компании. По мнению экспертов, покупка обошлась бизнесмену в 630–650 миллиона долларов.

ЗА ЧТО КУПИЛИ, ЗА ТО НЕ ПРОДАЁМ
Напомним, этим летом пакет в 5,1 процентов, который принадлежал владельцу группы ИСТ Александру Несису, был продан. 1,1 процента распределилось на рынке между различными портфельными инвесторами, а еще 4 процента купила компания Otkritie Advisory Services Ltd, реализовав опционы. На тот момент его стоимость пакета Несиса составляла около $850 миллинов.

Однако через несколько дней после выхода Несиса из "Уралкалия" компания объявила о переводе экспортных потоков из совместного с Белоруссией трейдера Белорусской калийной компании (БКК) в «Уралкалий Трейдинг». Это сообщение позволило снизить стоимость акций "Уралкалия" – котировки компании обрушились примерно на 20 процентов. Нетрудно догадаться, что очередной пакет акции Керимов покупал акции уже после обвала котировок, спровоцированного самим "Уралкалием", сэкономив примерно $130 миллионов.

К настоящему моменту помимо Керимова, «Уралкалием» владеют Филарет Галычев (7%), Анатолий Скуров (4,8%), Wadge Holdings (12,5%). Кстати, владельцами этой Wadge Holdings всё те же Керимов, Скуров и Гальчев. Ещё 53,95 процентов акций калийной компании в свободном обращении. Но, судя по сообщению компании, в этот свободный пакет входят акции, держателем которых являются дочки «Уралкалия». То есть фактически реально контролируемый Керимовым пакет может быть намного больше.

СЕНАТОР-ДИКТАТОР
С точки зрения вложений инвестиций, Керимов совершил очень выгодную сделку. Даже не смотря (или правильнее так – благодаря?) на фактически развернутую ценовую войну на калийном рынке.

Последние дни «Уралкалий» декларирует увеличение объёмов и неизбежное снижение цены на рынке калийных удобрений (примерно на 20–25 процентов). Это очень невыгодно «Беларуськалию», экспорт которого составляет солидную часть валютной выручки республики. Конечно, «Беларуськалий», в погоне за прибылью может ещё больше обвалить рынок объёмами. Однако пока белорусы занимаются предъявлением судебных исков бывшим российским партнерам, считая, что те незаконно перевели некоторых общих экспортных клиентов на своего трейдера.

Тем не менее, увеличение доли фонда Керимова и декларируемое топ-менеджментом «Уралкалия» снижение стоимости тонны продукции с 400 до 300 долларов явно говорит о том, что компания намерена удержать свои позиции на калийном рынке.

Уровень цен 250–300 долларов как барьер для входа новых игроков, которые будут вынуждены отказаться от своих новых капиталоёмких проектов. При 250 долларах проекты конкурентов уже не окупятся, полагают эксперты. И сложившаяся ситуация с ценами именно для «Уралкалия» не так плоха, как это может быть у других.

Другими словами, «Уралкалий» за счёт своих возможностей и высокого потенциала начинает диктовать ситуацию на рынке калийных удобрений. В условиях ценовой войны, обладая всеми козырями, в том числе и низкой себестоимостью, пермский калийный гигант может фактически поставить крест на целом ряде новых проектов в отрасли. Сам при этом не пострадав.

Логично предположить, что консолидация Керимовым пакета калийной компании будет продолжена. А конечная победа «Уралкалия» в ценовой войне может многократно стоимость этого пакета увеличить.

МЫ ПОЙДЁМ ДРУГИМ ФУТБОЛОМ
На фоне всех пертурбаций в ОАО «Уралкалий» единственным ущемлённым в денежном отношении оказался… сам же Керимов. Его футбольный клуб. На днях ФК «Анжи» объявил о сокращении своих расходов.

Напомним, футбольный клуб, принадлежащий Селейману Керимову, стал известен не своими футбольными успехами, а скандально дорогими покупками футболистов. Три «золотых» года махачкалинского эксперимента дали в активе лишь бронзовую медаль чемпионата России и второе место в Кубке России.

Формальным поводом для сокращения расходов стали финансовые проблемы. Курс на экономию был взят в тот момент, когда акции одного из крупнейших бизнес-активов Керимова подешевели, а его капитализация сократилась на $5,5 миллиардов. Тогда Керимов принял единственно решение — начать всё сначала, но идти другим путём.

Примером для руководства «Анжи», скорее всего, стала продуманная стратегия ФК «Краснодар». Его владелец бизнесмен Сергей Галицкий мог бы позволить себе любой бюджет: в последнем списке богатейших россиян по версии «Форбс» он обогнал Керимова на три позиции. И, тем не менее, в 2012 году футбольная команда миллиардера ограничилась 45 миллионами долларов. К таким цифрам приблизится и «Анжи». После реформы бюджет махачкалинцев составит 50–70 миллионов в год.


Автор – web-корреспондент "Иной газеты – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс