Купидон из Березников

С заведующей березниковским отделом ЗАГС Любовью Шишкиной легко и приятно общаться, с этим согласны многие, кто имел такое удовольствие. Каждый раз будто заражаешься добрым настроением и верой, что все будет хорошо. За тысячи раз, когда она желала счастья влюбленным молодоженам и получала в ответ сияющие взгляды, она и сама будто пропиталась этой золотой пыльцой счастливой влюбленности.

БУДТО МЕДОМ НАМАЗАНО
Есть вакансии, которые очень редко становятся свободными. Идя на встречу с нашей героиней, я как раз вспомнила о виденном какое-то время назад в интернет-сети обсуждении темы «Хочу работать в ЗАГСе» с жалобами, что устроиться туда работать очень сложно. Поэтому и разговор начала с вопроса, чем так уж хороша профессия работника ЗАГСа, что, раз попав туда на работу, люди обычно ничего другого уже не ищут и трудятся там десятилетиями, до выхода на пенсию.

— Да нет, медом у нас не намазано, — засмеялась Любовь Николаевна. — Зарплаты скромные, беспокойства много — люди сейчас пошли такие нервные, могут и скандал учинить из-за невыданной справки, даже и с кулаками полезть. А мы ведь действуем строго в рамках закона, и есть ограничения... Недавно вот пришлось полицию вызывать, чтоб утихомирить очередного «правоборца». Но, в основном, работа интересная, именно потому, что связана с конкретной помощью людям, очень позитивная, потому что мы много проводим юбилейных свадеб, бракосочетаний, торжественных регистраций новорожденных. И вы правы, у нас почти все сотрудники работают подолгу.

Сама Любовь Шишкина в органах ЗАГС (записи актов гражданского состояния) уже почти тридцать лет. Как пришла в 1985 году в Усольский отдел ЗАГС, так и осталась. Веселая, молодая, активная, Любовь Николаевна тогда заведовала детсадом, и предложение из райисполкома перейти на работу в отдел ЗАГС было для нее совершенно неожиданным. Она даже взяла время на размышление. Согласилась — и ни минуты не пожалела после.

В Березниковском отделе ЗАГС Любовь Шишкина работает с 1987 года.

ДЕЛО О СБЕЖАВШЕЙ НЕВЕСТЕ
Все брачующиеся верят в любовь «навеки», только вот почти половина из них через несколько лет с совсем другими лицами приходит оформлять развод.

— Интересно, может ли навостренный многолетним опытом взгляд регистратора поставить «диагноз» очередной паре, подающей заявления на бракосочетание?
— В экстрасенсы я не гожусь, предсказывать не умею, — вздыхает главный городской «купидон»-регистратор. — Хотя иногда, глядя на то, как относятся друг к другу пары при подаче заявления, можно усомниться. Года три назад пришли подавать заявление местная девушка и иностранец, они познакомились по интернету. И вот смотрю я на них: он к ней с лаской, то за плечико ее тронет, то приобнимет, а она все фыркает, и то ей не так, и это. И точно: года не прошло, пришли оформлять развод.

— Но такого, чтоб «из-под венца» сбегали, в Березниках не было? — спрашиваю. — Хотя такое, наверное, только в кино бывает.
— Не было, за всю мою практику, за те почти 30 лет, как я церемонии провожу. Было, что невеста уходила на следующий день после свадьбы. У обоих этот брак был вторым, и сначала они заказали обычную регистрацию, не торжественную. А потом жених звонит: нет, говорит, торжественную хочу, давайте устроим красиво! Так волновался. Сделали, как он хотел, а после свадьбы он позвонил и спросил, как развод оформить. Говорит: «Представляете, она наутро после свадьбы от меня сбежала! Я ей всю душу отдал, но почему-то не справился. И что теперь делать?»

ИНОПЛАНЕТЯН ТОЛЬКО НЕ ХВАТАЕТ
— Я знаю, вы регистрируете новобрачных не только в ЗАГСе, но и выезжаете на регистрацию в другие места. Куда именно?
— В прошлом году была торжественная регистрация в Соликамском ботаническом саду, в дендрарии, там очень красиво. В Усолье бывает — у Строгановских палат, у Никольского храма. А такого, чтоб на воздушном шаре или на корабле, не было. Вот сейчас пришло приглашение из Кишертского района, зовут посмотреть на необычное бракосочетание «небесной пары» в Молебке, в «М—ском треугольнике». Очень хочется съездить. Все гости и новобрачные будут в костюмах «инопланетян». А у нас бывают необычно оформленные свадьбы: казачья свадьба, свадьба по русскому обряду, «гангстерская свадьба». Но меня больше поразило бракосочетание 87-летнего жениха и 44-летней невесты.

— Разница больше, чем ее возраст...
— Да, больше сорока лет. Хотя я на своей работе убедилась, что любви все возрасты покорны. Одна пара решила сделать своему сыну подарок на 50-летний юбилей. Они всю жизнь прожили вместе, сын давно жил в другом городе, а в Березники приехал отметить день рождения. И — попал на свадьбу собственных родителей! Я с ним разговаривала, так он не мог опомниться от восторга: «Ну, наконец-то, решились! Молодцы старики!». И что интересно, они у нас еще танцевали, так красиво вальсировали. А им за 70 уже.

СНАЧАЛА - ЗАГС, ПОТОМ - ПОД ВЕНЕЦ
— Раньше рождения, браки, смерти отмечались только в церковно-приходских книгах, и только священник стоял близко к таинствам крещения, венчания, отпевания. Не чувствуете ли вы себя немножечко на его месте?
— Нет, мы исполняем государственные функции, хотя считаемся муниципальными служащими. Я — представитель государства, который сопровождает первый шаг человека в новую гражданскую жизнь — при рождении ребенка, рождении семьи. Это документы, куда ж сейчас человеку без документов. И когда торжественно регистрируем новорожденных, всегда говорим: «Приветствуем нового гражданина».

Но сейчас много таких пар, которые сначала идут сюда, а потом в церковь венчаться.

— А лет 150 назад было наоборот, главнее было церковное венчание, а «гражданский брак» оформлять было необязательно.
— А теперь в церкви говорят: «Сначала распишитесь». Не венчают, пока нет свидетельства о браке. И ощущается-таки некое ревнивое отношение со стороны церкви. Естественно, каждый считает, что он главнее.

— Были такие огромные церковные книги, куда заносились записи о каждом. А теперь этот архив — ваша забота. Какой срок хранятся записи?
— По закону — сто лет. Органы ЗАГС существуют с 1925 года, и у нас хранятся все эти записи . Те, что до этой даты, переданы на хранение в Государственный архив. Поскольку люди, родившиеся раньше 25-го года, еще живы, иногда им требуются справки, нужно обращаться туда. Все остальные — у нас, они подшиты в книги по годам, составлены описи на каждую книгу. Мы очень долго приводили их в порядок. Архив пока только увеличивается, и через два-три года начнем испытывать дефицит места. А через пять лет — этого хранилища точно не хватит. Но какой-нибудь выход найдем.

...И НЕМНОЖЕЧКО ТАМАДА
— Вы сказали, что ни разу не пожалели о том, что выбрали эту работу. А что больше всего нравится в этой профессии?
— Помогать людям. Присутствовать при счастливых событиях, конечно, приятно, но наибольшее удовлетворение испытываешь, когда удается кому-то помочь, решить проблему, разыскать нужный документ. Мы ведь много запросов пишем.

— А эта специфика, что часто приходится проводить регистрации в выходные, что при этом надо всегда хорошо выглядеть, как бы ты себя ни чувствовал, — не напрягает? Шутка ли — что ни неделя, опять праздник!
— Нет. Наши семьи за годы привыкли, что по выходным нам приходится работать. Хотя нам никто не возмещает дополнительные расходы на одежду, прическу, туфли, — все за свой счет, нет такой статьи расходов в смете. Раньше, в советские времена, находили какой-то выход, письма писали в горком с просьбой возместить расходы, сейчас нет. Хотя, конечно, сотрудницы у нас стараются всегда на торжество сделать прическу, платьице одеть понаряднее. Но довольно скромное, не кричащее. Не должен работник ЗАГСа выглядеть наряднее невесты. Все это стимулирует хорошо выглядеть, ведь постоянно съемки. Иной раз даже специально скажешь оператору: вы меня поменьше снимайте, больше молодых, мы же тут просто свои функции выполняем. Нет, говорят, вы тут тоже человек не случайный, пусть у них на память останется. Ну, что ж делать.

— И речь поставленная нужна, это ведь не каждый сможет.
— Да, а как же. Видите ли, если это не твое. Кто-то сбивается, плачет, что недопустимо. Была у нас девушка, которая быстро-быстро говорила, так что часть не разобрать. Пришлось ее отстранить от проведения церемоний, пока не справится со своей речью, тоном. Она у нас не работает уже. Хорошая девушка, но вот в качестве ведущей церемонии у нее не получилось.

Регистрации у нас проводит примерно половина коллектива. Даже маленький обряд мы готовим, организуем, обговариваем заранее с участниками, куда встать, что делать, когда родители приветствуют гостей, поздравляют молодых. Ведущий — это распорядитель обряда. И даже немножечко тамада. Стараешься, чтобы всем было хорошо, все для этого делаешь.

Всякое случается, бывает — пары пьяненькие приходят. Наши молодые сотрудницы пугаются, бегут ко мне: «От них спиртным пахнет, давайте, им откажем». А я говорю: «Это не является основанием для отказа по закону». Конечно, мы видим, что они навеселе, и вся публика разгоряченная, но они же не дебоширят, они просто веселые. Если бы они вообще лыка не вязали, мы бы, конечно, им сказали, — протрезвеете, тогда придете. Сделали бы им перенос регистрации. Бывает, что подвыпившие гости перебивают ведущего церемонию, кричат, это не очень красиво. Но они же не какую-то нецензурную брань кричат, они радостно настроены. Значит, надо потерпеть. Нюансы всякие бывают. Случалось, и «скорую» вызывали на регистрацию брака.

Одна мама невесты так разволновалась во время брачной церемонии, что у нее случился сердечный приступ. Я как раз вела этот обряд, увидела, что она начала крениться со стула, падать, но гости ее подхватили. Вызвали «скорую», прервали церемонию. Когда врачи приехали, я спросила, будем ли продолжать, но молодые ответили, что, конечно, нет. Извинились и ушли, вся свадьба. Они только расписались, даже кольца не успели надеть.

Бывают совершенно непредсказуемые ситуации. То бывший муж придет скандалить, то бывшая пассия жениха явится, истерику закатит, все равно же как-то узнают о свадьбе, приглашения всем друзьям рассылают. Но узнают не от нас, разглашение персональных сведений запрещено законом. Недавно приходила пожилая женщина, плакала, умоляла сказать, женится ли ее сын или нет. Сыну уже больше 50 лет. Говорит: «Ну, скажите, мне это очень важно, он у меня выпивает, его обманули». Но мы не можем открыть. Говорю: «Узнавайте у него, скажет, если сам захочет». Тут мы не можем помочь.

Одна дама так рыдала, так рыдала: «Я столько лет ему отдала, а женится он на другой». Мы ее в кабинет увели, отпаивали и утешали всем коллективом.

— Вам надо книжку писать, наверное.
— Вот на пенсии и займусь. Хотя, если будет здоровье, еще поработаю. А если выйду на пенсию — буду писать воспоминания.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью