Бродячие собаки: ничего приятного?

Текст: Зоя Тишкова

Бродячие собаки: бедные пушистики или опасные городские паразиты, что и кому делать, кто виноват и как этих виноватых наказывать. «Вечерка» попыталась объять все мнения и привести их хоть к какому-то знаменателю.

Позиции разные, прямо скажем глубоко противоположные. Кто-то считает, что всякая городская живность, не важно, пищит она, тявкает или мяукает, должна быть истреблена в интересах человека и даже согласен принять участие в процессе. Другие готовы по-маяковски «из себя достать печенку — не жалко, дорогая, ешь».

Одно бесспорно: бездомных псов на городских улицах много. Одичавшие кудлатые дворняги стаями пасутся везде, где можно добыть пищу и приют: у помоек, на городском рынке, во дворах, в районе недоснесенных домов. Как раз сезон — животные выводят шумное и шкодливое потомство в незапертых подвалах. И быстро наглеют: соответствующая ветка березниковского форума бурлит жалобами на лай по ночам, на страх за детей, которых пугает стая, объявившая придомовую территорию своей. Опять же болезни, гельминты. Ничего приятного. Особенно остро стоит песий вопрос в тех местах, где сердобольные граждане подкармливают кудлатую живность — оставляют еду, приучают к тому, что тут не просто двор, а целая собачья столовая.

ОФИЦИАЛЬНО
Конечно, этот вопрос решается на уровне городской администрации. В январе 2012 года постановлением главы Березников утверждена Ведомственная целевая программа «Отлов и стерилизация безнадзорных (бездомных) животных в городе Березники на 2012-2014 годы». Выделены деньги, определены исполнители. Работы выполняет некоммерческий фонд помощи животным «Друг». За прошлый год было отловлено 306 собак, 300 из них — вакцинировано и стерилизовано, 66 животных раздали пожелавшим держать их дома. Согласно отчету, предоставленному исполнителями городской Думе, в результате аж на 31 процент снизилось число горожан, покусанных беспризорными псами, удалось победить заболеваемость хвостатых беспризорников бешенством, а так же на четверть с лихом понизилась динамика роста их численности.

40 УКОЛОВ В ЖИВОТ?
Программа-программой, но собак на улицах хватает. Беглый опрос сотрудников редакции «БВ» показал, что стаи видели все, почти каждого хоть раз в жизни кусали, а двое в этом году столкнулись с выводками, оккупировавшими подвал их многоквартирного дома. В одном случае жильцы сами отловили щенков и отправили их в «Друг». В другом — воз и ныне там. Что до покусанных граждан, то с этим вопросом мы обратились к заведующему городским травм-пунктом Александру Одинцову. Он подтвердил, что такие обращения бывают, но уточнил, что на его памяти серьезных травм в результате нападения собак давно никто не получал. Медик уверил «БВ», что страшилки про «40 уколов в живот» — это прошлый век и подобное давно не практикуется. Покусанным обрабатывают раны, назначают лечение и, по необходимости, делают инъекцию от бешенства. Да, она накладывает определенные ограничения на тему «водку нельзя, в баню не ходить», но это почти любой серьезной медпроце-дуры касается. Часть пострадавших за помощью не обращается, так что остается за пределами статистики, это понятно. Но, раз не обращается, значит, и не особо пострадала.

СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ
Мы решили разыскать тех, кто называет себя зоозащитникамии выяснить их мнение по поднятому вопросу. Первый блин вышел комом: известная российская защитница бродячих псов ответила на вопросы «Вечерки» в такой форме, что публиковать этот манифест любви к мохнатым и ненависти к двуногим мы не можем никак. Тем более, что дама запретила на нее ссылаться. Но общую картину того, как смотрят на этот вопрос ее соратники по борьбе, нарисовала очень внятно. Если в двух словах: люди не должны эксплуатировать собак, каковой эксплуатацией является содержание любых животных в квартирах. Выгул собаки на поводке и, тем более, в наморднике — является жестоким обращением с живностью, отлов и, тем более, плановая очистка улиц от псов, котов и прочих — это преступление против жизни, за которое было бы неплохо виновных судить, как за убийство. А тех, кто самовольно готов травить и стрелять четвероногих бродяг, было бы неплохо пустить на фарш для собачьих приютов. Звучит жутковато.

Гораздо более интересные, и, прямо скажем, — адекватные вещи рассказала нам другая известная защитница прав животных, идеологиня российского веганства Любава Малышева. Оказалось, что она родом из Пермского края, в нашем городе живут ее родственники, поэтому молодая дама охотно ответила на вопросы «БВ». По ее словам, для решения проблемы безнадзорных собак необходимо учитывать успешный опыт других стран. Например, в Норвегии, где сейчас проживает Любава, нет бездомных животных-компаньонов.

Этот вопрос очень строго контролируется: выгул только на поводках, выходящая из дома кошка, и та обязана быть в ошейнике, псы посещают специальные собачьи школы, а хозяева обязаны за ними убирать. Успешно работает программа по стерилизации. Зоозащитница считает, что этой процедуре должны подвергаться не только собаки и кошки, стерилизовать нужно всех домашних животных, включая крыс, хомячков и морских свинок. Потерянные и найденные животные в Норвегии помещаются в приюты, Любава была в таком заведении. По ее словам, многие русские знакомые живут хуже норвежских приютских кошек. Она же добавила, дескать, дома этично содержать только тех животных, которые уже пострадали от воздействия людей. Случаи скверного обращения со зверьем бывают и в Норвегии, но каждый раз вызывают серьезнейший общественный резонанс, так что можно говорить о них, как о редких исключениях. Ну, повезло норвежской живности, чего тут скажешь.

ПОСЕРЕДИНЕ КАЧЕЛЕЙ
Недавно в Перми начала свою деятельность коалиция за ответственное отношение к животным «Собаки дома». Нам удалось получить комментарий о деятельности этой группы у волонтера молодой организации Анастасии Сечиной. По ее словам, она раньше и помыслить не могла, что когда-нибудь станет принимать какое-либо общественное участие в зоозащитной теме. Поскольку среди активистов, небезразличных к этому вопросу, встречала больше фанатиков, чем людей адекватных. А потом, решая частный случай с брошенным соседями по даче щенком, познакомилась с теми, с кем захотелось разделить путь разумной и осознанной помощи зверью. Вскоре состав новорожденной коалиции в общих чертах утвердился, шесть человек добровольцев и юрист центра «ГРАНИ» составили программу решения проблемы. Работая над ней, активисты совершенно четко увидели «качели», на которых раскачиваются две радикально настроенные группы: с одной стороны фанатики-зоозащитники, с другой такие же зооненавист-ники, крайней формой которых являются догхантеры. А между этими небольшими группами — вакуум.

Активисты, по словам Анастасии, считают, что им удалось выразить конструктивную точку зрения, которая будет стоять над этой бессмысленной схваткой. И уверены, что большинство граждан, не входящих ни в догхантерскую, ни в зоо-защитную тусовку, их поддержат. В составленной активистами Программе, которую они так и пишут — с заглавной буквы, нет единого спасительного рецепта-панацеи. Она включает 8 направлений: регистрация, стерилизация, контроль разведения и раздач, ограничение кормовой базы, организация работы приютов, организация отлова, цивилизованная эвтаназия, просветительская работа. Если в двух словах, то участники коалиции работают с причиной и следствием: под причиной подразумевается безответственность человека, а результатом являются конкретные собаки на улице, и проблема догхантеров. Активисты нашли союзников в лице разных людей — среди них есть руководитель Центра служебного собаководства, владельцы зоомагазинов и ветеринары, на встречу пошли власти краевого центра. По Березникам у коалиции информации пока нет, но ее члены были бы рады, если бы наши местные активисты присоединились к хорошему делу. Почему бы и нет? Это и правда очень похоже на голос разума.

А пока этот голос потихоньку крепнет, городские дворняги, ничего не понимая в человеческих баталиях по их поводу, продолжают лениво греться под жарким солнцам березниковского лета. И на кого они наткнутся ближайшим вечером — на сердобольную бабульку с кастрюлей каши или сурового догхантера с начиненной ядом сарделькой — это уж как повезет.P. S. «БВ», конечно, не удалось охватить все мнения. Мы приглашаем наших читателей к диалогу на поднятую тему. Звоните, пишите, приходите в редакцию. Наш адрес: ул. Челюскинцев, 25, электронный адрес: berezniki-vechernie@yandex.ru, тел.: 27-55-23, 27-54-72.ОСОБОЕ МНЕНИЕ
На условиях строжайшей анонимности с журналистами «Вечерки» согласился пообщаться житель нашего города, который занимается самовольным истреблением бездомных псов. Такие люди называют себя «догхантерами», то есть «охотниками на собак». Вежливый молодой мужчина совершенно не производит впечатления садиста. Парень, как парень. По его словам, этим делом он занялся около двух лет назад, после того, как однажды его окружила агрессивная стая и пришлось защищать свою жизнь и здоровье. По словам догхантера, подобных ему людей в городе мало, они по понятным причинам избегают общения и публичности. Но несколько человек есть и их деятельность достаточно эффективна. Как рассказал молодой человек, в местах, где поработали его «коллеги», бродячие животные исчезают, или их количество сильно снижается. Как происходит «зачистка»? Догхантеры приезжают на место, готовят приманку из сардельки, начиненной препаратом фактически безвредным для людей, но крайне опасным для собак. Эффективность, особенно, если дозу для верности повышают, приближается к ста процентам. Таблетки дешевые, купить их можно оптом почти в любой аптеке. Так что себестоимость такого «рейда» составляет рублей 30-60 за потравленную собачью голову, плюс расходы на дорогу.

А город, к слову, тратит огромные суммы. 2,2 млн рублей выделено на «собачью программу». Правда, там и расходы другие, не истребляют, а содержат, стерилизуют и так далее. Мы не смогли не уточнить у догхантера, что у него есть сказать по поводу популярного мнения, что его коллег по увлечению хлебом не корми, но дай и домашних псов уморить. Мол, разбрасываются отравленные приманки у подъездов, на детских площадках, подсовываются спущенным с поводков домашним собакам. Молодой человек такую практику категорически отрицает, дескать, даже не слышал, чтобы кто-то из «охотников» такое творил. Догхантер считает, что все случаи отравления домашних собак связаны не с его деятельностью, а с тем, что животные натыкаются на ядовитые приманки, предназначенные для крыс, ими и травятся. И каждое животное, чье тело валяется на улице — тоже не его работа. Если «зачистка» произошла в городе, то ее результаты отслеживаются и вывозятся за пределы жилой зоны. Он сам и известные ему другие «санитары города» четко подразделяют собак хозяйских и бездомных.

Многие догхантеры сами любят и держат животных. Удалось узнать и сколько собачьих душ на счету у нашего собеседника. По его собственным словам — около сотни, хотя точный подсчет не ведется. Себе в заслугу он ставит сильно прореженные ряды собачьих стай в районе первого рудоуправления «Уралкалия», в промзонах города, многих дворах. Он же полностью зачистил от собак территорию в районе швейной фабрики. Нет, его не ловили, хотя он морально к этому готов. А вот другие догхантеры, по его словам, не раз становились жертвами преследований со стороны защитников животных: поступали и словесные угрозы, и обещания физической расправы. Но, вроде бы, до практики не дошло. На вопрос «что нужно сделать, чтобы ты прекратил травить» молодой человек ответил, что «все просто: не станет в городе бродячих псов и делать это станет незачем».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс