"Булгария". Память. Помощь. Правда

Два года назад 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в трех километрах от берега затонул теплоход «Булгария». Трагедия унесла 122 жизни. Последствия катастрофы на Волге коснулись не только жителей тех мест. Погибших оплакивают и в Березниках.

ПРОЩАЛЬНЫЙ ПРИВЕТ
Выпускница Чеховской школы, закончившая с красным дипломом Красноярский педагогический институт Наталья Чернова в последние годы жила в Казани. Работала учителем начальных классов, специалистом в миграционной службе, души не чаяла в двух сыновьях. Младший Артемка — поздний ребенок, как и она сама. Ее, третью в семье, мама родила в 40 лет. Пятилетнему сыну Наталья уделяла много времени. Семейные фотографии свидетельствуют: вот они вместе что-то стряпают, играют, рисуют, занимаются. Она была неутомима на выдумки и сюрпризы, была отличной тамадой на семейных торжествах, жила широким кругом интересов: изучала английский язык, получала образование экскурсовода.

Вот только супружеская жизнь дала трещину. Летом 2011 года, в то время, как старший сын Черновых, Дмитрий, заканчивал первый курс московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, отец решил уйти из семьи. Чтобы отвлечь младшего сына от созерцания семейной драмы, она решила свозить его в круиз выходного дня, да и самой нужно было развеяться. Выбор пал на маршрут «Казань-Болгар-Казань».

10 июля двухпалубное судно «Булгария», преодолев половину маршрута, отошло от пристани в городе Болгар, направляясь обратно в порт. Пассажиры были наполнены впечатлениями от осмотра старинных достопримечательностей Болгара. В пути теплоход настигла сильная гроза со шквалистым ветром, судно сильно накренилось и стало тонуть. Позже выяснилось, что теплоход был неисправен и не должен был отправляться в речной круиз. Капитану не хватило времени дотянуть судно до мели. Все произошло молниеносно, большинство пассажиров не успели сориентироваться, о происходящем их никто не информировал. Позже многих погибших найдут в каютах. Наталью и Артема — в игровой комнате, откуда они не успели выбраться вместе с другими детьми. В ее фотоаппарате, поднятом с речного дна, сохранилось 58 кадров. На одном из последних — Артем, стоя на палубе, машет рукой. Его жест напоминает родственникам прощание.

ЛЕТАТЬ НАД ПРОПАСТЬЮ
10 июля 2011 года родная сестра Натальи Черновой — Людмила Миртова, живущая в Березниках, увидела по телевизору сюжет о гибели «Булгарии». Женщина понятия не имела, что ее родные находились на этом судне, но сердце сжалось в страшном предчувствии. С ней такое уже бывало: когда-то глядя на фотографию отца накануне его смерти, она подумала: как на памятнике. То же самое незадолго до трагедии ощутила, глядя на фотографию маленького племянника.

Людмила начала неистово обрывать телефон сестры. Он молчал. Бывший муж Натальи подтвердил: они на «Булгарии».

— Я поняла — это конец. Доплыть с маленьким ребенком до берега на расстоянии 3 километров нереально, — с болью в голосе вспоминает Людмила Миртова. — Всю ночь звонила в МЧС, к утру на том конце трубки мне ответили, что на теплоходе находились две семьи Черновых. Живы ли они, никто не знал. 13 июля вместе с мужем и 81-летней мамой мы выехали в Казань.

Уже в пути семья узнала: отец Артема опознал среди погибших сына, подруга Натальи — ее саму. Гузель рассказывала потрясенным горем родным: что вода так изменила Наташино лицо, что она узнала ее только по вышивке на карманах брюк и новым босоножкам. Отец Артема вспоминал, как в последний день перед поездкой он попросил мальчика нарисовать ему хоть что-нибудь, чтобы вспоминать сына, глядя на рисунок. «Почему ты, папа, так сказал? Разве мы с тобой больше не увидимся?», — подумав, спросил ребенок.

...Наташу и Артема похоронили в Казани. С тех пор в сердцах близких живет незаживающая рана. Чтобы как-то отвлечься от горя, сохранить память о близких, Людмила выпустила в Издательском доме «Типография Купца Тарасова» книгу «Вся жизнь — как миг». Туда вошли стихи ее брата Виктора, погибшего в автомобильной катастрофе в Прибалтике и записи ее любимой Натальки — цитаты, стихи, наброски жизненных планов, обрывки дневников.

«С 20-летием совместных мучений! Слава Богу, что все закончилось! Оба дышим, живем и радуемся жизни. Не надо лгать, изворачиваться, мудрить. Есть возможность все проанализировать и постараться не пропускать сквозь пальцы оставшуюся жизнь. Слава Богу, получается не обижаться. Думать о себе и детях. Дай Бог, чтоб нам хватило времени стать настоящими взрослыми людьми. Бог наблюдает за нами. Надо сделать так, чтобы ему было интересно».

«Что я хочу? Уютный красивый двухэтажный дом, с лужайкой, небольшим садом, качелями, банькой на берегу реки. Я живу в нем с любимым мужем. К нам часто приезжают внуки и дети. Мы ездим по стране и за границу. Мы помогаем детишкам из детского дома. Мы ходим в церковь и служим. Служение очень важное действие. Не отдавая, не получишь».

По словам сестры, Наталья Чернова была очень светлым, неунывающим человеком. Ее любимые афоризмы: «Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно. Кто-то может влюбиться в твою улыбку», «Чем глубже пропасть, в которую ты падаешь, тем больше шансов научиться летать».

У Наташи было ценное качество — преображать жизнь к лучшему. Когда за месяц до трагедии она в последний раз приезжала в гости в Березники, была недовольна трудностями автомобильного переезда. Как не равнодушный человек, собрав подписи казанцев, обратилась в РЖД с письменной просьбой рассмотреть вопрос о железнодорожном обеспечении маршрута «Казань-Пермь». Ей обещали ответить через месяц. Прошло ровно столько времени, и родным пришлось добираться до Казани и обратно в связи со страшной трагедией. Они сели в первый прицепной вагон, который пустили из Казани до Перми. Как будто бы Наташа заранее позаботилась об их комфорте.

«А НАС СПАСУТ?»
Раньше Людмила с радостью ездила в Казань к сестричке в гости, теперь с болью приезжает туда на день памяти. В прошлом году вместе с мамой они побывали на открытии мемориального комплекса в местечке Сюкеево, близ которого произошла катастрофа. Приняли участие в акции памяти, прошедшей в Казанском речпорту.

— Люди зажигали свечи, приносили цветы, игрушки, фотографии, запускали в небо шары с именными лентами, — рассказывает Людмила. — За год на берегу Волги построили православную часовню и мечеть. На открытии мемориала присутствовали власти Татарстана, прибывшие на вертолете. Приехали представители церкви, МЧС, команда судна «Арабелла», протянувшая руку помощи пассажирам «Булгарии». Капитан Роман Лизалин вспоминал, что когда получил сигнал о том, что за бортом люди и представить не мог, каковы масштабы бедствия. У мемориала родственники погибших посадили 29 яблонек в память об утонувших детках.

Их объединила общая беда — тех, кто был и не был на «Бул-гарии», но потерял близких. Они общаются друг с другом в Интернете. Очевидцы трагедии делятся воспоминаниями о последних днях жизни погибших пассажиров. Любые подробности родственники прижимают к сердцу, как драгоценные крупицы. Одна женщина рассказала Людмиле Миртовой, что Наташа с Артемом много времени проводили в игровой комнате на теплоходе, играли в шахматы и шашки. На сохранившейся фотографии Артема держит за руку девочка Юля Макарова. Она спасла жизнь своим родителям, разбудила их, спящих в каюте. А сама погибла.

С глубоким сочувствием Людмила относится ко всем потерям, связанным с гибелью «Булга-рии». У однофамильца Наташи — Николая Чернова, который тоже был на судне, погибли жена и внук. Лилия Салахиева потеряла дочь, которая была в положении и вместе с мужем отправилась в свадебное путешествие. Мужчине посчастливилось выжить.

У Маргариты Захаровой погибла 18-летняя дочь, которая за несколько дней до трагедии устроилась работать на судно официанткой. 70 лет стали последней чертой для Людмилы Васягиной, которая подарила себе к юбилею путевку на теплоход. Волга унесла жизнь и ее внучки — девятилетней Полины, которую знакомые называли «бесподобной умницей», за способность тонко чувствовать мир, писать стихи. Поднимаясь на палубу, девочка спросила: «А если мы будем тонуть, нас точно спасут?».

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
Судьба безжалостно разделила участников злополучного рейса на тех, кто ушел из жизни и тех, кто остался. Преодолевая боль утраты, оставшиеся в живых стремятся наполнить свою жизнь смыслом и любовью.

— Яс радостью узнала, что в семье Макаровых, в которой погибла Юленька, родился сын Сережа. И что у Гульнары Назаровой, потерявшей сына, тоже родился мальчик, — говорит Людмила Миртова.

— Два года прошло со дня гибели «Булгарии». Накануне дня памяти я снова еду в Казань. Хочу принять участие в судебных слушаниях, посмотреть в глаза тем, кто виноват в смерти дорогих мне людей. Выговориться. Быть может мне станет легче.

Судебные слушания по делу гибели теплохода «Булгария» начались в мае 2013 года. Новые знакомые из Казани, с которыми Людмилу Миртову объединило горе, информируют ее о ходе происходящего. На слушаниях всплывают новые подробности того страшного дня. Один из пассажиров свидетельствует, что слышал, как капитан «Бул-гарии», очевидно понимавший возможные риски, на стоянке в Болгаре звонил арендатору судна с просьбой прислать 5 автобусов для пассажиров. Но получил отказ. Оставшиеся в живых пассажиры свидетельствуют, что на теплоходе было грязно, кормили плохо, явно ощущался крен судна и когда отдыхающие ложились спать, приходилось приспосабливаться, чтобы не ощущать дискомфорта.

За несоблюдение правил эксплуатации теплохода обвинения по разным статьям предъявлены гендиректору ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария») Светлане Иня-киной, старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснад-зора Иреку Тимергазееву, бывшему главному государственному Наталья и Артем Черновы инспектору этого же отдела Владиславу Семенову, а также старшему помощнику капитана «Бул-гарии» Рамилю Хаметову. Только Хаметов и Семенов частично признали свою вину. Слушания продолжаются.

Семьям погибших выплатили компенсацию в размере 1 млн 300 тысяч рублей. Мама Натальи Черновой — Таисья Васильевна Денисова отказалась от денег в пользу 20-летнего внука Димы, чтобы парень мог приобрести себе жилье. Он сдержанно по-мужски переживает горе и только в соцсети признается, что любит гулять под дождем, потому что так не видно его слез. В семье не ослабевает боль утраты. Людмила Миртова часто пересматривает видеоролик, на котором изображены сестра с племянником и не может сдержать слез, глядя на родные лица. Так жаль, что они поплатились жизнью за чью-то жадность и безответственность. Те, кто знал Наталью Чернову, говорят, что она оставила в их жизни очень теплый добрый след, от воспоминаний о ней на душе становится светлее. А в семейной книге памяти, где напечатано ее стихотворение, словно звучит ее оптимистичный, неунывающий голос:

Пусть под небом предрассветным
На минуту вам взгрустнется.
Год уходит незаметно
И обратно не вернется.
Меж годами нет границы
Потому что в каждом годе
Счастье старое хранится,
Счастье новое приходит.
Мы желаем вам добра.
Доли схожей с полной чашей,
Чтобы было в жизни вашей
Завтра лучше, чем вчера.

Когда сталкиваешься с большим человеческим горем, ощущением быстротечности жизни, понимаешь, — это уже счастье, когда сердце не болит от потери и можно встречать новый день с ощущением радости.

...На месте крушения «Булгарии» установлен плавучий опознавательный знак. Проплывая мимо, суда подают гудок, напоминая живым о погибших. Вспомним их!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история