Я не пахарь

Текст: 
Яна Агеева

Город Березники стал для москвича Влада Кричфалушего своеобразной ступенькой, с которой судьба столкнула его в самом раннем возрасте, и с которой он шагнул не вниз, а вверх.

ВОТ ТАКОЕ КИНО
Семья Влада – мама, папа, трехлетний Влад и его четырехлетняя сестренка – жили в Москве. Папа, наш земляк, занимался там бизнесом. В конце 90-х годов, когда случился приснопамятный дефолт, у семьи не стало хватать средств, чтобы снимать квартиру в столице, и Кричфалушие решили переждать трудности на папиной родине – в Березниках. Приехали, нашли трехкомнатную квартиру на МЖК, стали жить-поживать.

– Мы не собирались оставаться в Березниках, потому не присматривались, насколько безопасен двор и все такое, – вспоминает мама Влада, Светлана Ивановна Кричфалуший.

Двор оказался опасным. Однажды брат и сестра, без спросу выскочившие погулять, перелезли через забор, заваленный снегом, и решили сорвать по красивой яркой сосульке с проводков, свисавших из какой-то будки. Будка эта была электрическая подстанция, а сосульки свисали с оголенных проводов. Влад ухватился обеими руками в промокших от снега перчатках за сосульку и… Дальше он помнит события по рассказам родственников.
– Я специально выучил эту историю, потому что меня все время спрашивают, как я остался без рук, – лучисто улыбаясь, говорит Влад.

Потом была реанимация, больница и возвращение в Москву.

Сейчас мама Светлана Ивановна воспринимает случившееся с Владом несчастье как решение судьбы, которое надо принять и двигать дальше по жизни. А тогда огромное чувство вины – недоглядела! – тяжким грузом навалилось на молодую и беременную третьим ребенком женщину. Она сумела остановить развивающийся комплекс вины, заметив в себе нехорошее – глядела на детей с руками и ловила себя на том, что завидует их родителям.

Что помогло ей не впасть в депрессию? Образование психолога? Возможно. Вера в Бога? Несомненно. А еще маленькая подсказка судьбы.

– За полгода до этого случая я смотрела фильм «Форрест Гамп», – рассказывает она. – Каждый видит в кино то, что ему нужно. Я задумалась, как бы я повела себя, если бы у меня был нестандартный ребенок. И тогда решила, что сделала бы так же, как мама Форреста – была бы сильной и научила своего ребенка жить с тем, что есть. Помните, она заставляла его делать то, что у него получалось – бегать?

Папа Влада принял событие не так просто, мужчины вообще стресс переносят тяжелее, – считает Светлана Ивановна.
– Папа всегда был с нами, и мы все проходили вместе, – комментирует мама Влада.- Первым делом, когда Влад пришел в себя, мама с сыном отправились к психологу, и тот сказал, что у них два пути жить дальше: заняться протезированием или учиться жить с тем, что есть и чего нет.

Первый путь – это постоянные больницы, привыкание к протезам, которые сделать сложно – операцию врач провел так, что прикрепить нормально функционирующие протезы было практически не к чему. Плюс протез – это немалые средства, которые надо было бы где-то искать, находить спонсоров. Словом, жизнь в позиции просящего.

МЫ ПОЙДЕМ СВОИМ ПУТЕМ
Кричфалушие выбрали второй путь и решили учиться пользоваться ногами вместо рук.
– И мы начали учиться всему заново, – пожимает плечами Светлана Кричфалуший.
Она все время говорит про Влада «мы», так любая мама по своего ребенка: «мы сегодня хорошо кушали», «мы пошли в первый класс».
– Я тоже стала учиться брать ногой карандаш, – словно объясняя это «мы», продолжает Светлана. – Я собирала информацию о том, как живут люди без рук: некоторые ртом пользуются, некоторые ногами, еще как-то. А как нам будет удобнее? Так как Влад гибкий и ноги у него длинные, мы решили учиться все делать ногами.

А потом Светлане Ивановне стала попадаться информация о людях, которые все делают ногами (вот и не верь после этого в знаки судьбы!). О мужчине из Йошкар-Олы, который потерял руки в 12 лет, научился водить ногами машину, женился, воспитывает детей. Его даже гаишники местные не останавливают, хотя он никогда не получал водительского удостоверения – не предусмотрено такое инструкциями. Светлана Ивановна даже начала мечтать о том, чтобы и Влад умел водить машину.

Особо впечатлила женщина Вера, родившаяся без рук и выросшая в детском доме. Она одна вырастила двоих детей, пеленала, купала, кормила и укачивала – ногами.
– Представляете? Тут руками-то боишься крошку взять, а она ногами! – восхищается мать пятерых, между прочим, детей. – Если люди такое могут, нам с Владом вообще все по плечу!

Узнавала она и другие истории людей, которые заменили одни возможности тела другими и сохранили в себе здоровый дух и мир в душе, молилась за них и за Влада и заставляла его двигать ногами. Владу только мамина мысль о том, чтобы он научился водить машину, не нравилась. Ну, не тянуло парня к машинам, его больше военная тема привлекала, может быть, потому что дедушка по маминой линии – кадровый военный.

За 14 лет, прошедших после операции, Влад чего только не осваивал: и рисовал, и лепил, и плаванием занимался и на роликах катался и в футбол играл, и с вышки прыгал, и учился работать на компьютере. Вместе с родителями, один из которых, заметьте, был занят собственным бизнесом, а другая возилась – кроме него – еще с четверыми «гавриками».

– Я и не помню себя с руками, я же маленький был тогда. То, что я без рук – это просто данность, – с некоторым равнодушием говорит Влад. – Мама говорит, что вообще я огорчился только один раз, когда мы пришли домой после больницы, попытался залезть на спортивный комплекс, у нас такой стоял дома, и не смог.

После 4 лет обучения в московской спецшколе пошел в обычную березниковскую школу № 17. Влад утверждает, что разницы он особенной не видит и ему все равно, в какой школе учиться. В обычной еще и прикольнее – детей больше, есть кого «троллить» (словечко нынешних подростков, которое значит – «подшучивать, словесно издеваться»). Светлана Николаевна Буркова, директор школы № 17, по словам мамы Влада, сначала опасалась, будет ли Владу удобно в школе с другими ребятами. Теперь в этом не сомневается никто из педагогов – нормально ему.

Он приходит в школу, которая в двух шагах от дома. Младшие сестры-братья разбегаются с друзьями по классам, Владу помогает снять курточку гардеробщица (он только замок на куртке расстегнуть-застегнуть сам не может, а все остальное – сам). Идет на уроки, особо там не напрягается – память хорошая, итак запоминается все, что надо. Иногда прогуливает, как многие десятиклассники.

– Я вчера с одного урока истории вообще ушел, – рассказывает Влад. – Я на первом все рассказал про императора Павла I, о его политике. Вы знаете, что он ввел дополнительные телесные наказания для крестьян? Ужас! А у дворян всякие привилегия отнял, и они заговор против него устроили – наказали его. Я за привилегии для дворян! Оценку получил и ушел со второго урока.

– Да он вообще ленивый сачок! – вставляет свои «пять копеек» одноклассник и товарищ по секции Паша. – Сам-то я нормально учусь – я лучше него.

– Ага! Не верьте ему, он все врет, ему можно! Мне-то врать нельзя, я знаю, что если я совру, то меня учителя потом просто… – Влад делает жест: большим пальцем ноги по горлу, как будто ему голову отрежут. Мы бы показали это большим пальцем руки. –Учителя часто заводят тему, что спорт спортом, а школа важна тоже. Я иногда в разговорах с журналистами специально принижаю свои возможности, а то еще прочитают в школе… Учителя вообще считают, что я зазвездился, говорят, что я должен подавать пример, а я беспределю, – он помолчал и добавил, хитро поглядывая на одноклассника:
– А Пашку-то я в нашу школу устроил! Его не брали, но я замолвил словечко…
– Ах, ты… – и Паша погнался за Владом, да где ж его догонишь! Он возвращается сам, запыхавшийся и довольный – шалость удалась.

ВОИН

– А голова-то у него светлая, башковитый парень, всему быстро учился, было бы интересно. А как он пел! – в восторге закатывает глаза мать. – Мы вокалом с ним занимались, я решила, что он будет певцом. Но 8 лет назад нам снова стало тяжело снимать квартиру в Москве и мы вернулись в Березники, снова думали, что временно.

В Березниках Влада попытались пристроить к вокалу. Но в учреждениях дополнительного образования к их приезду, а это был октябрь, уже не было свободных мест, а в музыкальной школе, куда Влада приняли, что-то не сложилось. А потом и голос у мальчишки начал ломаться.

– Он все время просил: «Найди мне мужское занятие! Найди мне спорт!». Я пошла искать секцию. Но все, смущаясь, объясняли, почему Влад не сможет заниматься спортом. Потом кто-то сказал, что есть такой Денис Аникеев, он занимается тхэквондо, там упор на ноги, мол, пусть попробует. Мы пошли к Денису, тот говорит: «Приводите, попробуем!» Владу мало просто спорта, ему философия нужна, уж такой он человек. А Денис об этом и говорит: философия воина. И Влад за ним: «Я воин, а не пахарь!»

У тренера Аникеева глаза горят, когда он говорит об этом. Именно эти горящие глаза, и не просто спорт, а боевое искусство и нужны были мальчишке, склонному к военной теме. Так ученик нашел учителя, а учитель ученика. Дальше вы знаете. Правильно соединенные провода (извините за невольный каламбур) дают правильное течение событий. Влад стал чемпионом мира по паратхэквондо.

– Он теперь за победы деньги стал получать, мне некоторые суммы выделяет – добытчик, мужик в доме, – с гордостью говорит мама и добавляет с горчинкой, – а с моим авторитетом спорит вовсю. Вот, никак не можем определиться с профессией. Он мои предложения отметает сразу, просто потому что я посоветовала. Сестру старшую слушает, они всегда были очень дружны. Она для него авторитет. Она тоже не пахарь – художник. Не знаю, с авторитетом ли материнским спорит Влад, или просто…Просто пока не знает, где его дорога.

– Я не придумал, кем быть. Меня все об этом спрашивают, но идей нет, – серьезно размышляет Влад. – У меня не слишком хорошие оценки, чтобы рассчитывать на что-то особенное, я ведь средний троечник. Я ленюсь. …

В прошлый вторник я была на тренировке Влада. Видела, как он таскает скамеечки для занятий, прижав их к подбородку плечом, как отрабатывает удары ногами, когда остальные работают руками. Видела, как парни, разбежавшись и взмахнув руками, вскакивали на полутораметрового козла, не обращая внимания на то, что снаряд качается, и как Влад взлетал на эту высоту, словно сам по себе.

– Представляю, что вы в статье напишете про эти прыжки! – говорил он мне после тренировки. – Они взмахивают руками, и я тоже взмах делаю, только всем телом. Да это еще что! Вот посмотрели бы вы, как мы с закрытыми глазами на козла заскакиваем, а потом перепрыгиваем тоже с закрытыми глазами на коня!

Если честно, это трудно представить. Впрочем, как и все, что он делает: как одевается, как готовит уроки, как работает на компьютере, как ест, чистит зубы… Да и не надо представлять. Надо просто понимать, что есть способ делать это по-другому.


Источник: газета «Березниковский рабочий»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы