Удивление

Она поставила на столик возле высокого зеркала банку с охапкой ярко-желтых подсолнухов и уже собиралась закрыть за собою дверь. Но мельком взглянула на свое отражение и в удивлении застыла - красивая женщина стояла в свете осенних лучей и, грациозно повернув шею, восхищенно на нее смотрела.

Это короткое воспоминание Валентины Евлентьевой об истории создания «Автопортрета с подсолнухами», написанного ею в 1986 году. Может, с этого, личного, эпизода началась любовь художницы к редкому для современной живописи жанру женского портрета? Удивленный, любующийся взгляд творца на женщину, разную и непостижимую до конца, я остро почувствовала в каждой картине художницы (неслучайно центральным героем многих ее полотен является зеркало).

О Валентине Евлентьевой «Вечерка» уже писала. Она родилась в Березниках, окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута и по распределению попала в Курган, где прожила большую часть своей жизни.

Несколько лет назад вместе с семьей Валентина Викторовна эмигрировала в Германию. В июне 2012 года она навестила родной город и преподнесла в дар Березниковскому музею цикл женских портретов. Картины были выставлены в Усолье, в Доме князей Голицыных, пока в Березниковском музее шел ремонт. После его окончания выставка вернулась в Березники, сегодня на ней представлено полное собрание работ художницы.

. Английская дама Галантного века с мушкой на румяной щечке и в «таблетке», кокетливо закрепленной на боку прелестной головки. Актриса века 20-го — вдохновенная, голубоглазая, огненно рыжая Айседора Дункан в черной широкополой шляпе.

— Перед нами проходит галерея импозантных и не очень, но всегда прекрасных женских образов. И это можно понять как следование традициям гуманистического искусства, где женщину слегка приподнимали над прозаической материей и посвящали ей сонеты, — отзывается о творчестве художницы в своей статье арт-критик Лариса Коржавкина. — Но есть и еще некое свойство портретов Валентины Евлентьевой. Это тонкое понимание женской судьбы. Любой внешний лоск не спрячет грустинки, а это в работах художницы встречается часто.

...Задумчивый, возможно, тоскующий по первой любви взгляд девушки из Сафакулево, застывшей с красным цветком в руке. Таинственный, с поволокой, взгляд, все знающий и от того грустный у обольстительницы мужчин — дамы с «Белого портрета». Упрямо сжатые губы и спрятанные за вуалью печальные глаза, видимо, отвергнутой героини «Дамы с собачкой».
Центральная в галерее женских портретов Валентины Евлентьевой — картина «Святая Русь» (написанная ею незадолго до отъезда в Германию). Женский лик напоминает образ Богородицы. В ее огромных глазах застыли безмерная любовь и тревога за своих близких, с которыми приходится расставаться. Может быть, в этом образе запечатлена душа самой художницы?

Валерий Константинов, брат Валентины Евлентьевой:
— В нашей семье все — железнодорожники. Сестра единственная пошла по творческому пути. Мы редко видимся, я по ней скучаю. Она живет в Гамбурге. В своей трехкомнатной квартире оборудовала мастерскую. Обучает живописи детей, молодежь. Ей там хорошо. По крайней мере, она сама так говорит.

Эльвира Фалько, сотрудница Березниковского музея имени И. Ф. Коновалова:
— Я не думаю, что Валентине Евлентьевой легко жить далеко от отчего дома, своих родных. Минуты сотворчества с земляками (многие модели художницы — жители Кургана, прим. авт. ), может, и являются для нее психологической поддержкой. Самих любителей живописи ее портреты могут окрылить, поднять над суетой повседневности.

Выставка Валентины Евлентьевой будет работать до 8 марта. Художница намерена продолжать сотрудничество с Березниковским музеем, но, скорее всего, в жанрах натюрморта и пейзажа, не менее для нее любимых.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Татьяны Чудаковой
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство