Лодка в никуда

Случаются в жизни такие ситуации, для описания которых трудно подобрать подходящий афоризм. Как бы ни хотелось назвать положение водного маршрута «Березники-Быстрая» красивой крылатой фразой «а воз и ныне там», но она не подходит на все сто процентов. Скорее так: воз трогается с места, только если в него вкладываются немалые средства, откатывает заданное и возвращается в исходное положение, причём кажется, что навсегда. Меж тем, без этого воза обойтись нельзя.

Но — отбросим метафоры. Ситуация вполне серьёзная. Село Таман и деревня Быстрая отделены от «большой земли» двумя десятками километров абсолютного бездорожья — разговоры о подобном строительстве даже не ведутся, Усольский край такие траты себе позволить не может. Добраться до селений на автомобиле можно только зимой, да и то, если трактор расчистит зимник. Летом село и деревню с цивилизацией соединяет только курсирующий теплоход ОМ-387. Увы, но и это связующее звено оказалось не совсем прочным. Руководство порта не первый год жалуется на убытки, связанные с ремонтом и содержанием судна, а также на снижение пассажиропотока.

В апреле прошлого года «Неделя.ru» уже писала о том, что открытие навигации для пассажиров маршрута под вопросом. Дело это было не новым, к тому времени о возможном закрытии маршрута говорили чуть ли не каждый год. В 2012-ом «обошлось». Правительство края частично компенсировало нехватку средств, однако цены на маршрут всё же выросли на 23 процента. И сегодня вновь неутешительные вести.

В начале февраля администрация края подвела итоги конкурса по перевозке пассажиров водным транспортом, объявленного ранее Министерством транспорта и связи Пермского края. Он предполагал отбор перевозчиков, которые будут переправлять жителей края по нескольким речным линиям: «Левшино-Куликово», «Сылва-Троица», «Пермь-Заречный» и «Березники-Быстрая». Бюджет предполагал субсидии для осуществления перевозок в раз мере 7,25 миллиона рублей. Но всё же три из четырёх водных линий остались без заявок. В том числе, и маршрут «Березники-Быстрая». По мнению самих перевозчиков, действующий норматив бюджетной субсидии не позволяет покрыть всех убытков. К тому же желающих воспользоваться их услугами становится всё меньше.

ПОМНЯЩИЕ РОДСТВО
Но у жителей и уроженцев Тамана и Быстрой есть свой взгляд на проблему. Так, в начале года Вера Семёновна Калинина подготовила заявление, подписанное тремя сотнями жителей села. Копии заявления были направлены губернатору края Виктору Басаргину, главе Березников Сергею Дьякову, главе Усольского района Геннадию Шехматову (в феврале он покинул пост), депутату Олегу Ковалёву, а также в Заксобрание Пермского края. Вера Семёновна считает, что власть имущие при рассмотрении инцидента с теплоходом упускают существенную деталь — Таман посещают не только и не столько дачники, которым важна вовремя посаженная на участке капуста, сколько уроженцы здешних мест: «За последние годы не было ни одного раза, чтобы в Березниковском речном порту с наступлением навигации вышел теплоход по расписанию с приемлемыми ценами для пассажиров по маршруту «Березники-Быстрая». Каждый раз пассажирам этого теплохода приходится писать жалобные письма, ходить с челобитной на приемы к местным властям, депутатам и т. д.»(Из заявления жителей села Таман)

«С этим заявлением мы очень торопились: 29 января подготовили письмо, а 31 января уже попытались попасть на прием к Сергею Петровичу Дьякову. Но нам заявили, что письмо должны прочитать, потом дать распоряжения помощникам, заместителям, чтобы они поработали. Вам дадут ответ, и вы уже решите — идти вам к Сергею Петровичу или не идти. Думаю, идти и правда нужно, к тому же, Олег Ковалев — акционер порта — говорит, что на прием нужно попасть обязательно. Но мне, откровенно говоря, это всё так надоело — каждый год письма пишу, каждый раз одно и то же...

В прошлом году мы собирали телефоны, а в этом году указали и адреса, березниковские и усольские, и сейчас могу сказать, что подписались 279 человек. Жаль, но при этом не все люди «шевелятся», хлопочут о решении проблемы. Хотя заметки в газетах о том, что аукциона нет, дотаций нет и трамвай ходить не будет, — читали все. Но думают: «а куда они денутся, теплоход всё равно пойдёт».«Была прекрасная возможность отсыпать дороги как в Тамане, так и в Быстрой. В эти селения свозили горы щебня, чтобы строить дорогу до Кудымкара, и если бы как усольские, так и краевые власти поставили вопрос перед дорожниками, они никуда бы не делись — всего-то 20 километров. Отсыпали бы».(Из заявления жителей села Таман)

Но сейчас Олег Ковалёв прямо говорит, что трамвай не пойдёт — дотаций дают миллион двести тысяч, а этого мало. «У нас 5 миллионов убытков, к тому же у корабля нужно менять двигатели и устанавливать систему ГЛОНАСС — и всё это выливается в 9 миллионов. Для нас это совершенно невыгодно, мы не должны работать себе в убыток...».

И при этом он, что называется, «пробивал» этот вопрос ещё тогда, когда формировался бюджет. Рассказывают и такое: когда в крае сменилось руководство, и новый губернатор разговаривал с нашими и усольскими властями, то он задал им вопрос: «Вам трамвай нужен?». И те, и другие ответили, что трамвай им не нужен. Ну да, ИМ не нужен, они же не ездят в те места. Мы же во всех письмах говорили: необходимость есть. Селения имеют один-единственный вид транспорта, и ходить по воде дозволено только ОМ-387, который имеет допуск и оборудован по всем правилам. Единственный теплоход, который пока не продали. Но остаётся ещё один важный вопрос — это цена билета.

Председатель совета директоров порта Геннадий Белкин говорит, что цена за билет должна быть больше 500 рублей, чтобы маршрут окупался. Но они сами понимают — не поедет же никто! И сейчас мало кто ездит, потому что цены повышаются. В Таман ездят не поодиночке, ездят семьями, а среди пассажиров миллионеров нет. «Семье из 4-х человек только на билет туда и обратно необходимо в месяц выложить 4000 рублей. Всё подводится к тому, чтобы ездило меньше людей, а потом сказать — нет пассажиров».(Из заявления жителей села Таман)

В газетах, когда пишут о нашей ситуации, обычно указывают, что едут, в основном, вольные дачники. Так вот, дачников там — несколько человек, а если посмотреть наши списки, то можно увидеть, что люди указаны семьями — в Тамане их родовые места, здесь кладбища, на которых покоятся их родственники. Не станет трамвая — и всё зарастет бурьяном. К тому же в Тамане на постоянном жительстве есть люди, пусть их осталось не так много, но в одном Тамане человек 20 живут круглый год. Нельзя забросить место, где есть могилы, пусть и нет возможности проехать к ним. Не говорим об огородах, об урожаях — главное, не быть Иваном, не помнящим родства. Сел и деревень, которые пошли под воду или были заброшены, уже десятки. Хватит».

ХОТЯ БЫ ВЕРНУТЬ СВОЁ
Но взором рассерженных граждан палитра взглядов на проблему не ограничивается. Мнением «изнутри» с нашей газетой поделился генеральный директор ОАО «Речной порт Березники» Александр Германович Брусенин.

— В этом году маршрут может не открыться из-за больших расходов, а как удалось закрыть их в прошлый раз, когда теплоход всё же отправился в рейс?
— Не удалось, мы остались в убытках. Субсидия помогла закрыть где-то 1 миллион 700 тысяч в прошлом году. Примерно столько же осталось убытка.

— Отчего растут убытки?
— Здесь проблема комплексная. Вопервых, после гибели теплохода «Булгария» в июле 2011 года требования речного регистра выросли в разы, и приходится проводить очень серьезные ремонты оборудования, чтобы этим требованиям соответствовать. Это первая расходная часть. Вторая проблема — это расход топлива. И третья… Судно-то старое, ему 50 лет. Естественно, расходы на то, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, росли и, видимо, будут расти дальше.

— Если даже субсидии увеличатся, это поможет только на время, и проблема глубже?
— Ещё один момент — упал пассажиропоток. Резко. Раньше мы ходили до Пожвы и возили до 20000 пассажиров. В прошлом году это были уже 8000 человек.

— Возможно, ещё и потому, что стоимость билета выросла?
— Сегодня билет до Быстрой стоит 106 рублей. Это, в принципе, не такие уж и большие деньги, да и они не компенсируют трат. Есть ещё одна проблема, в дополнение к прочим, — наработка часов по дизелям. Доходят они до определенного предела, скажем, 65 тысяч часов, всё — дизель надо выкинуть и поставить новый. Раньше дизеля ходили, пока не развалятся. Теперь — регистр его не пропустит. Но нужных дизелей теперь не выпускают, значит, нужно заказывать какой-то аналог. Надо спроектировать установку. Дальше — вводится новая система безопасности на флоте. Мы пока не знаем, чем эта реформа обернётся, но, как правило, новые системы всегда означают траты. И ещё один момент — это страхование. Мы должны с этого года каждого пассажира застраховать на 2 миллиона плюс страхование судна. Всё это издержки — с судном много хлопот, оно пассажирское, к нему тройное внимание. Работать и получать только убытки и головную боль — ну, не знаю. У нас из-за этого и модернизация флота стоит. Мы же не крупная компания — нет сверхдоходов, и та еле дышим.

— Стучались во властные двери?
— В Министерство транспорта, администрации районов и края… Видите ли, все эти проблемы обозначались ещё в прошлом году. Мы говорили: друзья дорогие, не можем так работать. Пусть работа если не приносит прибыли, то хотя бы выводит в ноль. По большому счету, мы же транспортники, как нам быть, если линия убыточная? Обычно её закрывают — и всё. Но мы стучимся, знаем — людям нельзя не ездить туда. Мы не хотим нажиться на чужой беде.

— Есть ли ответы?
— А все эти ответы уже ясны. Сегодня бюджет края дефицитен. Беда в том, что ни Усолье, ни Березники ничего не смогут сделать. Это линия, идущая между двумя районами, и вопрос должен решаться на уровне администрации Пермского края. Но и в крае существуют бюрократические зацепки, поэтому мы и ходим по кругу. А всего-то хотим выйти в ноль. В итоге совет директоров принял решение — убыточных работ не производить, и мы не стали заявляться на заведомо убыточное мероприятие.

НА УРОВНЕ КРАЯ
Издание «Бизнес-класс» приводит слова начальника отдела автомобильного, авиационного и водного транспорта краевого Минтранса Александра Бараковских. По его мнению, увеличение размера субсидии не решит существующих проблем отрасли. «Главная проблема в изношенности и дефиците судов. И не только в Пермском крае, но и в целом по России. Ежегодно из-за неисправного состояния мы лишаемся того или иного маршрута. А покупать новые суда негде — сегодня предприятий, которые бы их выпускали, почти не осталось»,— замечает чиновник. По его словам, региональные водные маршруты можно было бы ликвидировать, поскольку существуют альтернативные виды перевозок.

Увы, альтернативного вида перевозок для Тамана нет, а помощи можно ждать разве что от краевого правительства — усольские власти своё уже отдали и на большие субсидии вряд ли способны. Березниковской администрации такой крест тоже не нужен. Слово начальнику управления городского хозяйства администрации города Березники Владимиру Зуеву: «Организация пассажирских перевозок на водном транспорте в компетенцию администрации города Березники не входит, в связи с чем денежные средства в бюджете города на возмещение недополученных доходов при выполнении пассажирских перевозок на теплоходе ОМ-387 до села Таман и деревни Быстрая отсутствуют».

Но, право же, будет жаль, если Таман и Быстрая окончательно оторвутся от больших городов и превратятся в вымершие «за ненадобностью» поселения. Посмотрите на фотографии — здесь очень красиво. Хотя бы этот ресурс — красота — достоин уважения и грамотного использования. А неумение распоряжаться данными богатствами в советские времена назвали бы «разбазариванием» — термином не менее чётким и ёмким, чем любая крылатая фраза.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс