Под городом - древний разлом?

Геолог с 35-летним стажем работы по региону, заместитель директора ООО «Эксперт» Сергей Белоглазов поделился с читателями «Вечерки» своими соображениями. По его мнению, при решении о признании зданий непригодным для проживания недостаточно руководствоваться только рекомендациями Горного института и «Галургии», а надо учитывать инженерно-геологические условия участков и физическое состояние сооружений.

— Инженерная геология — это особая наука, призванная следить за взаимодействием «здание — среда», обеспечивать правильность выбора типа и размеров фундаментов будущих зданий, сохранность старых построек, учитывать влияние на строительство современных гидрогеологических процессов, — подчеркивает Сергей Михайлович. Он убежден, что аварийное состояние сооружений в большинстве случаев обусловлено не горно-геологическими, а чисто антропогенными факторами — ошибками при инженерных изысканиях (редко), проектировании (редко), строительстве и эксплуатации (в основном).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
— За примерами в Березниках далеко ходить не надо, — рассказывает Сергей Белоглазов. — Двухэтажный жилой дом № 22 по улице Свободы был построен практически без фундаментов и потому каждую зиму «всплывает» на несколько сантиметров, а летом при оттаивании грунта «тонет», в связи с чем образовались сквозные трещины в стенах.

Пятиэтажный жилой дом № 43 по улице Свердлова был разорван снизу при горизонтальных смещениях земной поверхности (не исключено влияние подземных выработок, так как дом стоит (стоял) на границе отработанного шахтного поля БКПРУ-1).

Детский сад № 75 по улице Пятилетки. Наблюдается осадка внешних и внутренних стен в месте, где практически перекрыт поверхностный водосток, то есть атмосферные и талые воды попадают непосредственно под фундамент, ослабляя конструкции и грунты основания здания.

Детский сад № 20 по улице Мира построен частично на насыпной террасе, вдобавок со смещением от проекта около 10 метров в сторону реки Быгель. Уже в период строительства были замечены нарушения в стенах здания, вызванные неравномерными оседаниями (или просадками). При бурении в 1985 году трестом ВерхнекамТИСИз обнаружены в теле насыпи не только мерзлые грунты, но и включения снега и льда. Понятно, почему: отсыпалась терраса в зимнее время. Аналогичные случаи — инженерно-лабораторный корпус ОАО «Уралкалий» (1978 год), дамба моста через реку Вишера в поселке Рябинино, здание бывшего магазина «Вавилон», четырехэтажный жилой дом в Кизеле по улице Ленина и другие.

Это по строительству. А эксплуатация? Все наслышаны о «легендарных» утечках из водонесущих коммуникаций, о затоплении подвалов жилых домов поверхностными и талыми водами, разрушающими не столько фундаменты зданий, сколько грунты основания.

— 90 процентов центральной части города «стоит» на мергелях Пермского периода, — продолжает Сергей Михайлович. — Казалось бы, твердая, достаточно плотная порода. Однако в условиях периодического замачивания, а тем более промораживания в открытых котлованах ее несущая способность в десятки, если не в сотни раз уменьшается. Примеры — известный бывший магазин «Вавилон» и торговый центр возле кинотеатра «Мелодия», но там своевременно приняли меры по укреплению оснований зданий. Но вот возьмем жилой пятиэтажный дом № 4 по улице Тельмана. Основание фундаментов — мергели. Пока не «пробило» канализацию в таких размерах, что затопило подвал, дом стоял. А что теперь? И при чем здесь влияние выработок? Беру на себя смелость посоветовать администрации города и всем владельцам строений перед сносом зданий проводить тщательное обследование их конструкций, состояния фундаментов и особенно сохранности грунтов основания в верхней части активной зоны фундаментов.

ПРОВАЛЬНАЯ ТЕМА
Причинами возникновения провалов в жилой зоне Сергей Бело-глазов начал заниматься более десяти лет назад, во время работы в НПО «Изыскатель». В 1999—2000 годах эта организация совместно с Горным институтом УФО РАН (руководитель И. А. Санфиров) проводила подробное исследование причин возникновения провалов в поселке Новая Зырянка.

— При анализе материалов геологической аэрофотосъемки, результатов горно-буровых и геофизических исследований было выявлено наличие древнего разлома в надсолевой толще, пришедшего в активное состояние, вероятно, вследствие ошибок при ведении горных работ БКПРУ-1, — рассказывает он. — Положение разлома — субширотное. Глубина по данным геофизических исследований — 130-150 метров. Ширина раскрытия трещины в верхней части — 0,2-1 м. Так вот, смотрите: провал на первом руднике, протяжение — субширотное. Определить ширину раскрытия предполагаемого разлома не удалось.

Второй и третий провалы в районе железнодорожных путей и здания БШСУ также субширотного распространения. Может быть, есть смысл поговорить о сети разломов в надсолевой толще? Работами Г. А. Максимовича, Л. И. Шимановского, В. М. Крутова и других (Пермский госуниверситет) выяснено, что вероятность появления предполагаемых разломов связана с возникновением в третичный период Соликамского вала на территории современного города Березники и к северу в сторону Краснови-шерска, где нередко отмечаются выходы слабонапорных источников солоноватых и соляных вод. Один из наиболее известных — в семи километрах к югу от деревни Чашкино, другой (в настоящее время засыпан) — под терриконами южной площадки в Соликамске. Источники восходящие, воды — слабонапорные. С 1999 года, будучи заместителем директора НПП «Изыскатель» по науке, я не раз поднимал вопрос об организации наблюдений за горизонтальными перемещениями земной поверхности. Интересно, проводятся ли они? А если проводятся, где можно ознакомиться с результатами?

— На днях я ознакомился со статьей «Провалившиеся» Юрия Асланьяна в газете «Звезда» за 26 октября 2012 года и комментариями к ней различных авторов, — продолжает Сергей Михайлович. — Автор вышеупомянутой статьи был несказанно удивлен (союзник — Ф. А. Рогожина, см. газету «Звезда»), что провалы в Березниках стали засыпать песчано-гравийной смесью. Это то же самое, что в стакан с поваренной солью заливать пресную воду и следить, чтобы соль не растворялась. Многие города и селения на юго-востоке Пермского края — Кунгур, Усть-Кишерть, Суксун, Ленск, Ашап и другие находятся в гораздо худших геологических условиях. Есть такое явление — карст. Если шахты более-менее предсказуемы, то карст — нет. Но города стоят! А дело в том, что при появлении новых провалов (там они называются «воронки») их незамедлительно засыпают глинистым материалом с тщательным послойным трамбованием для предотвращения попадания в карстовые полости пресных поверхностных и атмосферных вод и дальнейшего растворения в этих водах гипсов, ангидритов, реже — известняков. Почему бы Березникам, ОАО «Галургия» и Горному институту не перенять опыт соседей по региону?!


Источник: «Березники Вечерние»
Фото: krokodil
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии