Учёные Горного института заговорили откровенно

На фото: «Третий» (хотя на самом деле, четвёртый в Березниках) провал, именуемый в народе «Кроха». Кроха сфотографирована ещё до засыпки. Потом этот провал торжественно засыплют, а потом здесь погибнет человек.

Опубликованное сегодня, 25 сентября в пермском еженедельнике «Новый компаньон» интервью с руководителями Горного института УрО РАН едва ли будет перепечатано в «Березниковском рабочем», цитироваться по БерТВ (для несведущих наших читателей – Березниковское Телевидение или телекомпания «Березники») и вообще, будет усиленно не замечаться калийной прессой. В смысле, прессой, принадлежащей и финансируемой березниковско-соликамским ОАО «Уралкалий», которая, напомним, занимает сейчас 90 % информационного пространства Березников. За исключением, разумеется, березниковского сегмента Сети. Впрочем, и вся остальная местная пресса, памятуя грозные окрики то из «Уралкалия», то из городской администрации, то от обоих вместе (что выглядело смешно, поскольку до недавнего времени это было практически единой структурой), скорее всего, отмолчится. За исключением, конечно, интернета.

Могу, конечно, и ошибиться. Тем более, сам же сегодня и писал о «новой политике нового «Уралкалия», и выздоровлении от берхеровщины Березников, в том числе, и мозгов туземных журналистов и редакторов (ладно, назовём их так, чтобы не путать читателя). Но выздоровление происходит медленно, а остаётся ещё и позиция городского магистрата, а «новая политика нового «Уралкалия» ещё не оформилась окончательно и сохраняет, как ни крути, следы прежней. Поэтому, скорее всего, промолчат. Хотя ошибиться очень хочется.

Поскольку опубликованное «Компаньоном» интервью с генеральным директором Горного института Александром Баряхом и его (Баряха) заместителем Игорем Санфировым – это бомба. Не ядерная, конечно, но, как минимум, большая авиационная, да и интервью не полноценное (только вопросы и ответы), а с частичным пересказом журналистом слов собеседников. Но тем не менее, бомба. «Новый Компаньон» даже, нарушив правила, разместил его на собственном сайте в день выхода печатной версии газеты. Некогда, в частной беседе шеф-редактор «Компаньона» Игорь Лобанов на вопрос, почему интернет-версия запаздывает, ответил: «Пусть в киосках сначала покупают». Сейчас, правда, в условиях обострящейся конкуренции, «НК» можно найти не только в киосках, но и в точках бесплатного распространения, вроде ресторанов или автосалонов, но правило придерживать интернет-версию сохранялось. А тут, извольте, день в день. Сработал, кстати, публикацию Александр Шестаков, бывший довольно известным березниковский журналист, ныне укоренившийся пермяк.

С полным текстом статьи рекомендую ознакомиться здесь, а мы поговорим о моментах, из-за которых она (или всё-таки оно, интервью?) едва ли пришлась бы/придётся вкусу «старому «Уралкалию» и органам туземного управления, хоть нынешним, хоть предыдущим. Пришлось бы/придётся написано через косую черту, поскольку и в «Уралкалии» ещё немало старорежимных менеджеров, даже и в топах, и в магистрате предостаточно таковых. Да и бывшие рассосались не на помойки, а по вполне тёплым креслам, возле денег и власти. Или, говоря модным эвфемизмом, управленческих решений. А затрагивают откровения горных учёных прежде всего их. То есть, конечно, и для жителей города Березники статья вполне познавательна, особенно, для тех, кто серьёзно интересуется подземными процессами. Поэтому и жаль будет, если до березниковичей и, особенно, березниковцев упомянутый текст не дойдёт.

Но публикация, сам её факт гораздо важнее с другой точки зрения. Учёные руководители Горного института, подкармливаемого, кстати, тем же «Уралкалием»; эти самые горные учёные, на которых регулярно ссылались в сообщениях для березниковского народа менеджеры и мэрии, и самого «Уралкалия», впервые, кажется, заговорили откровенно. Ну, допускаю, более-менее менее-более откровенно и не всё. Зато для широкой публики. Относительно, конечно, широкой («НК» почитает себя «изданием для истеблишмента»). Но слово – не воробей, долетит и до неэлитных ушей, уже не подстрелишь. И «Новый Компаньон» все последние годы публиковавший лишь бравурные отчёты о том, как в Березниках всё под контролем, и какую заботу проявляют власти – от местных до федеральных, а также как героически побеждают стихию березниковские топ-менеджеры, повышая заодно котировки компании, эти неожиданные откровения учёных опубликовал.

Один только заголовок: «То, что происходит в Березниках – это аномалия». И, для тех, кто не понял, разъяснение самого Александра Баряха: «Однозначно, то, что происходит, — это аномалия, примеров которой нет в принципе. В мире утонуло порядка 90 рудников, и у всех — по одному провалу, в том месте, где разрушилась водозащитная толща, где вода стала поступать в шахту. Есть немногочисленные примеры, когда образуются два провала. Вернее, один пример. Мы изучили этот опыт, однако у нас случился третий провал».

Это после того, как шесть лет, с самого начала аварии на Первом калийном Березникам – через местные медиа, а также остальной России – через медиа пермские и федеральные, и власти, и калийная корпорация внушали: «Да ничего страшного, во всём мире рудники тонут, вон, в Канаде утонул. Да, не спасли. Дык ить, ещё ни разу не удалось рудник спасти, но ничего страшного, бывает. Всё под контролем». Как мне один приятель, работавший тогда в калийной PR-службе, рассказывал частным образом: «В Германию посмотреть ездили, в город, где такое же было. Были там потом и сокращения, и возмущения, и забастовки, но ничего – всё успокоилось, люди нормально живут себе».

Да что там власти с корпорацией, учёные утверждали то же. Не буду далеко за примером ходить, не далее как пару месяцев назад в прямом эфире радио «Эхо Перми» всё тот же Барях увещевал слушателей: «К сожалению, всегда шахты, рудники строили и над ними строили горняцкие поселки, города и так далее. Все последствия, связанные с тем, что велись горные работы, возникают. Причем это беда ведь не только нашей страны. Я такое же видел в Германии, в Польше, и так далее».

А, оказывается-то, аномалия! Такого ещё не бывало! И даже объяснение уже есть. Снова цитирую статью в «НК», прямую речь Александра Баряха, генерального директора, напомню, Горного института УРО РАН): « Мне кажется, что одна из причин таких pf120925-2.jpgпроцессов — это колоссальные размеры самого рудника. Первый раз во всём мире тонет рудник такого объёма — более 80 млн куб. м. Вода поступала в него со скоростью 6 тыс. куб. м в сутки, размывая всё на своём пути. Ещё одна причина — это то, что Верхнекамское месторождение — сочетанное. Здесь есть сильвинит, карналлит и каменная соль — все они имеют разную степень растворимости.

Раньше-то не знали? Ни про «колоссальные размеры», ни про структуру месторождения… Может быть, скоро выяснится, что не знали и того, что город Березники – единственный в мире город, практически полностью построенный над шахтами и выработки под городом велись чуть ли не до самого начала аварии? Об аварии на БКПРУ-1, напомню, стало известно 20 октября (кстати, из интернета, из сообщений Березниковского Форума, и власти, и калийная корпорация молчали до 26 октября). А последние выработки под жилой застройкой, согласно озвученным на том же Берфоруме данным, велись ещё и в 2005 году. Может быть, и дольше. Впрочем, нет, про уникальность Березников, построенных над шахтами, ещё министр (на тот момент) Юрий Трутнев говорил, хотя и в другом, не в аномальном смысле, но не суть.

Так или иначе получается: знали. Но врали. Хорошо, не «врали», а недоговаривали. Успокаивали фальшивыми сравнениями. Всё равно что больному, у которого злокачественная опухоль мозга, говорить, мол, ничего страшного, видал я людей с фурункулами и прыщами, живут нормально.

А ведь было дело, когда на закрытом совещании по поводу аварии, в самом-самом её начале, - тогдашний мэр и бывший директор по связям с общественностью «Уралкалия» (ныне вице-президент той же корпорации) Андрей Мотовилов вопрошал тогдашнего пермского вице-премьера и бывшего вице-президента «Уралкалия», а заодно и предшественника Мотовилова на мэрском посту Игоря Папкова (ныне – вице-спикер пермского ЗС и потенциальный кандидат на смену нынешнему мэру Сергею Дьякову): «А что можно людям рассказывать?». И получил ответ: «Правду. Всю правду и только правду». Самый дельный, на мой личный вкус, совет для того момента. Да и на последующие годы тоже, невзирая на любые выборы, политические целесообразности, «Березниковские характеры» и т.д. Если бы…

Во всяком случае, сегодняшней, стыдной для учёных и властей всех мастей публикации могло не быть. Ну ладно, для них, возможно, не стыдной. Но с точки зрения меня, как читателя, устыжающей. И даже в определённой мере саморазоблачающей (звучащие в статье оправдания выглядят какими-то… неловкими)

Любопытно, кстати, а почему? А почему она вдруг появилась? Нет ли тут каких-то подводных течений и прочих подземных деформаций, которые грозят уже подвижками не земных коры, а движениями в недрах политических, да и на поверхности тоже? Или ещё чем-то неполитическим, а… гм… межчеловеческим?

Например, может быть, Следственный комитет по факту гибели человека добрался до учёных, стал задавать вопросы, и учёные решили оправдаться? А может, это «Новый компаньон», ранее богато финансировавшийся «Уралкалием», решил так выказать обиду на недофинансирование? Или вовсе - «НК», ранее очень дружный с предыдущим собственником «Уралкалия» Дмитрием Рыболовлевым, таким образом выразил неудовольствие Сулейману Керимову? И, типа, показать, какой Рыболовлев уница, что вовремя отчалил с большой суммой, и как Керимов лоханулся, что купил (в этом месте упомянутый выше Игорь Лобанов опять может назвать Вашего корреспондента «странным», но я опять его прощу). Тут, кстати, опять раздвоение версий – с подачи Рыболовлева или по собственной инициативе? Можно, между прочим, притянуть за уши и игры в больших верхах, бо Керимов, говорят, близок к Дмитрию Медведеву, а первым на изъятие калийной корпорации замахнулся Игорь Сечин, который «из команды Владимира Путина». Президент-то сменился.

А может, это Горный институт, специалисты которого, по слухам, выступают категорически против дальнейшей засыпки провалов и каких-либо подобных операций над ними, устал отбрыкиваться от березнковского мэра Сергея Дьякова. Который, и по слухам, и в некоторых публичных высказываниях настаивает на том, что надо продолжать и к декабрю ликвидировать. И добивается, рассказывают осведомлённые люди, от института «Галургии» и/или Горного института положительного заключения на сей счёт. А учёные, особенно после недавней трагедии – и, добавим, обладая, видимо, некоторой суммой знаний и ещё большей суммой незнаний, как признаются в той же статье – не хотят принимать ответственность (про Следственный комитет см. выше). И, устав отбиваться, выступили публично. Чем не версия?

А может быть, это вообще совместная акция учёных со своими интересами и газетчиков со своими интересами, которые вполне совпали с тайным интересом губернатора Виктора Басаргина? «НК», например, демонстрирует Басаргину оченную лояльность. Тогда это даже не бомба, а минный подкоп под Сергея Дьякова, для которого засыпка провалов – к гадалке не ходи – является главнейшим достижением за весь период управления городом и важнейшим предметом гордости.

Или всё ещё хуже? Если начали говорить более-менее менее-более откровенно, то всё, деваться некуда, большая буква П с закорючкой внизу второго столбика уже даже не на горизонте? Или всё, конечно, нехорошо, но есть и доброе предположение – вдруг таковой стала «новая политика «нового «Уралкалия» и «новый «Уралкалий» дал, наконец, Горному институту санкцию пооткровенничать?

В общем, версий можно нарожать много. К слову, гипотезу честно сделанной чисто журналистской работы Саши Шестакова, автора, повторю, рекомой публикации, я тоже не исключаю. А о степени её вероятности промолчу по причине, только не смейтесь! журналистской солидарности.

Но вернёмся к нашим баранам (если что, это устойчивое выражение из одной французской пьесы). То есть, к статье. Вот ещё моменты: в тексте говорится только о провалах. И учёные говорят только о провалах. Никаких тебе воронок, промоин, оврагов – провалы и точка. И связь обоих малых провалов – Малыша и Крохи с Большим братом, образовавшимся в июле 2007 года, признана и объявлена. А как нам пели-то, как пели… Тот же «НК» и пел, между прочим. Нет, в Березниках-то, а особенно, на Берфоруме, об этом давно талдычат, но то ж интернетовская шелупонь, «десять человек» смутьянов и политиканов, стремящихся раскачать ситуацию (и, видимо, захватить власть). А тут – учёные!

Более того, они, оказывается, и раньше это говорили. Вот, к примеру, что заявил «НК» Игорь Санфиров, который, напомню, заместитель генерального директора Горного института: «Мы в своё время писали в заключении по последнему провалу, что, помимо глубинных процессов, происходящих в затопленной шахте, идут встречные процессы, размыв и деформации верхней части разреза, находящейся над водозащитной толщей». Во как! А в туземной прессе, да и в пермской, со ссылкой на учёных же, рассказывали, мол, не связаны. Просто, мол, карстовые явления… Нет, на самом-то деле, вроде и не враньё. Но, согласитесь, если быть до конца честным… Эх, если бы «они» были честны с самого начала…

Впрочем, обойдёмся без сожалений о прошлом (но прошлое не забудем) и даже без ехидства по поводу реплики Баряха во время упомянутого прямого эфира на «Эхе»: «Я еще хочу добавить на тему того, что люди уезжают. Люди не уезжают, люди будут приезжать в Березники. Потому что строятся новые рудники». Потому что есть в обсуждаемой публикации, в этой самой откровенной статье Саши Шестакова одна, самая-самая важная, на мой вкус строчка.

«Пока идут, мы будем непрерывно наблюдать, — отметил Игорь Санфиров. — Пока здесь живут люди, нам надо будет постоянно мониторить ситуацию».

Не знаю, как уважаемого читателя, а это “пока здесь живут люди" меня пугает.

Постскриптум:: Во время самой первой “прямой линии» по поводу аварии, которую провёл (и опубликовал, естественно) «Березниковский рабочий» с академиком Аркадием Красноштейном, тогдашним генеральным директором Горного института, ныне покойным, был задан такой вопрос: «Какая ситуация? Надо ли уезжать?». Дальнейший разговор был таким:
- А вам сколько лет?
- Шестьдесят.
- Ну и мне примерно столько же. Ну куда нам с вами уезжать?
Сам Аркадий Красноштейн, к слову, был тогда и до конца жизни остался жителем Перми.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Фото: Березниковский форум.
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии