Мимолётности

Текст: Анна Аксёнова

Открытое, одухотворённое лицо; скромная полуулыбка; абсолютно живая поза и нескончаемый поток доброты. Такое впечатление произвёл на меня портрет Алексея Решетова, когда я впервые увидела его издалека. Подошла поближе, и картина неузнаваемо преобразилась: полуулыбка стёрлась, остался печальный, задумчивый взгляд, который, кажется, устремлён прямо тебе в душу.

Этот удивительный приём, с помощью которого портрет на разном расстоянии может передавать разные эмоции, художница из Гамбурга Валентина Евлентьева использовала блестяще. Её выставка «Мимолётности» открылась в усадьбе Голицыных в Усолье.

Атмосфера старинного особняка превратила творческую встречу и открытие выставки в светский салон. В гостиной дворянской усадьбы рядом с камином расположились художница Валентина Евлентьева, организатор выставки искусствовед Лариса Коржавкина и березниковские художники - почти все сверстники и знакомые Валентины Евлентьевой, ведь её детство и юность прошли в Березниках. Здесь во Дворце им. Ленина она училась рисованию, а затем окончила училище №28. Высшее образование Валентина Викторовна получила в Нижнетагильском пединституте на художественно-графическом факультете. Затем по распределению попала в Курган и там прожила большую часть своей жизни, а 8 лет назад вместе с семьёй и мужем переехала в Гамбург.

Сегодня она счастливая мама и бабушка троих внуков. В Березники из Германии она привезла 30 работ - это женские портреты, кроме одного - портрета Алексея Решетова. По задумке автора он - центральная картина выставки. Портрет появился в этом году в честь 75-летия поэта. Валентина Викторовна, прежде чем написать работу, изучала творчество, биографию талантливого земляка, пересмотрела множество его фотографий.

Валентина Евлентьева: «Это не репродукция, сделанная по фотографии. Такого Решетова вы нигде не найдёте. Я очень долго думала над эскизом, как его нарисовать. В итоге получилась портрет-композиция. Всё просто, по-человечески. Откуда грусть? Я размышляла в целом о том поколении, ведь Алексей Решетов был не менее талантлив, чем популярный Евтушенко. И такой контраст: Евтушенко, обласканный вниманием поклонников, власти, могущий себе позволить вести роскошную жизнь, отдыхать в Куршевеле, и Решетов, который трудился в шахте и в свободное от работы время писал стихи! Вот эта несовместимость сущности поэта с окружающей его действительностью - источник печали, как мне кажется».

В благодарность за такой, как сказала Лариса Коржавкина, тонкий портрет поэта художнице подарили полное - 3-томное - собрание сочинений Алексея Решетова. На остальных работах Валентины Евлентьевой - прекрасные женщины. Кажется, стены дворянской усадьбы специально предназначены для этих милых головок. Каждый образ - со своей исключительной историей и судьбой.

Лариса Коржавкина: "Перед нами целая галерея импозантных и не очень, но всегда поразительно прекрасных женских образов. И это можно понять как следование лучшим гуманистическим традициям, где женщину слегка приподнимали над прозой жизни и посвящали ей сонеты. Но есть и ещё некое свойство в этих работах Валентины Евлентьевой - это тонкое понимание женской судьбы. Любой внешний лоск не спрячет грустинки, а она в сочетании с сердечностью встречается в глазах моделей художницы часто".

По мнению искусствоведа, ключ к этой серии портретов - графический лист «Святая
Русь», выполненный на тонированной бумаге пастелью. Это женский лик, перекликающийся с образом Богородицы. В нём - истинное предназначение женщины: мать, жена, хранительница очага.

Валентина Евлентьева: «Пришла ко мне моя ученица с огромными печальными глазами. Я попросила её попозировать. А тут ко мне заглянула подруга-скульптор. Её девочка тоже вдохновила, и она посоветовала накинуть ей на голову платок. Так получилась монашенка. А позднее в Екатеринбурге в музее Невьянской иконы мне так понравилась небольшая икона с невероятно интересным колоритом: коричневый, красная охра. Именно эти цвета я решила использовать для своей работы. Нимб, рука на груди - всё это напоминает икону, но если присмотреться, на полотне есть и небольшие фигуры: мать, обнимающая ребёнка, и женщина, идущая на сенокос, - в итоге получился образ русской женщины».

Кстати, художница предпочитает писать портреты именно русских красавиц. «Они самые эффектные», - уверена Валентина Евлентьева. Но в коллекции есть и несколько иностранок. Пример тому - «Поклонница Матисса», эту «допотопную» старушку Валентина Викторовна не раз встречала в художественной галерее. Она всегда в шляпке с вуалью, с букетом цветов подолгу стоит у картин любимого художника. Есть на выставке и портрет африканки "Экзотический цветок". Одна из самых ярких и запоминающихся работ - акварель «Портрет Айседоры Дункан».

Валентина Евлентьева: «Портрет - это самый сложный жанр. Если в натюрморте, пейзаже можно похулиганить, что-то сместить, то, когда ты рисуешь портрет, важен каждый миллиметр. Нужно очень точно подходить к работе, прочувствовать, ведь сколько любви и вдохновения ты вкладываешь в своё произведение, ровно столько же получит зритель. Есть выражение: сделано «холодным глазом». Это значит - любой образ, пусть он будет похож-похож-похож, зритель будет всё равно воспринимать как манекен, а не как человека с его жизненной историей».

Среди работ художницы и «Портрет внучки Марики в старинном костюме». Это единственная картина, на которой изображены внуки мастерицы. Валентина Викторовна признаётся, что боится их писать. Она верит в силу портрета и не изображает малышей, чтобы не спугнуть их судьбу. Персональные выставки художницы проходили в Кургане и Гамбурге. Но этот вернисаж - один из главных для неё. Именно здесь, в Березниках, Валентина Евлентьева решила поставить точку и закрыть для себя портретный жанр.

Светлана Шутова, преподаватель: «Замечательная выставка. Мы привыкли ходить на наших художников, а здесь новый автор из Гамбурга со своеобразной техникой. Её работы, как свежий ветерок. Особенно мне понравился портрет «Верочка». Он такой живой! Я посмотрела на неё и как будто пообщалась с этой женщиной, вот как она
запала мне в душу.

Лидия Шимановская, художник: «Я видела две работы Валентины Евлентьевой, которые находятся в нашем музее, они мне понравились, поэтому я пришла посмотреть на более полную экспозицию. Выставка хорошая: камерные работы, отлично выполненные, видно личное отношение художницы к портретируемым. Больше всего запоминается, конечно, Решетов. Очень сильная работа».

Окунуться в мир художественных образов Валентины Евлентьевой можно в музее «Усадьба князей Голицыных». Выставка будет работать в течение месяца. К слову, все свои работы художница оставляет в России. Чуть позже коллекцию портретов разделят: часть будет храниться в нашей художественной галерее, а часть уедет в Курган.

Источник: корпоративная газета "Металлург" (Ависма, г. Березники, Пермский край)

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство