Прощание с "Белкомуром"

Текст: Анатолий Полькин

Недавно официальная газета правительства республики в рамках предвыборной агитации опубликовала статью московского аналитика Николая Панкратова «Вредительство на левом фронте», который клеймит КПРФ и «Справедливую Россию», которые якобы хотят «прикрыть» проект «Белкомур» (строительство железнодорожной магистрали от Архангельска до Перми, которая проходит через Сыктывкар). Из статьи следует, что КПРФ поддерживает проект создания магистрали с использованием имеющейся железной дороги через Котлас, а «Справедливая Россия» вообще выступает за «обходной вариант» – через Кировскую область на Санкт-Петербург.

...Но оставим «пиаровские страшилки» «едросских» придумщиков в покое с их утверждением о том, что «КПРФ и «Справедливую Россию» не волнует благосостояние северных регионов страны»: пусть тешатся – как никак, выборы на дворе! Однако статья имела резонанс не только в избирательных штабах: некоторые производственники восприняли её как некролог по «Белкомуру», поскольку там говорилось, что альтернативные проекты вместе с пояснительной запиской архангельского губернатора уже попали в руки Владимира Путина. И решение зависит от него, а совсем не от того, за кого проголосуют избиратели через две недели. За комментарием о том, чем грозит «отставка» «Белкомура», мы обратились к кандидату экономических наук Владимиру Андрианову, который занимается проблемами транспортного развития Севера более сорока лет.

– Владимир Алексеевич, что последовало за сообщением о том, что «Белкомура» не будет? Шок или радость?
– Увы, это не стало новостью, поэтому не было и таких эмоций. Дело в том, что вопрос об альтернативных вариантах строительства магистрали из Архангельска на Пермь возник ещё три-четыре года назад в связи с предстоящим освоением огромных запасов калийных солей на Урале – в той самой Пермской области. Об этом год назад у нас был серьёзный разговор с бывшим министром РК Николаем Герасимовым. Рассматривался и подобный вариант доставки калийных солей.

Из Березников предполагается вывозить порядка шести миллионов тонн продукции, причём большей частью на экспорт. В настоящее время этот груз по железной дороге идёт в порты Чёрного моря, что долго и дорого. Вариант вывоза продукции калийного комбината через Архангельск или Санкт-Петербург намного дешевле. Для этого оба варианта вполне приемлемы, разница в цене вопроса. «Керимовский вариант» значительно дешевле, поскольку здесь используются уже существующие магистрали, имеющие к тому же значительный запас провозной и пропускной способности.

Но в одном я с автором согласен – в решение вопроса действительно вмешиваются очень большие деньги, которыми владеет миллиардер Керимов, упоминаемый Панкратовым. По некоторым данным, он имеет отношение и к калийному производству, и к порту Санкт-Петербурга. Давно известно, что политика – это концентрированное выражение экономики. Ну, а как говорил в своё время Бонапарт, «битвы выигрывают те, у кого больше батальонов». Интересы Керимова, его миллиарды, а также поддержка депутатов и разного рода купленных-перекупленных чиновников вполне могут внести корректировки в спор о выборе направления железной дороги.

– Поясните, что такое «Керимовский вариант»?
– Сулейману Керимову принадлежит «Уралкалий». Это огромный комплекс по добыче и производству минеральных удобрений в Березниках и Соликамске. Он же владеет портовым комплексом в Санкт-Петербурге, который в случае принятия альтернативного проекта будет перестраиваться за государственные деньги. Это – по утверждениям господина Панкратова.

– «Единороссы» утверждают, что коммунисты и «справороссы» ведут вредительскую политику. Вы придерживаетесь такого же мнения?
– Политика – штука тонкая, если не сказать – грязная, и понять теряющих надежду на бизнес-криг можно. Пока в стране существует партийное противоборство, а не объективное, единое государственное, научно обоснованное, профессиональное управление, вопросы стратегии и тактики будут решаться на уровне корпоративных логистик и лоббирующих групп, мощность которых будет оцениваться в том числе и содержанием кошелька очередного олигарха. Коль у того же Керимова появилась возможность производить и сбывать за рубеж миллионы тонн калийных солей, получая при этом огромные барыши, найдутся политики, которые будут помогать олигарху в достижении его целей.

– А на ваш взгляд, прокладка дороги от Березников до Санкт-Петербурга через Кировскую область – это благо?
– Если рассматривать с тактических позиций, то именно так. Модернизация, увеличение пропускной способности данного направления обойдётся Керимову (и стране!) в десяток раз дешевле, нежели строительство новой трассы «Белкомур». И по срокам это будет в три-четыре раза быстрее. Причём, замечу, без остановки действующей трансмагистрали Восток-Запад, что тоже немаловажно. Но в стратегическом плане это решение не приближает нас к решению другой, много более значимой государственной стратегической задачи – развитию инфраструктуры Арктики, передел которой начался. Россия, имеющая огромные преимущества и возможности приступить к масштабному хозяйственному освоению несметных богатств в высоких широтах, увы, теряет время вследствие раздирающих страну корпоративных разборок.

– Автор статьи утверждает, что отказ от «Белкомура» больно ударит по интересам республики. Вы разделяете это мнение?
– Отказ от строительства «Белкомура», безусловно, лишит республику финансового допинга, на который рассчитывали многие чиновники. Об этом я уже писал много раз, поэтому не буду повторяться. Скажу лишь, что проект строительства «Белкомура» был обречён на срыв намного раньше, чем о том заговорили. Сейчас о нём вспомнили, поскольку в период выборов в ход идут любые аргументы, а иногда высвечиваются и проблемы, которые нужно решать. В нашем случае стало ясно, что у некоторых чиновников закружилась голова от успехов в продвижении проекта «Белкомур», они решили, что дело сделано и железная дорога будет строиться. А когда выяснилось, что у проекта «Белкомур» есть альтернатива, причём не одна, начались поиски виноватого. Только не стоит ли вспомнить старую русскую поговорку про зеркало, на которое «неча пенять, коль физиономия перекошена»? Искать его следует в собственном непрофессионализме, самонадеянности и откровенной глупости. Статья Панкратова – очевидное тому доказательство. Все обвинения в адрес КПРФ и «Справедливой России» «во вредительстве», по мнению экономистов – транспортников, – не более чем бездоказательные, пиаровские штучки.


Источник: «Красное знамя»
Публикуется в сокращении
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс