Почему язычество возрождается?

В наше время все активнее возрождается интерес к древним верованиям славян. Дохристианские обрядовые праздники Древней Руси устраиваются музеями, российские туристические фирмы с началом «купальского сезона» приглашают побывать на языческих
игрищахѕ «Как вы относитесь к языческим праздникам и обрядам?» – такой вопрос «Вечерка» решила задать читателям накануне дня Ивана Купалы, отмечаемого в ночь с 6 на 7 июля.

Людмила Давыдова, библиотекарь библиотеки № 2:
– К язычникам надо относиться очень уважительно – они вели здоровый образ жизни, тонко чувствовали природу… В Березниках есть группа людей, которые постоянно бывают на Аркаиме именно в ночь Ивана Купалы. Собираются тысячи людей – только из Удмуртии, Башкирии, Татарстана и Пермского края человек 200–250. Я лично ездила семь раз, и все время там происходит что-то новое, необычное. Народ приезжает интересный – почитатели древних богов, ратиборы, шаманы… Наша группа не позиционирует себя как чистых язычников, но в то же время мы не относим себя к той или иной конфессии, а исходим из того, что есть неразрывная связь между человеком и мирозданием, Вселенной.

Иван Салтыков, руководитель группы «Чуды»:
– Языческие традиции – это часть народной культуры. В них заложены такие нравственные и духовные ценности, как любовь к земле, к родным местам… Наша группа не первый год возрождает в Березниках языческие праздники: колядки, Зеленые святки, день Ивана Купалы, Перунов день, Масленицу… А также водим интересующихся историей родного края на места, связанные с верованиями коми-пермяков до принятия ими христианства, например, на Вогульское капище. Все это людям нравится – гены предков живут в нас и не дают нам превратиться в Иванов, не помнящих родства.

Ирина Косинова, преподаватель литературы:
– Смысл языческого праздника в мистическом диалоге с природой, в слиянии древнего человека с Единым Космосом. Думаю, что для современного человека, зацикленного на своем «я», это очень важно. Другое дело – понимаем ли мы этот космический язык, можем ли на таком глубинном генном уровне ощутить свое неодиночество? Или возрождаемые языческие праздники – еще один повод просто повеселиться?

Стас Хоробрых, директор историкоархитектурного музея «Палаты Строгановых»:
– Вполне нормально отношусь к этим праздникам. Но возродить их невозможно, они давно стали носить эпический и эстетический характер. Сегодня языческие праздники не несут никакой реальной нагрузки: ни символической, ни мифологической. Речь идет не о возрождении, а об отголосках традиций, которые позволяют людям соотнести себя с конкретным местом проживания.

Дьякон Дмитрий Захаров, священнослужитель храма Святой Татианы:
– Часто приходится слышать, что во многих праздниках на Руси языческие традиции переплетаются с христианскими. Я бы высказался точнее: языческие праздники подставляют, искажают и извращают суть православия. 7 июля православная церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи, а язычники в ночь накануне собираются за городом и на лоне природы предаются свальному греху, блуду, оргиям – все это непотребно и противно душе христианской.

Ольга Докшина, домохозяйка:
– Из всех языческих праздников, пожалуй, отмечаем только Масленицу. Мне нравится, как проходит праздник на Советской площади со сжиганием чучела. Ночь на Ивана Купалу тоже интересный праздник, но это же нужно как-то добраться к реке, чтобы его отметить. А возможности такой нет. Обычно гадаю на Рождество, правда, ничего не сбывается. Говорят, что гадание – это грех, но, когда следуешь народным обычаям, мне кажется, в этом нет ничего плохого.

Дмитрий и Михаил:
– Очень приветствуем возрождение народных традиций, хорошо бы, чтобы в городе побольше проводили таких праздников. Приходилось бывать только на Масленице в городском парке. В институте мы сами как-то организовывали Масленицу. Было весело.

Сергей Воронин, научный сотрудник филиала Березниковского историко-художественного музея имени И. Ф. Коновалова «Усадьба князей Голициных»:
– Вообще-то отношусь к языческим праздникам положительно. Главное – кто проводит эти праздники? Какой смысл в него вкладывается? Иногда такие действия программируют людей. Так что нужно быть крайне осторожными. Конечно, возрождать историю надо. Языческие праздники еще со средневековья с корнем вырывали. И многие мозаики языческой культуры были утеряны. Хотелось бы это восстановить. Но, по моему мнению, использовать эту культуру как инструмент обогащения смысла нет.

Марина Мальцева, мама троих детей:
– Сейчас у меня маленький ребенок, поэтому на праздники не ходим и не гадаем, некогда. Но к обрядовой культуре отношусь уважительно, это очень увлекательные действа, которые украшают жизнь. Мне кажется, в городе недостаточно рекламируют такие праздники и обрядовые гулянья, чаще узнаешь о них постфактум, уже с экрана телевизора. Однажды я увидела, как показывали по телевизору казачью свадьбу, было очень интересно.

Вера Федорова, студентка филфака:
– Мне нравится летний праздник Ивана Купалы. Очень романтичный. Но его отмечают не только в нашей стране, но и в Польше, на Украине, в Белоруссии и в странах Прибалтики. Сама я никогда не принимала участия в этом языческом празднике, но знакома с ним по повестям Гоголя. Купальские огни вдохновляли и многих других писателей и поэтов. Между прочим, христианская церковь в это время отмечает Рождество Иоанна Крестителя. А в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Так что праздник Ивана Купалы образовался путем слияния и христианских, и языческих традиций.

Тамиск Варзиев, гость города:
– По национальности я осетин, приехал в Березники в гости. У нас тоже есть языческие праздники. Самый почитаемый – Реком. Длится целую неделю! Реком – это святилище, в которое осетин ведет зов крови. Праздник и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. В прежние века поклониться Рекому шло столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда еду, напитки, а жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Реком до сих пор широко отмечается в Осетии.

…Это личное право на вероисповеданиеМарина Чащина, преподаватель истории БФ ПГУ:
– Православная вера появилась в Древней Руси с целью укрепления княжеской государственной власти. Как известно из истории, князь Владимир в поисках такой объединяющей славянские племена идеологии сначала хотел провозгласить единым богом Перуна, но из этого ничего не вышло: у каждого славянского племени был свой бог: Даждьбог, Ярилоѕ И тогда он обратился за помощью в Византию. Сегодня православная религия не играет в России роль государственной идеологии в той степени, какую играла на протяжении многих веков. Можно по-разному к этому относиться, но нельзя забывать, что страна наша многоконфессиональная, в ней живут люди разных верований. И если кто-то в своем устремлении к физическому оздоровлению и духовному совершенствованию интересуется язычеством, то это его личное право на вероисповедание. Людей привлекает в язычестве обращение к спасительным силам природы, к внутреннему потенциалу человека.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


мнение