Березниковская прививка от наркомании

Текст: Евгения Кокшарова

В Березниках завершилась «Театральная весна – 2011». Пермские критике дали довольно неплохие отзывы драматическому театру «Бенефис». Почему же тогда на спектакле «Пропасть», которым открывался фестиваль, зрителям было некомфортно, а после финальной сцены актеры даже не вышли на поклон?

– Хэппи­энда не будет, – заранее предупредил художественный руководитель театра Александр Староскольцев.

Драма «Пропасть» поставлена по пьесе Василия Сигарева «Семья Вурдалака». Это произведение о судьбе наркомана и его близких. Пьеса особо ценна тем, что автор не понаслышке знал, о чем писал: прототипом главного героя – Романа, молодого человека, одержимого пагубной зависимостью, был родной брат Сигарева.

Здесь нет зловещей музыки и разбросанных на полу шприцев. Здесь не увидишь страшных мук ломки и луж крови. Но, несмотря на это, из зала хочется сбежать. Тяжело смотреть на больного отца с впавшими глазами, на последнюю тысячу рублей в руках поседевшей матери, на порванный халат когда-то любимой, а теперь униженной и несчастной девушки. Неприятно. Некомфортно. Неуютно.

«Воспитали гниду, да еще жалуются тут!» – заполняет протокол человек в погонах. Интонации, повадки, казенные выражения милиционера в исполнении актера «Бенефиса» Максима Станкевича до боли знакомы каждому. Мурашки бегут по коже от понимания, что здесь равнодушие – совсем не актерский вымысел, а отражение реальности.

«Они рабы! У них на руках клеймо рабов! Они мои рабы!» – кричит наркодилер Тарась, которого сыграл Владимир Фомичев. «Танцуй!» – приказывает он Наташе, жалкой наркоманке с дрожащими руками. Последняя повинуется и этим подтверждает слова поставщика «белой смерти»… Шатаясь, она кружится по сцене и на коленях ползает перед своим искусителем. Благодаря игре Екатерины Сергеевой ясно понимаешь, что из ситуации, в которую попадает наркозависимый человек, нет выхода.

Второй акт пьесы – откровенный разговор. Актеры все так же на сцене, а зрители на своих местах. Это, в основном, подростки лет 13-14. Стоит заметить, что в зале остались немногие. Вероятно, только те, которые смогли найти какие-то слова после пережитого.
Артисты сбросили маски. К примеру, Елена Зебзеева не разделяет жизненную позицию своей героини – сердобольной матери, слепо любящей сына-наркомана и до конца не верящей в его болезнь.

– Я считаю, что с наркома­нией нужно бороться только жесткими, силовыми методами, – говорит Елена. – В таких горьких ситуациях действительно есть вина родителей, не уделявших должного внимания своим чадам, а старавшихся лишь накормить их, одеть и обуть.

Заслуженный артист России Александр Староскольцев, который очень органично вошел в роль отца Романа, признался, что играть было сложно не только ему и Елене, но и всей труппе «Бенефиса».

– Мы несколько раз собирались и читали эту пьесу, но чувствовали, что это не наше, – вспоминает художественный руководитель театра. – Но потом поняли, что это нужно показывать! Адаптировали пьесу под юных зрителей и, наконец, поставили.

– Спасибо вам за спектакль, – поднявшись со зрительского кресла, произносит воспитанница лицея № 1. – Ведь только благодаря театру можно узнать, что чувствуют убийцы, не будучи сами убийцами, узнать, что бывает с наркоманами, не побывав в их шкуре. После негативных эмоций, которые мы сегодня испытали, после боли, жалости, страха и безысходности вряд ли кто-то из присутствующих в зале захочет попробовать это…

Сколько зрителей — столько и мнений. На обсуждении артистов и хвалили, и критиковали. Одни нарекли «Пропасть» «прививкой от наркомании», которую нужно ставить детям в принудительном порядке. Другие посчитали, что спектакль слишком жестокий…

Только из пьесы слов не выкинешь. По мнению пермских критиков, драма Сигарева неидеальна по своей композиционной структуре. Но постановке «Бенефиса» они дали довольно высокую оценку.

– Надо отдать должное актерам и режиссеру театра, – говорит помощник главного режиссера по литературной части пермского ТЮЗа Нина Черныш. – В спектакле нет того натурализма, который есть в пьесе, и который, по нашему мнению, неуместно показывать на сцене. Они не произносили бранных выражений, неприемлемых для столь юной аудитории, включенных в произведение автором. Очень важно, что в постановке есть второй акт – обсуждение со зрителями, потому что о проблеме наркомании говорить необходимо.

– Хочется отметить игру Павла Ефремова, сыгравшего роль наркомана – того самого вурдалака. Хотя он выходит на сцену всего один раз в финале, он очень убедителен, – отмечает преподаватель кафедры актерского мастерства ПГИИК Елена Малинина. – Образ милиционера — это типичный портрет участкового. Такие проблемные спектакли в Пермском крае уже есть, но в Березниках «Пропасть» – это абсолютно новое явление.

… На «Театральной весне» «Бенефис» показал еще три постановки. Они тоже вызвали одобрение критиков, и теперь у березниковского театра «Бенефис» есть шанс принять участие в престижнейшем краевом фестивале «Волшебная кулиса», который пройдет в Перми в ноябре.

Для официального партнера театра — филиала «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» — очень важна работа творческого коллектива театра «Бенефис». В том числе и спектакль «Пропасть», который направлен против наркомании – чумы XXI века.

– Не надо думать, что с окончанием фестиваля в Березниках завершается театральный сезон. Ведь артисты играют не для жюри, а для нас – зрителей. И лучший театральный коллектив Верхнекамья продолжит радовать березниковцев отличными постановками, — подчеркнул на церемонии закрытия «Театральной весны» начальник управления по связям с общественностью филиала «Азот» Юрий Мурашко.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс