Газпромбанк. Чьи мечты сбываются?

Текст: Текст: Олег Вьюжанин

В борьбу за активы Неманского целлюлозно-бумажного комбината (НЦБК) вступил Газпромбанк. Банк, на кредит которого расположенное в Калининградской области предприятие построило новый отбельный цех, обеспечивший рабочие места почти для тысячи жителей города. Возможно, теперь завершится почти трехлетняя история банкротства комбината. Но чьи мечты в результате сбудутся? Жителей города - о восстановлении нормальной работы градообразующего предприятия и возвращении к нормальной жизни или самого банка?

Конечно, банку есть за что бороться. Договор об открытии кредитной линии № 96/05–В Неманскому ЦБК был подписан еще 25.07.2005 г. Со стороны Газпромбанка подписи под ним поставили заместитель председателя правления А.А.Матвеев и главный бухгалтер С.Е.Малюсева, а со стороны комбината - генеральный директор С.К. Уделов. До апреля 2008 г., когда НЦБК объявил себя банкротом, в производство было инвестировано почти миллиард «газпромовских» рублей.

Спрашивается, почему один из крупнейших российских банков ждал почти три года? Почему не потребовал свои деньги сразу? Потому что времена, когда должника брали в заложники и «выбивали» деньги паяльниками с утюгами, давно прошли. Теперь в России в таких ситуациях применяется Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В рамках этого Закона дело НЦБК принял в производство Арбитражный суд Калининградской области. Отстранил руководителей предприятия и назначил арбитражного управляющего. Кстати, управляющего суд не «с потолка» берет, а выбирает не менее, чем из трех кандидатур, предложенных по судебному запросу специальной саморегулируемой организацией (СРО). Организацией, объединяющей людей, имеющих соответствующее образование и отвечающих другим требованиям Закона. В процедуре выбора управляющего участвуют все кредиторы, ведь действовать он должен в их интересах (естественно, одновременно, и в интересах Закона). Если же между кредиторами и управляющим возникают разногласия, их разрешает Арбитражный суд.

Кредиторов, кроме Газпромбанка, у НЦБК много. Это и Сбербанк , и банки « ВТБ » и «ВТБ 24», и «ВЭБ». Причем, предприятие должно всем практически одинаково, по миллиарду рублей. Поэтому сперва каждый пытался перетянуть одеяло на себя. Из принципа «курица одна, на всех может не хватить». Ведь имеющее ценность имущество комбината находится в залогах у кредиторов, поэтому порядок его реализации по Закону «О банкротстве» должен устанавливаться специальным определением суда. Долгое время этот порядок обсуждался, пока управляющему не удалось доказать кредиторам единственно разумный вариант – продавать НЦБК не по частям, а как единый производственный комплекс. Дороже будет.

Кроме того, разразился финансовый кризис. Покупателей на предприятие днем с огнем было не найти. В общем, кредиторы решали свои проблемы, а арбитражный управляющий принял соломоново решение – пока суть да дело, НЦБК продолжит работать. Кредиторы с ним согласились, ведь если бы комбинат встал, он бы резко потерял в цене, когда до торгов дойдет.

Но сегодня целлюлозно-бумажная промышленность оживает. И на НЦБК потянулись потенциальные клиенты. Смотрят. Прицениваются. Уже ждут торгов. Цена комбината установлена кредиторами - четыре миллиарда семьсот миллионов рублей. Управляющим открыт специальный счет, на который поступят вырученные деньги, необходимые для расчетов с кредиторами.

Накануне торгов Газпромбанк и заявил о себе. О желании реализовать мечту. Правда, лишь свою собственную. Для этого Председатель правления банка А.И.Акимов лично выдает доверенность адвокату Н.Н.Пиксину для представления интересов Газпромбанка в деле о банкротстве НЦБК. Здесь уместно задаться вопросом: а что, штатных юристов в Газпромбанке нет? Да вроде бы там целые правовые департаменты и управления, и специалисты в области банкротства. Тем не менее, пришлось вкладчикам Газпромбанка оплачивать вознаграждение сторонних специалистов. Только по неманскому делу – в итоге аж двенадцати. Именно такому числу сотрудников своего бюро Н.Н.Пиксин передоверил интересы банка.

Конечно, вполне возможно, что топ-менеджерам банка оказалось не с руки посвящать собственных сотрудников во все обстоятельства «неманского дела». Дело в том, что кредиты на такие суммы выдаются не просто так, а под поручительство. Так вот: поручителем НЦБК в далеком 2005 году выступила «Северо-Западная Лесопромышленная Компания» (СЗЛК), на балансе у которой стояли… один стол, один стул и один компьютер. Как служба безопасности Газпромбанка, обязанная провести соответствующую проверку поручителя, так опростоволосилась, об этом, как говорится, история умалчивает. Или руководство банка приняло решение о выдаче кредита самостоятельно, поверив на слово?

Так это или нет, но, после передачи дела в цепкие руки сторонних юристов на арбитражного управляющего НЦБК полетели в суд жалобы на действия, бездействия, отстранение и т.д. Одновременно против него была развязана кампания в сети Internet – управляющего называли чуть ли не руководителем организованной преступной группировки, распродавшей полстраны. Заодно Газпромбанк решил «почистить» реестр кредиторов. Ведь чем меньше их останется, тем больше денег после торгов вернет финансовая организация. Правда, суды эти жалобы не удовлетворяли, не видя оснований для исключения кого-либо из реестра. Тогда в дело вступил еще один сотрудник бюро «Пиксин и партнеры», бывший сотрудник Высшего Арбитражного суда Денис Игоревич Драгунов. У него получилось – Высший Арбитражный суд принял решение об исключении из реестра фирмы «Vilda Consult», резко снизив долговую нагрузку предприятия.

Еще одним итогом жалоб стало судебное решение о приостановке торгов на предприятие. Именно тогда, когда появились потенциальные покупатели. И можно предположить, что смысл действий банка именно в желании максимально занизить стоимость предприятия. А это можно сделать, только сместив нынешнего управляющего, установившего реальную стоимость имущества и желающего в полном объеме возместить средства всех кредиторов.

Здесь необходимо заметить, что Неманский ЦБК оценен в 4,7 млрд.руб., в первую очередь, благодаря созданному на кредитные средства практически самому современному производственному комплексу в отрасли. Это целлюлозный цех (единственный в России, работающий по технологии TCF-отбелки без применения хлора и хлорсодержащих веществ). Это самая современная в стране бумагоделательная машина, производящая до 60 тыс.т. высококачественных бумаг в год, это две линии по нарезке и упаковке форматных офисных бумаг и новое зарубежное оборудование по выпуску широчайшего спектра бумажно-беловых изделий – тетрадей, ежедневников, еженедельников, книг учета, алфавитных и записных книжек. Это собственная типография, работающая на природном газе ТЭЦ, локальные системы замкнутого водооборота и оборудование по производству товарных лигносульфонатов.

И при этом, естественно, что у банка или его топ-менеджеров может быть покупатель на НЦБК, который не хочет платить за комбинат реальную стоимость, но готов оплатить юристов, чтобы цена предприятия упала до минимума (Хотя, понятно, что за юристами стоят конкретные топ-менеджеры, которые и вправе принимать подобные решения). Что может быть проще - поставить «карманного» конкурсного управляющего, который снизит цену продажи, вернуть собственный кредит и получить увесистый чемоданчик, как сейчас модно называть, «отката»? Да еще и заработать, прокредитовав покупателя…

Только при таком раскладе из 107 сегодняшних кредиторов НЦБК удовлетворен будет лишь один. Не будем показывать на него пальцем. И мечты жителей Немана о нормальной жизни не сбудутся никогда. Ведь вряд ли покупатель, которому интересно купить завод за гроши, будет вкладывать деньги в его развитие. Обычно такие просто демонтируют и продают оборудование.

За примерами – к чему приводят мечты банкиров – далеко ходить не надо. Показательна подобная неманской история с Вишерским ЦБК в Пермском крае. Здесь кредитором являлся «Экопромбанк». Как сказала в интервью газете «КоммерсантЪ» арбитражный управляющий комбинатом Анна Майорова, банк препятствовал продаже имущества ЦБК на торгах: за полгода ей не дали выставить ни один из 81 объектов, числившихся на балансе. Итогом явилась продажа долга Вишерского ЦБК некому ООО «Инфобизнес» (основной профиль деятельности – деятельность в области права). Предприятие, понятно, так и не заработало. По информации в том же «Коммерсанте», «Инфобизнес» собирается продать комбинат то ли медицинской фирме «Мотовилиха-инвест», то ли некоему ростовскому ООО «Рост-Н-Ресурс».

Какой сценарий сработает в Немане – покажет дальнейшее развитие событий. В первую очередь важно – будут ли проведены честные торги, в результате которых имущественный комплекс предприятия продадут по реальной рыночной стоимости. А это, понятно, возможно только при условии сохранения независимого арбитражного управляющего.


Специально для «Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс