Кадровый вопрос в Перми. Почти уголовный

Текст: Михаил Данилович

В увольнении директора пермского лицея №9 Адили Бушуевой странно всё. Почему департамент образования уволил Бушуеву без объяснения причин и только после вмешательства уполномоченного по правам человека эти причины объяснил? Почему спустя год после введения новой системы оплаты труда педаго­ги так и не научились с ней работать?

Это неумение, заявляют в городском департаменте образования, и стало причиной смены руководства в лицее. Директор лишилась должность две недели назад. А на прошлой неделе возле образовательного ведомства состоялся пикет сторонников бывшего руководителя. Они требовали вернуть Адилю Бушуеву и уволить начальника департамента Людмилу Гаджиеву.

ПОПЫТКА №2
Адиля Бушуева, по словам родителей лицеистов, болеет и интервью не даёт. На видео в Интернете бывшая директор рассказывает, что всё началось весной прошлого года. Тогда ей первый раз предложили уволиться по соб­ственному желанию, потому что якобы вышло время, на которое её взяли в директора. Тогда Бушуева не ушла.

История продолжилась в середине 2010-го. В здании школы уже четыре года текла кровля. Столько же времени директор переписывалась с кем могла, но бесполезно. И вот в образовательном учреждении проходила встреча Игоря Шубина с пермяками. «Коллектив не простил бы мне, если бы я не воспользовалась случаем и не подняла этот вопрос», – вспоминает Бушуева. И подняла. Тут же один из депутатов сказал, что поможет, чем сможет. Но добавил: мол, позвоните в департамент образования, предупредите, что я за вас взялся. «Я позвонила – реакция была такая: «Кто вас просил?» Получилось, что я перескочила через департамент. Подставила его». Крышу отремонтировали, но, продолжает Бушуева, на руководство учреждения посыпались придирки, проверки.

«ПУСКАЛА ШКОЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НЕПОНЯТНО КУДА»
Одна из проверок прошла в декабре. По словам чиновников департамента – после жалобы учителей. Имена этих учителей не уточняются.

Педагоги якобы жаловались на несправедливое начисление зарплат. Отметим, заработная плата учителя состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Базовая – гарантированная, зависит от количества уроков, которые ведёт человек. Стимулирующая даётся за качество работы. А качество должен определять трудовой коллектив.

«Ключевые решения, в том числе о стимулирующих выплатах, принимаются директором единолично, без обсуждения с трудовым коллективом, что вызывает непонимание со стороны учителей», – цитируют жалобу работников в департаменте.

Когда чиновники пришли в лицей, всё подтвердилось. Они пришли к выводу, что Бушуева не только самовольно начисляла стимулирующие части зарплат, но и пускала деньги непонятно куда: «В штатном расписании лицея значатся шесть заместителей директора, два руководителя структурных подразделений». Их обязанности, отмечают в департаменте, «или дублируются, или конкретно не определены».

Плюс ученики прошли итоговую аттестацию хуже, чем в среднем по городу. Тёмное распределение бюджетных денег, полтора десятка заваленных ЕГЭ – как тут не уволить директора?

НЕ ПОДЕЛИЛИ ДЕНЬГИ
«Я не могу сказать, что это какие-то необоснованные претензии, – говорит Адиля Бушуева. – Это всё так». Но, видимо, не совсем.

По словам педагога, вклад каждого человека (читай – размер стимулирующей части зарплаты) оценивался в методических объединениях учителей. Потом – в инициативной группе педагогов. И только в конце директор подписывала приказ о том, сколько кому дать. Теперь Бушуева понимает, что к приказу надо было приложить протоколы заседаний методобъединений и инициативной группы педагогов.

Почему кто-то пожаловался в департамент? То ли некоторые учителя пропустили заседания методобъединений, то ли Бушуева самовольничала и завышала зарплаты любимчикам – непонятно. Ясно одно: лицей не научился жить в новых условиях.

«Перед тем как проверяющие пришли, они сказали, что их цель – не наказать, а подсказать, как это должно быть». И подсказали, и наказали.

С тем, что успеваемость в лицее страдает, уволенная руководительница тоже согласна. Но потому, говорит, что пару лет назад к лицею в триста человек присоединили обычную школу, в которой учились более восьмисот ребят. Отбора в лицей нет – вот и стали учиться хуже. «Ниже средних показателей по городу», – твердят в департаменте. Зато, парирует Бушуева, есть динамика: например, за послед­нее время лицей поднялся со сто двадцатого на восьмидесятое место в городском рейтинге.

Недоработки (или нарушения) были. С этим никто не спорит. Но с увольнением лицеисты и выпуск­ники всё равно не согласны.

«Мне так сказали: либо передаём всё в прокуратуру, либо вы подаёте заявление по соб­ственному желанию», – Бушуева выбрала второе.

НА ЧТО РАВНЯЕМСЯ?
После сообщалось, что она его отозвала. Однако в день пикета в Интернете появились слова Бушуевой: «Нет смысла возвращаться в образование, пока во главе стоят такие, как Гаджиева Л. А.».

Сейчас Адиля Аббасовна говорит, что реформы в образовании не нравились ей ещё в 2008 году, когда лицей сливался с обычной школой. Мол, лицеисты и их родители не хотели объединяться со школярами. Не хотела и директор. Но в последний момент передумала. «Вечером мне позво­нили родители и сказали, что если останусь директором, то и они оставят детей в учреждении», – объясняет Бушуева.

Но сейчас, похоже, она уже не вернётся. Пожалуй, все уверены, что так, как руководила Бушуева, сегодня руководить нельзя. Но вот когда было лучше: тогда или сейчас?

На записи одного из собраний учителей видно, что педагоги обнимают уволенного директора. Начинаю считать, сколько из учителей плачут, – и сбиваюсь со счёта. «Не просто дать образование», «теплота отношений между учителями и учениками», «более доброе отношение к человеку» – вот что, говорят педагоги, ставила во главу угла Бушуева. Как утверждает она сама, выпуск­ники приходят в лицей чуть ли не каждый день, чтобы поделиться своими успехами. Это ли не результат?

Выходит, что нет.

СТРАННЫЙ УЛЬТИМАТУМ
Но даже если допустить, что Адиля Бушуева нарушила всё, что можно нарушить, почему её так странно уволили? Выявленные нарушения действительно тянут на уголовное преследование. К слову, на неделе директора другого пермского лицея – №5 – осудили на три с половиной года условно почти за то же самое: за завышение премий сотрудникам и за устройство на работу человека, который не выполнял никаких функций.

Но если так, почему сотрудники департамента образования и вправду не обратились в прокуратуру, а взяли и уволили руководителя «девятки»?

Что касается образовательных результатов, по словам Бушуевой, она заключила с департаментом дополнительное соглашение о том, какими они должны были быть: «Я, конечно, подписала это соглашение. Хотя, если подумать…» – намекает уволенная работница на то, что от неё требовали слишком много. Почему тогда не сказала об этом сразу? Боялась совсем испортить отношения с начальством?

P.S.
Проблема или в бывшем директоре, или в этом начальстве. В начальстве, потому что оно не терпит слова поперёк и считает, что образование – это цифры, а не люди. В директоре, потому что она не справилась с новыми условиями и распоряжалась школьными деньгами как хотела (или как могла). В любом случае, учиться и учить в девятом лицее вряд ли нормально. И что-то подсказывает, что не только в нём.

ПОМНИЛА ВСЕХ УЧЕНИКОВ ПО ИМЕНАМ
Константин Толкачёв, активист профсоюза «Учитель»:
– Несправедливые увольнения директоров – это следствие неправильной политики в области образования в нашем городе. Стремление к полной коммерциализации школ и постоянное давление на директоров – вот два любимых приёма департамента.

Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты:
– Своим грубым, бесцеремонным администрированием пермского образования Людмила Гаджиева превратила жизнь многих школ, лицеев и гимназий в череду сплошных скандалов и конфликтов вокруг бесконечных реорганизаций и увольнений. Учителя запуганы, родители растеряны. Реформирование пермского образования проходит в атмосфере угроз и шантажа. Критика и дискуссии не допускаются. Те немногие, кто находит в себе силы не соглашаться с «курсом Гаджиевой», преследуются и доводятся до увольнений. Невозможно терпеть такое, тем более в школах. Пермские учителя как никогда нуждаются в поддержке пермяков.

Евгений Викторов, выпускник лицея №9:
– Смещение с должности Адили Аббасовны – это очевидная несправедливость. Не знаю, чем руководствовались в департаменте образования, когда принимали это решение. Но мне объяснять ничего не надо – я учился в лицее и всегда отмечал доброту и справедливость Адили Аббасовны, её умение найти подход к каждому ученику. Да что там, она всех учащихся по именам всегда помнила – это ли не показатель?
По материалам Пермской гражданской палаты

ОФИЦИАЛЬНО
«В муниципальном образовательном учреждении «Лицей №9» в декабре 2010 года была проведена служебная проверка. В ходе проверки установлено: в образовательном учреждении была нарушена процедура введения новой системы оплаты труда, в нарушении части 2 статьи 22 Трудового кодекса. <…> Результатом стали серьёзные нарушения в распределении стимулирующей части заработной платы по всем категориям персонала.
Вывод комиссии, проводившей служебную проверку: стимулирующий фонд лицея был использован не по назначению. <…>
В департамент образования обратился педагогический коллектив лицея с просьбой о смене руководителя образовательного учреждения. <…> Ознакомившись с результатами проверки, директор лицея №9 приняла решение об увольнении по собственному желанию. На сегодняшний день исполняющим обязанности директора лицея №9 назначена Байдарова Ольга Валерьевна, заместитель директора лицея».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кадровый голод