Смотрите, кто ушёл: Сергей Злобин

Сергей Злобин: "Не удалось решить вопрос с детсадами, это самое тяжёлое... Чтобы навести порядок в детсадах, нужен был ещё год".

В конце ноября березниковский Комитет по вопросам образования остался без руководителя. Трёхлетний трудовой контракт с Сергеем Злобиным был расторгнут досрочно, как сообщила пресс-служба администрации, «по соглашению сторон». О причинах внезапной отставки яркого и успешного руководителя в Березниках ходят разные слухи и версии. Глава города причины своего решения комментировать не стал.

«Иная газета» решила побеседовать о ситуации в городском образовании с самим Сергеем Злобиным.

– Сергей Васильевич, а что всё-таки послужило причиной Вашей внезапной отставки? Насколько я понимаю, сами Вы не собирались уходить, по крайней мере, ещё год, до окончания срока контракта. Это из-за письма заведующих муниципальных детсадов о повышении зарплаты воспитателям?
– Да, у меня были планы продолжить работу в течение контракта. Но получилось иначе. В происшедшем можно различать причины и повод, так вот, письмо заведующих – не более чем повод, по большому счёту. Причины же кроются в том, что не совпадают те, я бы сказал, идеологические вещи, по которым работаем мы и те, которые сейчас становятся важными, центральными для администрации города.

Прежде всего, это вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных учреждений. В президентском проекте «Наша новая школа» и в принципах политики модернизации российского образования одной из ключевых вещей является принцип подушевого финансирования. Принцип очень простой: есть услуга, которую муниципалитет или край оказывает населению, причём эта услуга должна быть стандартизована, описана, обсчитана, и именно за эту услугу учреждение должно получать деньги, и этими деньгами оно вправе распоряжаться самостоятельно. На уровне края этот принцип уже действует, но на уровне муниципального бюджета ещё нет. И это то, чего мы добивались в течение двух последних лет. Например, лицевые счета для каждого детского сада, без которых речи нет об их финансово-хозяйственной самостоятельности, удалось завести только летом этого года. То есть больше года ушло только на то, чтобы дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) смогли получить если не самостоятельность, но хотя бы механизм самостоятельности. А сейчас ситуация идёт немного в другую сторону…

– В какую? Я не совсем понимаю…
– В модернизации образования три основных принципа: подушевое финансирование, НСОТ (новая система оплаты труда) и финансово-хозяйственная самостоятельность учреждений. Учреждение получает деньги на каждого ребёнка и само ими распоряжается, решает, как их распределить, причём деньги, остающиеся в ФОТ после оплаты базовых ставок, должны идти за качество, за результат. В школах у нас введены эти принципы. Но до перехода на подушевое финансирование пришлось провести реорганизацию. В результате зарплата педагогов в школах у нас за два года повысилась примерно на 37-40%. И деньги на доплаты до МРОТ и «уральские» в школах дали не просто обслуживающему персоналу, а увеличили с учётом этого норматив подушевого финансирования, оставив школам право самостоятельно распределять эти деньги.
А в детские сады, у которых подушевое финансирование пока реально не введено, деньги на доплаты до МРОТ дали по сметному принципу, и получилась конфликтная ситуация: зарплаты воспитателей сравнялись с зарплатами нянечек.

– Наверное, этого финансирования просто не хватает.
– Хватает или не хватает, это вопрос второй. Потому что, прежде чем говорить, хватает или не хватает, надо понять, сколько эта услуга реально стоит. Для этого нужно её рассчитать, а для расчёта нужна определённая методика. Методика была утверждена в городе ещё два года назад. Но при формировании городского бюджета эта методика не учитывается. То есть берётся факт, сколько потрачено на детские сады в прошлом году, и от этого факта идут. Сам механизм доведения денег до учреждения не подушевой. А потому получается, что два садика, имеющих одинаковое количество детей и оказывающих одну и ту же услугу, получают разные деньги.

– Ну, могут быть разные коммунальные расходы в разных зданиях…
– Тогда нужно понимать, в чём проблема. Почему у нас в городе сложилась такая большая разница между школами и детсадами? В школах модернизация проведена полностью, поэтому там ситуация стабильная, и зарплата педагогов растёт, хоть немного, но рост есть. И школы уже выходят из финансово-хозяйственной части модернизации в содержательную часть. То есть занимаются программами, образованием и всем остальным. А в детсадах мы не успели ещё этого сделать.

– То есть конфликт с главой города был по поводу финансирования детских садов?
– Конфликта с Сергеем Петровичем нет. Я искренне его уважаю и готов был работать дальше. Мы разошлись в принципиальных вопросах, больше с финансовым блоком администрации. Мы говорим о том, что нужно рискнуть, нужно дать детсадам и школам финансово-хозяйственную самостоятельность, как это положено, и прозрачно их финансировать, чтобы было чёткое понимание. Перед нами есть примеры других территорий, того же города Перми, где всё это реализовано, причём и в детских садах, школах.

У администрации города есть определённое видение того, как надо развивать город, посредством каких финансово-хозяйственных механизмов. Например, одно из мероприятий, которое сейчас запущено – это воссоздание централизованной бухгалтерии на уровне администрации города. Причём даже не отраслевой, как это было раньше, а единой общегородской. Это, по сути, урезание финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений, которое идёт вразрез с тем, чего добиваемся мы. Отдельное учреждение не сможет распоряжаться своими деньгами. Фактически уже сейчас все договоры, все документы проходят длительное согласование с администрацией. Ключевое разногласие – идеологическое, связанное с фактическим откатом от идей модернизации.

– А как с этой практикой согласуется та концепция развития образования города Березники, которую две недели назад Вы представляли городской Думе и которая была единогласно одобрена депутатами?
– Концепция полностью соответствует президентскому проекту «Наша новая школа» и Посланию губернатора. Я надеюсь, что она всё-таки будет реализовываться. На самом деле, сейчас создалось противоречие: вроде бы концепцию утвердили, а на практике идёт обратный процесс. Конечно, утверждение концепции ещё не означает, что она воплотится в программе и на практике…

– В рейтинге краевого министерства образования березниковский КВО уже около года, если я не ошибаюсь, занимает первое место. Чем Вы это объясняете?
– Больше полутора лет мы являемся лидерами по эффективности системы управления образованием, только в июле временно теряли первое место. Показатели, по которым краевое министерство определяет эффективность, больше касается школьного образования, детсады «мониторят» только по предоставлению мест и по затратам. Радует, что у нас в Березниках самая высокая средняя зарплата в школах среди городских округов. Мы смогли этого добиться, предприняв определённые шаги, иногда непопулярные. У нас были и закрытия школ, и реорганизации. В результате мы смогли, даже в кризисный 2008-2009 год, когда денег извне не было, поднять зарплаты на 37-40%, причём мы не потеряли качество. Даже улучшили.

Вот сейчас, в краевом проекте «Ступени» оценивались только общеобразовательные школы, где нет никаких классов с углублённым изучением, лицейских или гимназических, и нет дополнительных денег. Из 10 наших общеобразовательных школ 7 вошли в сотню лучших школ Пермского края и получат дополнительные деньги. Это показатель того, что средняя услуга образования в городе находится на уровне выше среднекраевого, и значительно выше.

У нас в школах осталась только одна проблема – заработная плата учителей начальной школы. В НСОТ она достаточно сложна, но мы связываем решение этого вопроса именно с проектом «Ступени». По каждой ступени будут подводиться итоги и, если школа хорошо себя покажет, будет получать за это дополнительные деньги. В этом году проект был экспериментальным, а в следующем году будет выступать как одна из основ финансирования школ.

– Какие проблемы березниковского образования Вы считаете на сегодня особенно актуальными? Какими Вы видите пути их решения? На слуху пока только зарплаты воспитателей детсадов…
– Три года назад зарплата воспитателей и учителей в школах была примерно одинаковой, ну, учителя в среднем получали около 8 тысяч, воспитатели так же, как сейчас, около 6-ти. Сейчас средненачисленная зарплата учителей в Березниках составляет 12200-12400 рублей, а зарплата воспитателей осталась на том же уровне. И после того, как в детсадах целевым образом увеличили зарплаты обслуживающего персонала, в ряде детсадов они сравнялись с зарплатами воспитателей. А детсады не вправе сами как-то перераспределить эти средства, потому что это будет нецелевое использование средств, таков сметный принцип.

Если говорить о проблемах, то для дошкольного образования в Березниках самой острой проблемой является деятельность Центра социального питания. Это одна из самых конфликтных и сложных ситуаций, при попытке разрешения которой меня несколько раз предупреждали, что это может стать причиной расторжения трудового договора. Иногда это было даже жёстче, на уровне «тебя уничтожат». Суть в том, что сегодняшний ЦСП – очень непрозрачная муниципальная структура с примерным оборотом около 200 миллионов рублей в год, непонятно каким образом определяющая цену своего продукта. В сентябре, как вы помните, ЦСП в произвольном порядке, ни с кем не согласовывая, поднял питания в школах сразу более чем на 25%. И это фактически сошло им с рук. Было много криков, много разговоров, но, если вы сейчас придёте в школьную столовую, увидите, что цена обеда осталась почти такой же высокой (цена школьного обеда – 50 рублей). И сокращение питания идёт, и другие вещи.

Мне казалось возможным вмешаться в эту ситуацию. ЦСП фактически паразитирует на системе школьного питания: они не платят коммуналку, не платят аренду, используют наше оборудование. Но главное, если ЦСП не изменит свою работу, мы не сможем лицензировать детсады. Сейчас каждый детсад работает на «чёрной», необработанной продукции: сами чистят, режут, моют, готовят. А пищеблоки детсадов не приспособлены для этого, им нужно привозить полуфабрикаты высокой степени готовности (чищеную картошку, выпотрошенную и разрезанную курицу и т.д.), и из этого они должны готовить горячие блюда. В ЦСП должен быть создан цех полуфабрикатов, и нам удалось год назад включить это требование в условия муниципального контракта. Такой цех должен был быть создан к 15 сентября. Его нет до сих пор. Это ставит под угрозу лицензирование всех 36 детсадов, у которых подошёл срок лицензирования.

В Перми такие цеха есть, в Соликамске есть. Но наш ЦСП на это не идёт, для этого нужны определённые денежные вложения. Они не хотят вкладывать свои деньги, хотя являются коммерческим предприятием. Причём, заметьте, коммерческим предприятием, не несущим никаких затрат, кроме закупки продуктов и зарплаты работникам. Оборудование закупаем мы, коммунальные расходы оплачиваем мы, аренду они не платят. У нас были предложения от пермских фирм взять ЦСП в концессию, создать такой цех и оплачивать коммуналку при той же стоимости питания…

В Березниках и в детских садах стоимость питания одна из самых высоких в крае – почти 90 рублей в день на ребёнка, а в следующем году, скорее всего, она ещё поднимется. И это тоже результат прямого администрирования. Хотя губернатор сказал чётко, что не должно быть муниципальных предприятий, оказывающих подобные услуги, бизнес здесь эффективнее.

Фактически руководит ЦСП сейчас Лилия Захарова, частный предприниматель, она числится там главным инженером, но все вопросы мы согласовываем с ней. Непонятно, как связанный с частным бизнесом в сфере общепита человек может «рулить» одновременно муниципальным предприятием. В некоторых школах контракт на питание заключен с ИП Малютин, но за этой фирмой скрывается та же Лилия Романовна. Причём схема ценообразования там совершенно непрозрачна, а потом при проверке выясняются непонятные вещи: в меню обеда заложен, например, зелёный горошек, но если умножить его норму в меню на стоимость, то получается цена банки горошка около 60 рублей…

– Надо сказать, что для Березников Вы стали новым типом руководителя, вызывающим порой диаметрально противоположное отношение. Кто-то не может простить Вам увольнения заслуженных директоров школ (Комина, Кондратьева), кто-то очень жалеет, что с Вашим уходом прерывается прямой контакт с КВО через Интернет-форум.
– Я думаю, что эмоциональное отношение связано прежде всего с тем, что я что-то делал. Если бы мы были незаметны, то и отношение было бы никакое. Когда что-то меняется, всегда есть как положительное, так и отрицательное отношение. Но оценивать, я считаю, надо по результату. Все изменения, которые были сделаны в школах, привели к тому, что школы восстановили славу березниковского образования, особенно на массовом уровне, в общеобразовательных школах.

Два года назад в березниковских школах были те же проблемы, как сейчас в детсадах. Низкие зарплаты, отток педагогов. У нас возникали колоссальные проблемы по лицензированию, не исполнены были целые листы предписаний надзорных органов, некоторые школы и детсады были под угрозой закрытия. Сейчас в школах мы смогли решить все проблемы. Смогли за короткие 4 месяца капитально отремонтировать 5-ю школу. Это очень серьёзный плюс. Смогли, несмотря на противодействие некоторых лиц в администрации, добиться, чтобы был НОЦ (новый образовательный центр). У нас четыре обычные школы стали краевыми площадками инновационного опыта, то есть и в методологическом отношении мы поднялись высоко.

Удалось навести порядок в ремонтных работах, в отношениях с подрядчиками. Когда я пришёл, здесь ещё были вопросы, связанные с деньгами по краевому проекту, какими-то уголовными делами. За эти два года таких вопросов не возникло. Подрядчики стали нас опасаться, потому что КВО стал активно выходить в арбитражные суды, предъявлять подрядчикам претензии за некачественную работу, контролировать. Приучили подрядчиков к тому, что если они не выполняют условий, им это просто так с рук не сойдёт. К сожалению, это тоже прекратилось летом, когда у нас забрали юридический отдел. КВО лишился юристов, которые сопровождали все изменения, разрабатывали документы для наших реформ, представляли КВО в судах. Подрядчики теперь немного расслабились.

– Кстати, а чем закончились те 11 уголовных дел по ремонту школ, из-за которых пришлось уйти всему руководству КВО до вас?
– А это не ко мне вопрос. Я не знаю, нас не поставили в известность. Единственное, что со своей стороны мы отработали ситуацию. Это были наши первые арбитражные суд с подрядчиками. Недавно ко мне пришло по интернету письмо от одного из тех подрядчиков, которому мы тогда по суду не доплатили значительную сумму, порядка двух с лишним миллионов. Он написал: мы рады, что вы ушли, теперь вернёмся в бизнес. Им тогда пришлось ликвидировать фирму. И у меня большие опасения, что тот порядок, который мы навели в отношениях с подрядчиками, с надзорными органами, с прозрачностью финансирования, – он будет нарушен.

– О чём Вы сожалеете?
– Не удалось решить вопрос с детсадами, это самое тяжёлое. Может быть, надо было действовать решительнее в этом отношении, более жёстко. Мы для себя наметили этапы: сначала разбираемся со школами, потом с детсадами, дальше было дополнительное образование, там ситуация ещё более сложная. Но времени не хватило. Чтобы навести порядок в детсадах, нужен был ещё год.

Потому что когда мы говорим об увеличении зарплаты, нужно идти по такому же пути, как в школах. Нам даже не нужно дополнительных денег. Мы бы закончили вывод непрофильных функций на аутсорсинг, вывели медиков, стирку, охрану. Это позволило бы увеличить зарплату воспитателей. Но все эти мероприятия с лета не то чтобы саботируются, но они где-то останавливаются, замирают. В результате нет ни внешних денег, ни возможности что-то реорганизовать внутри. И сейчас ситуация в дошкольном образовании близка к критической. Не знаю, чем это закончится. Мне бы очень хотелось, чтобы та концепция развития образования, которая сейчас принята, отразилась в программе, попала под контроль депутатов и была реализована.


Автор – главный редактор «Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью