"Стройка на костях" покоя Березникам не даёт

Разрешение на строительство в этом районе было выдано в июле 2009 года, однако строительство началось ещё осенью 2008 года.

Текст: Светлана Смирницкая

Страсти по березниковской «стройке на костях», казалось бы, утихли. В шестнадцать новых домов, построенных у первого пруда, вот-вот должны заселиться люди – по крайней мере, этого переселенцы уже очень сильно и давно ждут.

Но бывшее кладбище покоя не даёт. Не мертвым, а живым – и переселенцам, и родственникам захороненных на нём людей. Возмущенная варварским отношением к памяти предков, жительница Березников, чей отец в годы войны был захоронен именно там, в районе Седьмого квартала, обратилась в суд. В начале этой недели в Березниковском городском суде состоялось уже второе заседание по этому делу.

Судьба к молодому Саттару Сабирову, трудившемуся в Великую Отечественную войну на азотно-туковом заводе, оказалась немилостива. 31-летнего работника перерезало вагонеткой – на руках у его молодой жены осталось трое маленьких детей. Отца похоронили в июне 1942 года на единственном в те годы городском кладбище – в районе Седьмого квартала.

– Это сейчас этот район называют «У пруда» или «Стройка на костях», а тогда он был «Седьмой квартал», – вспоминает дочь Саттара Сабирова Гульсина Аргынбаева. – По мусульманским канонам женщинам нельзя ходить на кладбище, вот почему могилку отца я не навещала. Но я всегда знала, где он был похоронен. Ещё в школьные годы, проходя с мамой мимо домиков, за которыми виднелись могилки и деревянные кресты, а нынче развернулась стройка, я слышала от неё: «Там похоронен твой отец». Это мне запомнилось на всю жизнь.

Когда Гульсина из местной газеты узнала, что на месте бывшего кладбища возводятся жилые дома, поразилась: «Как могли разрешить там стройку?»

С этим вопросом, требуя ознакомить с результатами проверки на правомерность строительства жилого комплекса «У пруда», женщина и обратилась в березниковскую прокуратуру в октябре прошлого года. К тому времени, напомним, как раз завершилась прокурорская проверка по факту обнаружения костных человеческих останков на стройплощадке.

В просьбе ей отказали. Сначала в городской, после – в краевой прокуратуре. Прокуратура объяснила, что проведённая проверка не имеет никакого отношения к гражданке Аргынбаевой, да и достоверных фактов, что её отец был захоронен именно там, в границах улиц Тельмана-Толстого-Д.Бедного-Степанова, она не предоставила.

Березниковский и пермский архивы уведомили женщину о том, что сведений такой давности они не хранят. А вот из городской администрации Гульсине Аргынбаевой ответ прислали: «Разрешение на застройку площади залегания полезных ископаемых от 03.07.09 г. выдано управлением по недропользованию Пермского края подрядной организации по строительству объекта ОАО «Камская долина». 13.07.09 г. выдано разрешение на строительство объекта «Жилая застройка в районе улиц Тельмана-Толстого-Менжинского в г. Березники».

Следует, однако заметить, что стройка на этом месте ещё осенью 2008 года, а к июлю 2009-го уже были возведены коробки большинства трёхэтажек. Получается, их строили безо всякого на то разрешения? Этот вопрос пока будем считать риторическим.

Ответили Гульсине Аргынбаевой из мэрии и по поводу кладбища, вернее, процитировали выводы Межведомственной комиссии, оглашённые в октябре 2009 года на публичных слушаниях. Кстати, Гульсина Саттаровна оказалась одной из сотен граждан города Березники, которых на те слушания попросту не пустили… Подробнее об этом мероприятии см. здесь .

Заключение чиновников о том, что «установить реальные границы территории бывшего кладбища не представляется возможным» и «было осуществлено перезахоронение останков с бывшего кладбища в иное место (предположительно, в Кропачево)» Гульсину Аргынбаеву почему-то не утешило. И она обратилась с иском в суд.

– Ясно, что это строительство незаконное, – уверена Гульсина. – Как могли перезахоронить останки, если по закону это возможно только в случае природных катаклизмов и обязательно с согласия родственников? Эксгумация – вообще очень сложная процедура, предполагающая запечатывание останков в цинковый гроб. Доказывать что-то березниковцам, проживающим здесь со времён войны, бессмысленно: все знают, что там было кладбище. Когда весной прошлого года я ходила в район стройки, собственными глазами вместе с жителями соседних домов видела рядом оставшиеся надгробия. Сейчас их там уже нет – на этом месте провели коммуникации, проложили трубы. Как рассказали мне люди, проживающие рядом, ещё в 2008 году территорию, вместе с местами захоронений, строители обнесли забором. И начали все равнять с землей – готовить площадку для застройки. И наплевать всем на Градостроительный Кодекс, который запрещает строить жилые дома на бывшем кладбище и на расстоянии ближе чем 300 метров от него.

Отстаивать свою правоту и уважение к памяти отца Гульсина Аргынбаева собирается всеми законными способами. Обратиться в Росархив, разыскать родственников людей, захороненных на старом кладбище, приложить все усилия, чтобы собрать нужные документы.

– Я думаю, этот процесс будет затяжной, – не сомневается Гульсина Саттаровна, одна речь которой заняла всё заседание суда, состоявшееся на этой неделе. – Чтобы услышать всех ответчиков, придётся встречаться не один раз. Но я имею право ознакомиться с архивными и другими документами, относящимися к этому делу, и восстановить могилку отца на прежнем месте – это основное мое требование.

Помимо этого, Гульсина хочет привлечь к ответственности должностных лиц – пусть для этого придётся дойти и до Европейского суда. И услышать в высшей инстанции представителей администрации, прокуратуры и лично Андрея Мусихина, который в пору скандала со «стройкой на костях» был в Березниках вице-мэром по политике и возглавлял Межведомственную комиссию.

На двух прошедших судебных заседаниях г-н Мусихин не присутствовал, интересы ответчика –а администрации города Березники – представляла заведующая отделом судебной защиты управления правовой экспертизы администрации Лариса Вылегжанина. От комментариев «Иной газете» Лариса Николаевна отказалась, пояснив, что «дело в суде ещё не рассмотрено». Связаться с Андреем Мусихиным, который в настоящее время работает заведующим общественной приёмной президента РФ в Перми, на этой неделе не удалось.

Следующее заседание в Березниковском городском суде по иску Гульсины Аргынбаевой назначено на 29 ноября.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Переселение