Березниковская "Тропикана"

Для большинства из нас, выросших ещё в советские времена, наркомания всегда остаётся чем-то экзотическим и диким. Надо же, как охота людям извращаться, чтобы себя убить побыстрей! Мы-то привыкли больше по-простому: выпил водки и песни пой. Березники, да и весь Пермский край давно уж приобрели славу «пьяной республики»…

Но в один совсем не прекрасный день я очутилась совсем в другом городе. Городе наркоманов. И случилось это жёстко и страшно, каким бывает внезапное пробуждение от резкого света и воя тревожных сирен.

– Ты вообще, как заботишься о духовном благополучии своей крестницы? – позвонила мне моя родственница, 15-летней дочери которой я довожусь крестной матерью. – Поговорила бы с ней, а то я тревожусь, недавно в мусорном ведре нашла упаковки из-под каких-то лекарств… Ведёт себя непонятно, мне грубит. Деньги стали из дома пропадать… Сроду у нас такого не бывало!

До сей поры особенных поводов для беспокойства моя крестница Юля не давала. Училась прилично, в одной из лучших школ города, занималась в спортивной секции. Хотя с её замкнутым и ершистым характером «поговорить по душам» с ней всегда было проблемой, Юлька даже намёка на нотации не переносит. А тут ещё возраст «гадкого утёнка», когда так хочется быстрее стать взрослой, всего попробовать, гормоны кипят, настроение прыгает от восторга до отчаяния, а эти нудные «старперы» (родители и учителя) только всё портят и ничего не понимают! Ну, подумаешь, джин-тоника с девчонками выпили для веселья! Нашли тоже катастрофу!

Непонятные лекарства оказались глазными каплями «Цикломед». Недешёвыми, между прочим: больше 250 рублей за пузырёчек. Как оказалось, девчонки его капали в нос и «ловили кайф». Объяснить, в чём кайф, Юля не смогла, но пообещала больше так не делать.

Через неделю мать нашла в её сумке ещё один чек из аптеки на «Цикломед»… Поискали в интернете, что это за капли такие. Оказалось, детские капли для расширения зрачка, отпускается без рецепта, хотя содержит психоактивные вещества. При закапывании в нос или введении внутривенно вызывает ИСС (изменённые состояния сознания). Наркоманам он известен, хотя сейчас у них больше популярен сходный по действию и составу «Тропикамид», более дешёвый и распространённый. Тоже глазные капли сходного действия. Первоначально наркоманы использовали его для маскировки резко суженного от героина зрачка, а потом оказалось, что тропикамид вызывает химическую зависимость ещё более сильную и быструю, чем даже героин. Наркологи забили тревогу: «Тропик» страшнее героина!» Зависимость формируется очень быстро, уже через неделю регулярного применения, а потом требуются всё более частые дозы. От сильного общетоксического действия (сходного с употреблением дурмана или белены) организм стремительно разрушается.

Мы читали и холодели: «…При применении высоких доз вероятны страшные побочные эффекты: возбуждение, психозы (практически у всех пациентов эти симптомы сопровождают сильнейшую непреодолимую психическую тягу к препарату), головная боль (наблюдается и на высоте ее возникают эпилептические припадки), тахикардия (очень изнашивается сердце и клапанный аппарат), артериальная гипотония (снижение артериального давления), гипертермия (перегревание, постоянная температура тела 38-39 градусов), сухость во рту, дизурия (на поздних стадиях приёма тропикамида – недержание мочи)…»

«Тропики» умирают не от передозировки: «…Тропикамид накапливается в организме подобно мышьяку. Когда концентрация препарата достигает критической отметки, почки или печень просто перестают работать и это вызывает летальный исход».

– Ты что, не видишь? Да у нас весь город завален этими оранжевыми упаковками из-под «Тропикамида»! – говорила мне мать Юли. – Раньше аптеки на «Боярышнике» зарабатывали, а сейчас на этом!

– Да нет, ты преувеличиваешь… – сопротивлялась я. И пошла в ближайшую аптеку, просто узнать, сколько он стоит и много ли продают. Пока я пару минут мялась перед прилавком, вспоминая, что я хотела тут по случаю купить, передо мной втиснулся молодой парень с измученным лицом и хлопнул перед провизоршей сторублёвку, пробурчав: «Капли в нос!» Провизор, вздохнув, выложила перед ним оранжевую упаковку «Тропикамида». Не спрашивая, что за «капли в нос». Парень стремительно исчез.

Я вышла – в другой город. Глаза уже всюду искали – и находили – валяющиеся упаковки из-под скорой смерти. У аптек, во дворах, на детских площадках. Особенно много почему-то у Второй горбольницы. Я стала узнавать наркоманов по жаждущим лицам и отведённому в сторону взгляду. До меня стали доноситься рассказы тех, кто так же неожиданно встретился с масштабами этой беды.

«Отца положили в пульмонологию во второй городской, так там больше половины отделения наркоманами забито! Они же заживо гниют, а разговоры у них только о том, кто чем кайф ловил и где бы достать», – рассказывает незнакомая женщина в бассейне. – «Он день полежал и говорит: заберите меня отсюда…»

«Так ты чего, мам! Он же полгода как умер уже, от передозировки, что ли», – отвечает мне дочь на вопрос о знакомом, которого родители пытались вытащить из пропасти наркомании, чуть ли не наручниками приковав в доме на даче и дежуря при нём посменно. Не смогли, значит, сбежал…

На Берфоруме человек, которому пришлось ждать кого-то два часа в машине возле аптеки, делится впечатлениями: «На двери аптеки вывесили обьявление "ТРОПИКАМИДА НЕТ". Молодые, как правило, прилично одетые парни по двое и больше группами подходили к дверям и тут же разворачивались в другую сторону. По всей видимости по другому маршруту. Уверяю, я их хотя и не считал, но их было очень много... это страшно...» (пользователь Val58).

Так сколько же? По данным ООН, Россия вышла на третье место в мире по числу наркозависимых, после Ирана и Афганистана. Минздрав сообщает о 550 тысячах наркозависимых лиц, но по экспертным оценкам их 2-2,5 млн. человек, почти 2 процента населения России. Причём это, в основном, молодые люди до 25 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет в России 15-17 лет. Прикамье входит в число регионов, где уровень наркомании выше среднероссийского. То есть реальный уровень распространения наркомании в Березниках не меньше двух процентов от численности населения – три тысячи человек?

СПРАВКА. На учёте в отделении подростковой токсикологии в Березниках стоит 157 детей и подростков в возрасте до 18 лет, из них 103 токсикомана (тех, кто нюхает и пьёт газ из зажигалок), 48 с алкогольной зависимостью и 6 – с наркотической зависимостью.


Автор – главный редактор "Иной газеты – Город Березники">
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


молодёжь