22 месяца неизвестности

Текст: Максим Ишматов

Спустя почти два года после крушения «Боинга-737» в Пермь прибыла московская делегация: руководитель Росавиации Александр Нерадько и замминтранса Валерий Окулов. Они рассказали родственникам погибших о мерах безопасности, принятых в «Аэрофлоте» для предотвращения подобных катастроф. Но родные, скорее всего, так и не услышали того, что хотели.

К 18:00 в здание КДЦ начали стекаться люди, каждого из них просили зарегистрироваться и подняться на четвёртый этаж. Заседание проходило «за закрытыми дверями». Причём решение о том, что на встречу не пустят журналистов, приняли за полтора часа до мероприятия.

В холле четвёртого этажа помимо СМИ дежурили бригады скорой помощи. На наших глазах к ним обратилась пожилая женщина, ей измерили давление и дали успокоительного, после чего она вернулась обратно.

Некоторые люди, не дожидаясь конца встречи, покидали зал и уходили. Одна из участниц рассказала: «Мы и так всё знаем о том, что они говорят. На наши вопросы отвечают общими фразами. В основном говорят о проведённых мероприятиях и мерах безопасности, предпринятых авиаперевозчиками, чтобы в будущем не было подобных катастроф».

По сути, у этой встречи, как и многих событий после падения самолёта в Перми, есть два главных вопроса: почему случилась трагедия и что сделано, чтобы она не повторилась? Ответа на первый вопрос родственники, видимо, так и не услышали. Ответ на второй – был. Но ответом он может считаться лишь условно.

ЛЕТАТЬ МОЖНО?
После окончания встречи к журналистам вышел советник генерального директора по связям с общественностью бывшего «Аэрофлот-Норд» Игорь Гуревич. Он сделал из трагедии свои выводы: «С 14 сентября 2008 года в авиакомпании прошло пятнадцать проверок, по их итогам наша безопасность признана на сегодня достаточной. Мы прошли сертификацию IOSA (аудит эксплуатационной безопасности – авт.) и теперь можем самостоятельно обслуживать воздушные зарубежные судна». Игорь Давидович констатирует, что в ходе расследования МАК были установлены те или иные отклонения в организации работы «Аэрофлота-Норд», а по итогам внутренних расследований был уволен директор по лётной работе, отстранён от должности командир эскадрильи.

Также совет директоров авиакомпании принял решение отстранить от должности генерального директора «Аэрофлота-Норд» с сентября 2009 года. Сегодня компания провела ребрендинг и поменяла название с печально известного «Аэрофлота-Норд» на «Нордавиа».

Всё, что сделала авиакомпания после трагедии, она не могла не сделать. Но могут ли несколько увольнений говорить о том, что все уроки из этой трагедии извлечены?

ЭТО НЕПРАВДА И ЭТО ТОЖЕ НЕПРАВДА
«Нам детей не вернуть, – говорит мне мама одного из пассажиров рейса №821 Любовь Николаевна. – А, в принципе, там (на встрече – авт.) ничего особенного не происходило. Приехали люди из Москвы, которые рассказывали нам о том, что сделано для того, чтобы не происходило таких катастроф в дальнейшем. Конкретных причин трагедии не назвали, но сказали, где могут быть ошибки расследования. Например, выпивший пилот».

Отметим, мы уже предполагали, что выпивший пилот – это миф.

Впрочем, версию о пьяном лётчике чиновники, судя по всему, до конца не отвергли. Но если всё-таки сделают это, тогда официальная версия о причинах крушения исчезнет вовсе.

КТО В ОТВЕТЕ?
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина заявила: «Мы хотим, чтобы результаты расследования были представлены нам не только в общем виде, как это есть в заключении МАК, но и по внутреннему расследованию министерства транспорта и «Аэрофлота». Кроме того, хотим, чтобы нам были представлены и конкретные структурные подразделения: государственные, которые осуществляют надзор, и бизнеса. И, если угодно, персоналии».

Омбудсмен вспомнила пример с «Хромой лошадью», где для каждого из обвиняемых устанавливается персонифицированная ответственность.

Марголина попросила «федералов» передать устную информацию, прозвучавшую на этой встрече, пермской стороне в текстах для последующего анализа.

КУДА ЛЕТЕЛ САМОЛЁТ?
Кроме причин крушения и мерах безопасности после падения, на встрече обсуждали ещё несколько вопросов – таких же тёмных.

Например, до сих пор нет единого мнения о том, куда летел упавший самолёт. Ранее сообщалось, что самолёт летел рейсом «Москва – Пермь – Стамбул». Но московская делегация эту информацию отвергла. «У меня есть такая информация от юристов, ведущих международные дела, – отмечает Татьяна Марголина. – Сегодня мы услышали официальное опровержение, но известно, что в самолёте действительно находились транзитные пассажиры. И решением одного московского суда (Савеловский районный суд города Москвы, дело №2-1216/10 – авт.) рейс №821 действительно признан международным».

От того, куда летел «Боинг», зависят суммы страховых выплат, которые полагаются родственникам.

Зависят они и от того, на какую сумму было застраховано судно. Здесь, как ни странно, тоже есть разногласия. До сих пор сообщалось, что на 1,2 миллиарда долларов (при стоимости нового самолета около 80 миллионов долларов). «Это неправда, – заявил Игорь Гуревич, – вот у меня в руках есть распечатанная копия официальной презентации «аренда и страхование», – показывает пальцем на бумагу в руке, – в ней написано, что авиационное судно было застраховано на 12 миллионов долларов. Видно, кто-то ошибся с запятыми, и цифра в 1,2 миллиарда попала в информационное пространство», – добавляет Гуревич.

На встрече родственники погибших настаивали на ещё одной встрече со страховой компанией «Москва», чтобы те прибыли в Пермь, и им было обещано их привезти.

Правда, есть мнение, что страховая компания «Москва» входит в бизнес-структуру «Аэрофлота», и добиваться от них выплат будет крайне трудно.

P.S.
Ответы на вопросы, звучавшие на встрече, должны быть понятны всем. Это касается общей безопасности. Пока же, спустя два года, даже родственники погибших не понимают, что именно произошло. Неизвестны ни причины падения, ни куда летел самолёт и на какую сумму был застрахован. Значит, непонятно и то, что надо сделать, чтобы предотвратить подобные трагедии.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Боинг-737