У газеты нет права на печатное слово?

«В Прикамье нарушается право СМИ на свободу слова» – таким заявлением началась информационная неделя на сайте уполномоченного по правам человека в Пермском крае. В ночь с 15 на 16 февраля березниковская милиция изъяла тираж печатной версии местного издания «Иная газета» – «ИнГа». Наши коллеги уверены, что акция спланирована и подготовлена политтехнологами одного из кандидатов в мэры Березников.

Автомобиль, доставлявший очередной тираж «ИнГи», которую справедливо называют единственным оппозиционным изданием Березников, был задержан сотрудниками милиции, которые отказались объяснить причины данной силовой акции, лишь сослались на заявление некой гражданки «о незаконной агитации». Кроме того, по заверениям правоохранителей, тираж перевозился без накладной.

А БЫЛА ЛИ ДЕВОЧКА?
«Мы попытались выяснить факт существования заявительницы, – говорят в редакции «ИнГи». – Но заместитель начальника милиции общественной безопасности Березников не смог нам ничего ответить. Но и от ареста тиража не отказался».

Данный факт стал известен и зафиксирован уполномоченным по правам человека в Пермском крае. «Это факт грубейшего нарушения права на свободу слова и печати: в соответствии со статьёй 28 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», изъятие, а равно уничтожение тиража или его части, производится лишь по вступившему в силу решению суда», говорится на сайте омбудсмена. Стоит ли говорить, что постановления суда редакции не предъявили?

В тот же день Татьяна Марголина направила соответствующие ходатайства в ГУВД по Пермскому краю, в краевое Управление Роскомнадзора, а также в адрес прокурора Березников о принятии мер «с целью пресечения фактов нарушений свободы печати и средств массовой информации».

ГОНКА С ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ
Сам акт задержания произошёл в районе автозаправки у деревни Новожилово.

«Процесс изъятия напоминал бандитское ограбление на дороге, – рассказал «ПН» главный редактор «ИнГи» Валерий Ковбасюк. – Газету я перевозил из пермской типографии на такси. И, представьте, от самой типографии, расположенной в Мотовилихинском районе Перми, нас преследовали три иномарки. А в районе автозаправки в деревне Новожилово машину остановили сотрудники милиции. То ли у нас в ту ночь преступлений не совершалось, то ли наша газета настолько опасна, но в задержании участвовали сразу несколько патрульных экипажей ДПС. Руководил всем подполковник милиции Александр Баранов и неизвестный мне гражданин в штатском. Затем Баранов приказал доставить и меня, и тираж газеты в дежурную часть УВД Березников. Там я снова объяснил, что газета – моя собственность, подтвердил это документами, но тираж мне так и не вернули».

В редакции «ИнГи» уверены, что акция по аресту тиража была спланирована и инициирована пресс-службой крупного предприятия города – в изъятом номере была опубликована очередная статья с критикой предприятия и чиновников. А ведь через месяц в Березниках состоятся выборы главы города…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сейчас наши березниковские коллеги вынуждены ограничиваться лишь электронной версией газеты. Вот что они пишут на своём сайте – и что должно было придти к читателям в печатном варианте (в сокращении):

Галина Гусева, главный редактор печатной версии: «Иной газеты: «Это началось, когда мы распространяли первый в этом году номер бумажного варианта «Иной газеты». В тот день наши распространители заметили, что за ними буквально по пятам ходят какие-то люди и достают из почтовых ящиков в подъездах положенные туда экземпляры «ИнГи». Что квалифицируется, между прочим, как мелкое воровство, поскольку почтовый ящик – это уже частная собственность. А потом к нашим добровольным почтальонам подошли двое и предложили деньги за всю пачку газет и любые сведения о редакции. И очень удивились, когда те отказались.

Распространители в тот день вернулись в редакцию, и мы вызвали им такси. Поехала с ними и я, попросив таксиста посмотреть на всякий случай, не едет ли кто за нами. Этот таксист попался не подозрительный и весёлый, потому что, обнаружив, что за нами от самой редакции следует какая-то машина, включился в игру под названием «гонки с преследованием». Завернул во двор близлежащего дома и остановился, а когда и преследующая нас машина затормозила чуть подальше, рванул в другую сторону и дворами оторвался.

С тех пор мы обнаружили, что тотальную слежку устроили буквально за всеми сотрудниками редакции и распространителями. Мы стали записывать номера машин. Например, вечером 10 февраля за маршруткой, на которой я ехала после работы к друзьям, сопровождала синяя ВАЗ-2114 г/н Р49*УК. (…)

Самое интересное началось, когда дома я не обнаружила хлеба и пошла в ближайший магазин. Попросила сопроводить меня молодого человека – друга сына. Обнаружилось, что за подъездом наблюдают аж две машины – одна светлая, другая – уже знакомая «четырнадцатая». К светлой я подошла, постучалась в боковое стекло водителя. Стекло опустилось, на меня глянули замороженные глаза. Молча. Я подала газету: «Нате вам газету хоть, а то ведь скучно так сидеть». Молча взял, молча поднял стекло. На обратном пути первая (тёмно-синяя 14-я), сопровождавшая нас до магазина, подъехала к подъезду, притормозила, и… опускается стекло, вспышка – нас сфотографировали!

Когда друг сына уходил от нас, из машины, что напротив подъезда, выскочил мужик и бегом припустил за ним. Приятель (…) свернул за угол, бегом обогнул здание, и стал следить за шедшим за ним «топтуном». Тому это не понравилось, он предпочёл скрыться..

Таких историй у нас накопилось – не пересказать. И для чего все эти «шпионские игры», спросит читатель. Чтобы запугать нас. Что чувствует одинокая женщина, когда по тёмной улице за ней навязчиво движется авто с тонированными стёклами?

«Так вы в милицию пожалуйтесь!» – говорят мне…. С милицией общественной безопасности у нас самое тесное общение. Пока я писала эту статью, ко мне за один день пять раз звонили и приходили милиционеры из этого отделения УВД, чтобы «взять объяснения по жалобе одной гражданки, что у вас газета выходит незаконно».

В это самое время, кстати, воры украли у моей знакомой сумку с ключами и обчистили квартиру (в доме №71 по Юбилейной). Но милиция обеспечивала безопасность общества от «Иной газеты». И очень кажется, что это «общество» – акционерное, всем в Березниках известное. (…) Сегодня за мной ездит тёмная ВМW с номером Х52*КР. Я смотрю на неё и вспоминаю фильм «Брат-2». Помните? «Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего, ты сильней стал? Нет – не стал! Потому что правды за тобой нет! А тот, кого обманул, – за ним правда. Значит, он сильней. Да?!».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданские свободы