Что ждёт пострадавших в «Хромой лошади» после лечения

Текст: Михаил Данилович, Олег Коневских

Всё больше людей, пострадавших в результате пожара в «Хромой лошади», волнует вопрос о том, будет ли им предоставлено санитарно-курортное лечение. Граждане выписываются из больниц и возвращаются домой, но, как выразилась мать одной из пострадавших, «нельзя сказать, что она здорова».

Вопросы о реабилитации были одними из самых частых во время прямой линии уполномоченного по правам человека Татьяны Марголиной, которая состоялась в редакции «ПН». Кроме того, звонившие спрашивали, что можно сделать с долгами по ипотеке (кредит на приобретение жилья): людям, частично утратившим работоспособность, теперь трудно их погасить. Пострадавшие и родственники погибших также интересовались, когда на месте трагедии будет установлен памятный знак. Мы публикуем некоторые из вопросов и ответы на них. Имена людей, которые звонили в газету, изменены.
В редких случаях долг перед банком аннулировался Одним из первых к омбудсмену обратился пострадавший Алексей:
Алексей: – Я уже два года выплачиваю ипотеку. Теперь этого делать не смогу.
Татьяна Марголина: – Вам следует обратиться в администрацию вашего города. Предложите чиновникам, чтобы они помогли вам отложить выплаты на некоторое время, или сделать другой порядок погашения долга, или даже минимизировать его. В индивидуальном порядке горадминистрация принимает такие обращения.

В беседе с журналистами Татьяна Марголина отметила, что почти сразу после трагедии представители некоторых банков звонили должникам несколько раз в день и напоминали, что надо срочно делать выплаты. После трагедии по поводу кредитов в аппарат уполномоченного обратились более сорока человек. Сейчас банкиры идут навстречу пострадавшим и родственникам погибших в результате пожара: «Все без исключения банки остановили начисление пени. Некоторые сделали для своих клиентов особый график внесения взносов. В очень редких случаях долг перед банком аннулировался».
У вокзала встретил реанимобиль Ещё Алексей рассказал, что несколько дней назад он приехал из Москвы и сейчас лечится в одной из пермских клиник.
А.: – Вместе со мной приехали ещё трое пострадавших. В Перми каждого встретил реанемобиль – привёз в клинику, ближайшую к месту жительства.
Уполномоченный по правам человека напомнила, что когда первые два человека поехали из Санкт-Петербурга в Пермь, петербуржцы не сказали об этом пермякам. Пострадавших никто не встретил. Потом выяснилось, что одному из них была нужна медицинская помощь. «Видимо, сейчас механизм заработал», – сделала вывод после общения с Алексеем прикамский омбудсмен.
«Вылечим – а дальше делай что хочешь»Кирилл, муж пострадавшей: – Моя жена лечится в Питере. Попадёт ли она, как вернётся в Пермь, в специализированный санаторий?
Т. М.: – Если в конце лечения врачи назначат ей реабилитацию, то да, причём бесплатно. Если не назначат, то Вам надо будет обратиться в министерство здравоохранения Пермского края по телефону 8 (342) 217-75-23 или в страховую медицинскую компанию, которые проверят правильность отсутствия подобных рекомендаций.
Врачи, отметила Татьяна Марголина, могут назначить человеку и бесплатную операцию. Но если это сложная операция, то решить, делать её или нет, могут только доктора в Москве.
Иван: – Врачи в столичном институте Склифосовского сказали моей родственнице, что их задача – «поставить её на ноги». А что будет дальше, мол, – не их заботы. Это значит, что когда состоится консультация – неизвестно. А жить ей там негде. Уехать домой и потом вернуться в столицу – слишком дорого.

Татьяна Марголина пообещала Ивану, что сделает всё, чтобы добиться встречи специалистов и пострадавшей до того, как она уедет из Москвы.
Будет ли место памяти? Оксана, родственница погибшего: – Будет ли установлен памятник на месте трагедии? Если да, то когда и где?
Т. М.: – Губернатор Олег Чиркунов вместе с инициативной группой пострадавших и родственников погибших договорились, что это место будет памятным. Что именно там появится, решит инициативная группа. Ко мне обращались несколько скульпторов и архитекторов: они тоже готовы обсуждать варианты того, что появится рядом со сквером Уральских добровольцев. Обсуждение будет закрытым и начнётся в ближайшее время. Не начиналось оно раньше, потому что сорок дней после пожара прошли совсем недавно. До этого инициативная группа обсуждать этот вопрос не хотела.

Если говорить о том, когда там что-то появится, то обычно подобные памятные места обустраиваются через год.
Компенсации пострадавшие получают с трудом Мария, родственница пострадавшей: – Ещё в середине декабря мы написали заявку на выплату компенсации, а деньги до сих пор не получили. Я простояла очередь в кассу – там мне сказали, что деньги ещё не перечислены.
Т. М.: – Казначейство, которое отвечает за перевод средств, работает не так, как остальные ведомства: первый полноценный рабочий день в этом году там – только сегодня. Возможно, задержка выплаты компенсации связана с этим. В любом случае я разберусь в этом и перезвоню вам.

Татьяна Марголина отметила, что поначалу чиновники признавали пострадавшими только тех, кто сразу после трагедии получил медицинскую помощь. Те, кто от неё отказался, не могли претендовать на компенсацию. Сейчас такие заявления принимаются и от людей, которые обратились в больницу потом и которые могут это документально подтвердить.

Раньше было не ясно и то, на что могут претендовать люди, которые работали в «Хромой лошади» в трагическую ночь: танцоры, работники кухни и др.: «Вся сложность была в том, – считает уполномоченный по правам человека, – что у них не было оформлено трудовых отношений. Гарантировать им защиту их прав трудно. Но государственная инспекция по труду сработала, мне кажется, очень правильно и профессионально. Специалисты этого ведомства собрали свидетельские показания людей, которые могли подтвердить факт работы там граждан, официально не устроенных». Списки этих граждан инспекция передала в прокуратуру, которая от их имени обратится в суд: «Люди, работавшие в «Хромой лошади», могут рассчитывать на постановку на учёт в центр занятости, а также на выплату заработной платы: наверняка последний раз её выплачивали далеко не накануне».
Самые острые проблемы позади, но они ещё остались В периоде после «Хромой лошади» начинается новый этап, сделала вывод уполномоченный по правам человека после прямой линии: самые острые проблемы позади, но они ещё остались. «Держитесь», «Мы все за вас переживаем», «Сожмите кулачки за Дениса», – примерно так заканчивала разговор с каждым позвонившим омбудсмен.

ДОСЛОВНО
Татьяна Марголина: «В Перми не хватает психотерапевтов. К слову, частных специалистов в городе только четыре. При этом почти все они не имеют опыта работы с горем, подобным тому, что испытали родственники погибших в клубе «Хромая лошадь». Я обратилась к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину, чтобы он помог организовать в Перми выездной приём столичных психотерапевтов».

«ВОЙТИ»
На сайте уполномоченного по правам человека работает закрытый форум для пострадавших и родственников погибших в «Хромой лошади». Для того, чтобы получить регистрацию, обращайтесь по телефону: 8 (342) 298-75-34.

ТЕЛЕФОННАЯ КНИГА «ПН»
8 (342) 213-99-99 – телефон «горячей» линии для пострадавших и родственников погибших в «Хромой лошади». Работает до 31 января.


«Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс