2009 как бета-версия 2012

Для всего мира и России минувший год был прежде всего годом преодоления мирового финансового кризиса. С периодическими и очень естественными заклинаниями со стороны правительств о том, что кризис закончился или вот-вот, рецессия уже повернула вспять и в конце тоннеля виден свет… хотя это может быть просто горящий бикфордов шнур.

Во всяком случае, своеобразными символами минувшего года для нашей страны стали два слова – Пикалёво и Дымовский. Первое из этих слов – о том, что широкие массы населения пребывают в довольно возбуждённом, прямо скажем, нервическом состоянии, которое легко перестает в возмутительную скандальность. Второе слово о том, что силы поддержания порядка, назначенные утихомиривать эту скандальность усмирять и утихомиривать, сами пребывают в состоянии разложения и распада. Если добавить к этим двум словам словосочетание «Саяно-Шушенская», как символ разрушения самой инфраструктуры жизнеобеспечения, то мнение о горящем бикфордовом шнуре представляется более чем обоснованным. А были ещё и Воскресенск (привет «Уралхиму» и «Фосагро», как факторам внутрироссийской политики), и Владивосток с пресловутыми пошлинами на ввоз иномарок, и Поволжье с отечественным автопромом, и Невский экспресс, и «Хромая лошадь» в Перми.

Конечно, Ваш корреспондент полностью согласен с новогодним обращением Президента, что впереди у нашей страны много великих свершений и новых побед, но мы сейчас говорим о годе минувшем. В этом смысле 2009 год выглядит этакой репетицией, бета-версией пресловутого 2012 года.

Кстати, о «Хромой лошади». Вашего корреспондента во время поездок по стране в минувшем декабре ассоциировали отнюдь не с нашим Провалом, а именно со сгоревшим в Перми ночным клубом. В смысле: «знаем, знаем». Так вот, примерно в первом квартале минувшего года один из самых знаменитых пермских блоггеров (не путать с блогберами), губернатор Олег Чиркунов написал в своём LJ о предупреждении Свыше. Мол, березниковский Провал расширялся, расширялся, а вдруг, да и остановился, не нанеся совсем уж непоправимого ущерба. Как будто Он, который сидит там, наверху, хотел предупредить. Но не наказать. За точность последней цитаты ручаюсь.

pf100103-5.jpgpf100103-5.jpgЗдесь можно было бы впасть в еретический атеизм и вульгарный материализм и предположить более прагматичные причины «прекратившегося» расширения Провала. Например, в условиях повторной проверки причин аварии на БКПРУ-1 (завершалась эта эпопея, напомним, уже в 2009 году… да так и не завершилась. Окончательно-то) со всеми вытекающими возможными последствиями заинтересованным сторонам требовалось срочно доказать, что Провал (хотя бы Провал) более не представляет никакой угрозы (хотя бы для железнодорожного сообщения в Северном Прикамье… да вот, кстати, и 53-километровую дорогу уже строим). О соответствующем решении относительно Провала и было объявлено (увы, один из авторов научного подтверждения этого решения – Аркадий Красноштейн скончался в том же году), а заодно были прекращены и измерения Провала. Во всяком случае, в официальных сообщениях о ситуации на БКПРУ-1 эти сведения более не присутствуют. В самом-то деле, если сказано, что Провал не увеличивается, то чего бы его замерять?

Естественно, что с учётом этих подробностей, с точки зрения критически настроенного наблюдателя, предположение (безусловно искреннее и такое… человеческое) губернатора о глубинной мистике Провала выглядят несколько наивным. Однако мы придерживаемся несколько иной апологии сущего и не склонны отрицать вероятность существования чего-то, что пока не объясняется примитивными материалистическими подходами. Говоря лапидарно, есть в этом мире много такого, что не доступно нашим мудрецам, и с этим приходится считаться. А если кто-то использует для объяснения непонятного терминологию мистиков и клерикалов, то эти термины, на самом деле, ничуть не хуже наукоподобного или узкоспециального арго. В конце концов, даже отъявленные материалисты в минувшем году не раз замечали, как зло шутила березниковская погода над рекламными выходками пресловутого БХ – то многодневным ливнем сорвёт грандиозные субботники, то засыплет город непроезжим снегопадом сразу после публичного рапорта о высоком качестве уборки снега.

Поэтому упомянутое суждение насчёт «предупреждения Свыше» заслуживает внимания. И в этой, предложенной пермским губернатором системе координат минувший год выглядит уже даже не предупреждением, а сущим наказанием за то, что не внял (или не вняли) вовремя, когда Провал остановился.

В результате 2009 год оказался для Перми годом трагедий, катастроф и множества более мелких неприятностей. Достаточно вспомнить рухнувший «Боинг», сорвавшийся с тормозов автобус на Комсомольском проспекте (обошлось без жертв), перевернувшийся автобус с нефтяниками под Полазной (погибли люди), или ту же «Хромую лошадь». И это не считая, например, национального героя Александра Шурмана, угнавшего 150 миллионов рублей у Сбербанка и арестованного только потому, что милиция фактически взяла в заложники семью дерзкого инкассатора (не трагедия и не катастрофа, но знатный скандал). Или, например, не попавший в федеральные ленты новостей, но симптоматичный для пермской политики прецедент Чайковского, где население два раза подряд прокатило на выборах мэра кандидатуру, предложенную губернатором. Или противостояние пермских властей и частных перевозчиков. Или тяжкое противоборство губернаторской администрации с губернской милицией. Или обрушившиеся на Прикамье федеральные проверки с далеко идущими выводами (хотя это последствие трагедии в «Хромой лошади», но случайность и нелепость этой трагедии указывают, что она – лишь повод, а вовсе не причина). Словом, до пресловутого 2012 года ещё далеким-далеко, а ощущение Апокалипсиса уже присутствует.

pf100103-3.jpgpf100103-3.jpgДля Березников минувший год оказался не менее, а с точки зрения туземного населения даже более насыщенным, чем для остальной страны и самой Перми. Более насыщенным потому, что в предыдущие два года, после установления в городе оккупа… пардон, режима «Березниковского характера» почти ничего не происходило. То есть, конечно, была авария на Первом калийном, а потом появился и Провал, но для березниковичей они имели довольно поверхностное значение, до самого основания березниковские души не потрясали и, как таковые, не очень трогали – слишком незначительным казалось влияние этих событий для повседневной березниковской жизни. Хотя, на самом-то деле, именно Авария и породила глубинные процессы, которые стали прорываться наружу уже в 2009 году, создавая ощущение большей насыщенности березниковских будней в сравнении с серостью прошлых лет.

Впрочем, с точки зрения деления исторических эпох, 2009 год в Березниках начался несколько раньше календарного. Есть, замечу, такая манера у профессиональных историков – не календарями мерять, а событиями, перевернувшими качество жизни. Так, например, XX век начался не в 1901 году, а в 1914, когда началась Первая мировая. А XVIII век закончился не в 1800 или 1799 году, а в 1789, с началом Великой Французской революции. Так и для Березников 2009 год, по сути, начался не с 1 января, а с начала ноября 2008 года, когда стало известно о повторной проверке причин аварии на БКПРУ-1.

Весной 2009 года проверка завершилась без громких резолюций, но её результатами стало фактическое признание «Уралкалия» виновным в аварии на БКПРУ-1 и «добровольное» возмещение калийной корпорацией части государственных расходов на ликвидацию последствий аварии (сама корпорация сейчас указывает сумму в 7,8 миллиарда рублей). Недавнее завершение строительства 53-километровой обводной железной дороги, кстати, тоже очевидно является прямым результатом этой повторной проверки – по признанию специалистов, достроить эту дорогу планировалось не ранее 2011 года (а до той поры предполагалось бороться с расширениями Провала строительством более коротких обводных путей).

Это повлекло за собой также определённое социальное и политическое шевеление березниковских обывателей, которое быстро смертельно напугало местные власти, до сих пор чувствовавшие полную безнаказанность, по крайней мере,"снизу" (вспомним знаменитые публичные слушания 7 октября). С учётом упомянутого уже признания «Уралкалия» де-факто виновным в аварии на Первом и добровольном согласии «Уралкалия» возместить ущерб факт оживления социально-политической активности березниковичей создаёт для благополучия калийной компании угрозу посерьёзнее даже застоя цен на мировом рынке – перспективу предъявления «Уралкалию» претензий рядовыми обывателями. За последствия той самой аварии и возникшую в результате необходимость Переселения.

pf100103-4.jpgpf100103-4.jpgПричём именно в минувшем, 2009 году эта необходимость (как одно из глубинных, не очевидных сразу, последствий аварии на Первом) встала в полный рост, отметившись на социальном горизонте скандалом вокруг срочного признания непригодными для проживания четырёх (пока только четырёх) многоквартирных домов. И не где-нибудь на окраине, возле Рудника, а в самой, что ни на есть, жилой и густонаселённой части города. Что, кстати, повлекло дальнейшее оживление березниковской общественности и вовлечение в общественную активность значительного числа мирных обывателей, и без того уже разогретых глупейшим скандалом вокруг «стройки на костях». Причём глупейшим не с точки зрения его смысла, а с точки зрения его возникновения – скандал образовался из бездарных, трусливых, некомпетентных действий местных властей. Которые совершали эти свои действия, явно пребывая в состоянии паники перед наступающим Концом света. Как будто не 2009 год был на дворе, а уже 2012.

Такое же впечатление, кстати, оставляют попытки, временами откровенно клоунские, берхарактерных деятелей завоевать симпатии избирателей накануне выборов 2010 года. Сюсюкание насчёт помощи беднякам, предвыборные пляски на новогодних корпоративах (когда люди мирно пьянствуют за Новый год, а их приходят за депутатов агитировать), слащавые поздравительные листовки на каждом подъезде, деловитое лазание по крышам и подвалам и прочие пиаровские креативы, всё это напоминает лихорадочное метание пассажиров по палубе тонущего «Титаника» в надежде найти место в шлюпке, отломать кусок мачты, отобрать спасательный круг.

Замечу, однако, что всплеск общественной активности осенью минувшего года только усилил у режима БХ и его калийных кураторов ощущение приближения конца, финала, финиша. А возникло оно именно в ноябре 2008 года (в «историческом начале» 2009 года), когда «Уралкалий» перестал выглядеть незыблемым, вечным и стабильным. Так оно и бывает – Апокалипсис приходит незаметно.

На этом фоне всего лишь малозначительными эпизодами Конца света выглядят и прескромнейшее празднование Дня фирмы «Уралкалий» (в последнюю пятилетку являвшегося главным городским праздником), особенно на фоне концерта Димы Билана, который устроил в День химика «Уралхим»; и даже сама отставка с поста городского головы Андрея Мотовилова по предложению губернатора Олега Чиркунова. Весь маленький, тесный, но такой уютный (для его создателей) мирок калийного режима трясётся и рассыпается, и уже не кажется важным, какая миска с какой полки разбилась, какой вице-мэр вынужден презентовать себя в депутаты. Правда, то, что президентом «Уралкалия» под самый конец года назначен бывший генеральный директор «Норникеля» Денис Морозов, и то, что ему передан ряд функций, которые до сих пор исполнял сам Дмитрий Рыболовлев, выглядит достаточно важным и значимым. Но, скорее, уже для будущего периода, нежели для года минувшего. Тем более, что это назначение тоже выглядит проявлением крушения прежнего уралкалийного мира.

Впрочем, в той же «исторической» системе координат 2009 год ещё не завершился, как не завершился он и по восточному гороскопу (специалисты утверждают, что Год Тигра наступит лишь 14 февраля). С социально-политической точки зрения 2009 год в Березниках завершится, пожалуй, лишь в предстоящем марте, по итогам выборов в Березниковскую городскую Думу, выборов главы города Березники (выборы депутата ЗС взамен выдвинутого в мэры Сергея Дьякова на самом деле для города не столь важны) – т.е., когда определится конфигурация городской власти, как неотъемлемого фактора березниковской жизни. И соответственно, определятся направления развития ситуации, определяемой, в том числе, и этим фактором.

Возможные направления эти, к слову сказать, даже по самой оптимистичной оценке выглядят далеко не вдохновляющее, слишком сложна, даже удручающе сложна нынешняя ситуация в Березниках, с Березниками и вокруг Березников. Однако сейчас новогодние праздники и о нехороших вероятностях будет не очень в тему. В конце концов, надежда, что будет всё-таки лучше, что на репетиции Конца света всё и закончится, а в целом масштабный, с вовлечением зрителей, спектакль ещё сырой и не готов, и будет отложен на неопределённый срок, эта надежда имеет право быть. Имеет место быть. Будем надеяться.

Это был постфактум сорок девятый 2009 года. С наступившим новым, 2010 годом вас, дорогие читатели.


Автор – главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


итоги года

Постфактум