Железнодорожный обход "Яйва-Соликамск" - с чего всё начиналось

Текст: Михаил Ермолович

Строительство 53-километрового железнодорожного обхода «Яйва-Соликамск» закончено. Почти два года здесь кипела работа. Но первыми в эти места пришли изыскатели – именно они обследовали уральскую тайгу и подготовили трехмерную модель рельефа для железнодорожной магистрали.

Мой собеседник – Константин Кошелев, начальник изыскательской партии московского проектного института «Мосгипротранс». За плечами у Константина Евгеньевича – более чем пятнадцатилетний опыт изыскательских работ в разных точках мира. От Якутии до африканской Гвинеи – таков регион приложения сил московских изыскателей. Они нужны там, где необходимо провести проектирование дорог и коммуникаций, геологическое и геофизическое обследование местности, лазерную и аэрофотосъемку. Уже осенью 2007 года первые бригады московских изыскателей прибыли в Яйву, откуда и началось обследование участка для будущей железной дороги.

– Мы узнали о командировке на Урал в конце октября 2007 года, – говорит Константин Кошелев. – Первоначально планировалось, что этот участок железной дороги будет построен лишь в 2011 году, но потом сроки строительства сократили и, естественно, ускориться пришлось и нам. Конечно, было нелегко, но с этой задачей мы справились. В составе нашей бригады работают люди с большим опытом решения подобных задач и высокой квалификацией, на семьдесят процентов она укомплектована людьми с высшим техническим образованием, остальные – техники. Все они прошли большую практику изысканий и возведения объектов. Может быть, именно поэтому железнодорожники отдали предпочтение нашему институту, поскольку этот подряд был очень серьезным и ответственным.

– Каким Вы увидели Верхнекамье? Как приняли здесь гостей из столицы?
– Я приехал в феврале 2008 года, когда закончил работу в Гвинее. Знаете, можно испытать необычное чувство, когда через несколько дней после купания в теплом Атлантическом океане тебя забрасывают в снежные леса… Наши ребята уже работали здесь несколько месяцев, а для меня Урал стал открытием. Богатейшая природа, огромные таежные массивы, места у вас очень красивые. Но с удивлением узнал, что люди в таком богатейшем крае живут, мягко говоря, небогато. Особенно это бросается в глаза в небольших городах и поселках, таких, как Яйва… Но люди добрые, душевные. И ваш пермский говор я уже ни с каким другим не спутаю. Из последних впечатлений – выпавший по колено снег в самом конце апреля, это было уже в мой последний приезд.

– Трудно ли было работать здесь?
– Конечно, наша экспедиция была экипирована для того, чтобы автономно работать в лесу, но погодные условия, конечно же, были не из легких. Снега по пояс и сорокаградусные морозы зимой были «цветочками» по сравнению с осенне-весенней жижей и проливными бесконечными дождями. Летом нас нещадно кусали оводы – бывало, они облепляли человека так, что куртки-энцефалитки не видно – такого количества кровососов я не встречал ни в тундре, ни в африканских пустынях. Комары и клещи – это, как говорится, само собой. Встречалось зверье и покрупнее – не раз видели лосей, лис, зайцев, то и дело натыкались на медвежьи следы. Но все они старались держаться подальше от людей, и уходили от нас все дальше по мере того, как в тайгу приходило все больше техники.

– То есть в тайге были не только изыскатели?
– Объект строился стремительно. Первыми шли мы с тахеометрами, делали съемку будущего профиля, вскоре подтягивались геологи и строители. По нашим следам уже рубились просеки и начинались земляные работы. Последние наши экспедиции уже видели строительство железнодорожного полотна.

– Много ли техники было задействовано на этой стройке?
– Ну, представьте БАМ в миниатюре и сделайте поправку на сроки. Кстати, техника спасала от гибели в буквальном смысле слова – один из наших работников по пояс провалился в жижу на бездорожье и не смог самостоятельно выбраться. Пришлось бежать за экскаватором, машинист которого филигранно откопал человека. А однажды грязь засосала молодого лося. Экскаваторщик вызволил и его.

– А ваша экспедиция имела на вооружении только теодолиты?
– Как я уже говорил, современная изыскательская экспедиция укомплектована всем необходимым. На смену обычным теодолитам пришли цифровые тахеометры, которые вкупе с оборудованием навигации, не только делают измерения и снимок земной поверхности, но и производят вычисления трехмерной модели местности с одновременной передачей информации по спутниковым каналам связи. Благодаря таким приборам процесс проектирования объектов максимально ускоряется.

– Довелось ли побывать в Березниках и других городах Верхнекамья?
– Да, конечно. Был в Березниках, Соликамске, Александровске, Перми. Неоднократно облетал регион на вертолете. Березники понравились настолько, что мне хочется еще раз приехать к вам в гости. Скажу больше – я мечтаю лет этак через пять-семь взять своих домочадцев и привезти сюда, чтобы вместе с ними проехать по железной дороге, в которую вложена частичка моего труда и моей жизни. Хочется показать им места, где когда-то мы ходили пешком, утопая в грязи под проливным холодным дождем и пронизывающим ветром, по соседству с медведями и лосями… А теперь здесь лежит стальной путь.


Источник: «Верхнекамье»
Иллюстрации из архива Константина Кошелева
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии