"Хромая лошадь": почему всё-таки?

Текст: Михаил Данилович


Как пожарные могут проводить проверки в увеселительных заведениях, нам рассказал арт-директор клуба, аналогичного «Хромой лошади». Он пожелал остаться неизвестным. По словам мужчины, контролёры, например, просят и читают документы о том, что интерьер обработан противопожарной пропиткой: «На том и успокаиваются. До самих предметов интерьера они могут и не доходить». Между тем, отмечает собеседник журналиста, документы могут «отвечать» лишь за часть внутренней отделки.Бывает, признаётся наш эксперт, что пожарные не проверяют и количество датчиков дыма (они – составная часть пожарно-охранной сигнализации):
– В документации можно указать, что их сорок, а фактически работоспособными будут только пять.
Получается, считает арт-директор, чтобы обойти требования пожарной безопасности, порой даже не надо давать взятку: проверки пожарных – формальные.

РАДИ ПРИХОТИ ЗАКАЗЧИКА

Установка для фейерверка стояла на сцене на заднем плане. Фейерверк, как выяснилось позже, нельзя было зажигать в помещениях: огнеопасно. Как получилось, что его использовали?

Другая собеседница газеты, Наталья, – организатор шоу, в том числе юбилейных и корпоративных. Бывало, тоже звала работать на праздники пиротехников, которые устанавливали в зале фейерверки. По словам организатора, она работает с теми, кого посоветуют другие – «кто себя зарекомендовал».
– Вы спрашиваете, есть ли у них сертификаты на продукцию? – задаю вопрос Наталье.
– Конечно, нет.

По словам девушки, отличить профессионального пиротехника от того, кто предлагает «левые» фейерверки, легко:
– Первый вопрос, который мне должны задать, когда я попрошу привезти установку для фейерверка, – где она будет стоять? Кроме того, человек должен приехать на место и сказать: можно тут делать то, что мне надо, или нет. Впрочем, находятся и те, кто пользуется услугами «дилетантов»: это может быть, например, когда заказчик просто требует фейерверк. Приходится следовать прихотям клиента и искать тех, кто установит его где «надо». Вот и получается: на праздник может попасть какая угодно установка для фейерверка: хоть без сертификата, хоть с ним, да ещё и неправильно установленная. «Я ПОДУМАЛ, ЧТО ЭТО МОЙ КОНЕЦ»
Патрис Мбалула, один из тех, кто был в клубе на сцене, вспоминает, что после того, как загорелся потолок, он пошёл к двери, которая вела к подсобным помещениям:
– Обошёл гримёрку, комнату арт-директора – говорил всем: «Пожар!»
Потом Патрис вернулся к входу в зал.
– Я открыл дверь, чтобы посмотреть, что там происходит, но на меня поплыл чёрный дым.
Молодой человек упал.
– Дышать было невозможно. Я подумал, что это мой конец. Вдруг кто-то схватил меня за плечо и помог подняться. Я укрыл лицо рубашкой и пошёл к служебному выходу из здания, благо помнил, где он находится.

Дым этот, сообщалось, появился после того, как загорелась внутренняя отделка клуба. Информагентства рассказывают о ней со ссылкой на министра общественной безопасности Пермского края Игоря Орлова: стены клуба были отделаны пенопластом – для звукоизоляции (чтобы шум не доносился до жителей соседних домов).
– Плюс была пластиковая отделка, – добавил Орлов.

Независимый юрист Александр Иванов поясняет: эти горючие материалы должны были быть обработаны противопожарной пропиткой. А сотрудники пожнадзора обязаны проверять, что это действительно так. Впрочем, как они это могут делать, мы сказали вначале. Пожарной сигнализации, судя по всему, тоже не было.На неделе сотрудники регионального МЧС ходили с проверками куда только можно. Они выяснили, что нет сигнализации и в «Клубе 7» на ул. Революции. Не работает она в кафе «Хуторок» на Сибирской. Как и «Хромая лошадь», оба эти заведения отделаны горючими материалами, которые не обработаны специальной пропиткой. По крайней мере, владельцы мест отдыха пока не смогли доказать, что это не так. Начались разбирательства. Об этом сообщает пресс-релиз ведомства. Почему он появился только сейчас?ВЫХОДИТЬ ПО ОДНОМУ?
Итак, сначала в «Хромой лошади» появился огонь, потом – отравляющий дым. Казалось бы, должна была начаться эвакуация находящихся в клубе людей.
Но… Уже когда горел потолок, многие думали, что это – часть шоу, рассказал в эфире «Эха Перми» оператор Александр Попов:
– Слова «пожар» никто так и не сказал. Не говоря уже о том, что никто не объяснил, что делать и куда идти.

Когда погас свет, не загорелись табло «Выход». Как говорят те, кто ходил в «Хромую лошадь», их там всегда не было видно.
Один выход, который был (не считая ещё одного служебного), – и тот «работал» не на «полную мощь». Как говорит Попов, была открыта только одна створка двери из двух – и мог пройти только один человек. Поэтому это и сделали немногие.

Как комментирует независимый юрист Александр Иванов, по всем нормам выходов должно быть столько, чтобы люди могли покинуть помещение за пять – десять минут:
– На объектах с массовым пребыванием людей (пятьдесят и более человек) каждые полгода должна проводиться тренировочная эвакуация.

По словам Иванова, в случае когда есть арендодатель, арендатор и пиротехник, которого пригласил арендатор, ответственность за пожарную безопасность несут все трое. Правда, кто что именно должен делать в случае ЧП, оговаривается в договорах между сторонами. Точнее, так должно быть. На деле, признаётся организатор Наталья, она нередко вообще не подписывает никаких бумаг: работает «за наличные». А если нет этих бумаг – как узнать, что надо делать во время нештатной ситуации?

Очевидно, никак. И пожнадзор, видимо, не может (или не хочет) повлиять на эту ситуацию.Патрис Мбалула говорит, что родился второй раз. Человека, который в темноте помог ему встать, он называет ангелом. Родится ли заново наша пожарная безопасность?


Источник: «Пермские новости», специально для «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Хромая лошадь