Делить рубли?

Текст: Михаил Данилович
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»
Не будет такого, что папы и мамы на собрании голосуют, сколько какому учителю дать денег. В этом уверяют сторонники того, чтобы родители влияли на оплату труда школьных педагогов. Если быть точным, власти предлагают делать это не родителям, а управляющим советам (в их составе – и родители) – они могут придумать критерии, по которым будет начисляться стимулирующая часть зарплаты учителей.

Новая система оплаты труда (НСОТ) педагогов появится во всех школах края первого января. Кроме стимулирующей зарплата будет состоять из базовой части. С ней всё понятно: сколько получит учитель, зависит от того, как много он проведёт уроков и сколько детей будет числиться в классах.

Кроме того, в школах появится список критериев, например, таких, как «количество конкурсов, грантов, в которых принял участие педагог», средний балл его выпускников на ЕГЭ, «количество учащихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах разного уровня». Чем больше всего этого – тем больше станет стимулирующая часть. На неё пойдёт тридцать процентов школьного фонда оплаты труда.

Управляющие советы (УС) смогут сделать с этим списком всё что угодно: оставить без изменений, дописать или переписать. «Ведь главные заказчики образования – это родители», – твердят чиновники.

Чтобы объяснить, что делать членам УС после нововведения, департамент образования Перми последние две недели проводит для них семинары. Корреспондент «ПН» побывал на одном из них и увидел, что папы и мамы как могут открещиваются от новых полномочий.

«ОНА ХОРОШАЯ. НО ТАК НАС НЕ ЛЮБИТ!»
Большой зал Дома учителя заполнен наполовину. Ведёт семинар член стратегической группы по реализации комплексного проекта модернизации образования на территории Пермского края Илья Бочаров. В начале он просит высказаться каждого о самой идее: должны ли родители влиять на зарплату учителей.

Большинство педагогов выступают «за». «Должны родители участвовать в делах школы», – медленно проговаривает слова одна учительница. Видимо, намекает на то, что папы и мамы обычно редко появляются в стенах альма-матер своих детей.

Почти все родители высказываются против нововведения. Они сходятся на том, что, в принципе, доплачивать учителю за любовь к ученикам нужно – но как эту любовь измерить?

Сделать это можно, уверен Илья Бочаров. Член стратегической группы пересказывает то, что поведал ему знакомый о своём ребёнке: «О старой учительнице он говорил: «Она нас так любит, так любит!» А о новой отзывается: «Она хорошая. Но так нас не любит!» Поэтому, уверен Бочаров, папы и мамы имеют представление о педагогах всегда.

ГЛАВНОЕ – ПОДПИШИТЕ!
Представление о том, какими должны быть учителя и чему они должны учить, продолжает Бочаров, и надо «перевести» в критерии. Причём, мол, задача родителей – лишь в общих чертах сказать педагогам о своих желаниях. Конкретные формулировки те могут придумать сами.

Управляющий совет может также решить, как часто будут меняться критерии: раз в четверть, полугодие или год.

Но переубедить публику было сложно. Кто-то даже сказал, что родительская активность будет на самом деле формальной: «заказчики образования» лишь подпишут то, что им предложит администрация учреждения. По мнению Бочарова, поставить автограф – немало, это уже что-то, при этом есть надежда, что родители «втянутся».

Другой риск, считает уполномоченный по правам ребёнка в Прикамье Павел Миков, заключается в том, что родители начнут манипулировать учителями. Об этом говорили и участники семинара: «Более строгий педагог учит лучше, но результаты его работы видны не сразу!» Остаётся «уповать» на то, продолжает Миков, что критерии будут приниматься коллегиально – личные конфликты «растворятся» на общем фоне.

КРАЙНИЕ – РОДИТЕЛИ
Детский омбудсмен также опасается, что управляющий совет нарушит коммерческую тайну: он будет не только придумывать критерии, но и подписывать бумаги с информацией, кто какую именно зарплату получит. Кому родители захотят рассказать об увиденных цифрах?

В гимназии №3, которая участвовала в эксперименте по внедрению НСОТ, стимулирующую часть оплаты труда, учитывая мнение родителей, уже считают. По словам председателя управляющего совета Ольги Корчагиной, лист с перечнем того, у кого какие зарплаты, может видеть только она.

Учителя гимназии и родители не один раз собирались и обсуждали, за что надо поощрять педагогов. В итоге чиновничий список критериев изменили. «Лишнюю» копейку педагоги получают за «наставничество», «сохранность и внешний вид кабинета» и даже «сформированность компонентов учебной деятельности у учащихся начальной школы».

На семинар, на котором был корреспондент «ПН», пришли и юристы. Они отметили, что статус УС нигде точно не прописан – как такой орган может принимать решения о зарплате? Бочаров признал, что этот вопрос «мало проработан». Будет ли проработан вообще?

Не вдаваясь в юридические тонкости, отмечу, что решения УС утверждает учредитель школы – департамент образования. Точнее, до сих пор утверждал. А если больше не захочет?

При этом ответственность за образование, которое получают дети в школе, теперь, получается, ложится и на родителей.

Принимать её на свои плечи или нет – каждый решает сам.


Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Пермские новости