Нетрезвая жизнь Соликамска после 18:00

Текст: Людмила Климова
Иллюстрации: «Наш Соликамск»
Среда. Вечер, далеко еще не поздний. Рейсовый автобус «Соликамск-Березники», на дверях — объявление: «С пивом вход запрещен». В салон вваливается откровенно нетрезвый гражданин средних лет с бутылкой слабоалкогольного наперевес, плюхается на сиденье у окна. Кондуктор — молодая девушка — сердито предупреждает: «С пивом нельзя. Выходите из салона, поедете следующим рейсом». В ответ — полуматерное бурчание: «Ты, …, не наезжай! Я с работы, …, че, не имею права домой, …, ехать? Я и так, …, устал, ты еще тут…».

"С 1991 года более половины смертей россиян в возрасте от 15 до 54 лет вызваны неумеренным употреблением алкоголя. В результате средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет около 60 лет — на 14 лет меньше, чем у жителей Европейского Союза, сейчас уровень смертности в России сопоставим с экваториальной Африкой. Из-за алкоголизма в стране отмечен один из самых высоких в мире уровней сердечно-сосудистых заболеваний и болезней печени. Также высок процент самоубийств и несчастных случаев со смертельным исходом, главная причина которых — алкоголизм" - Эксперты ООН, доклад «Россия перед лицом демографических вызовов», октябрь 2009 года.

Самое «прозаическое» подразделение УВД — милиция общественной безопасности. Как правило, именно они первыми сталкиваются с семейными скандалами, плавно переходящими в мордобой, с уличными грабителями (если пострадавшие сообщают о них «по факту ограбления»), с наотдыхавшимися по окончании трудового дня до состояния недвижимости горожанами, с должниками, «забывшими» вовремя оплатить выписанный штраф…

Два вечера мы — две Людмилы, журналист и фотограф «Нашего Соликамска» — дежурили вместе с нарядом ППСм. Совсем недолго… Но этого хватило, чтобы увериться: после шести часов вечера наш город превращается в филиал некоего театра абсурда, в котором было бы, безусловно, смешно, когда бы, цитируя классика, не было так грустно.

ДОЛЖНИК ДОЛЖНИКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА?
«Дежурный» вечер пятницы «наш» наряд начинает с объезда всевозможных должников — злостных неплательщиков, как правило, совершенно смешных по суммам штрафов. Сами сотрудники ППСм никакие долги, естественно, не взыскивают — сопровождают судебного пристава. Люди у нас, как известно, разные: один сразу деньги несет, второй, дай бог, если в лицо не настучит…

У соликамских должников, судя, по подборке повесток в папке судебного пристава, есть свои ареалы обитания. На Клестовке, например, в некоторых домах, те, кто «забыл» вовремя расплатиться за превышение скорости или распитие спиртного в общественном месте, живут не то что в каждом подъезде, а вообще чуть ли не на каждом этаже.

— Вот так вот набегаешься по этажам — поневоле похудеешь, — смеются милиционеры.
— А лифт зачем? — недоумеваю я в ответ. — Вот же девятиэтажка, можно пешком не ходить…
— А смысл? Если почти на каждом этаже должники?

С долгами, кстати, судя по рассказам, вообще доходит до смешного: кто-то вообще не может вспомнить, когда и что он нарушал, и куда после этого дел квитанцию, а кто-то из-за собственной лени, что называется, «попадает по крупному»:
— Вот товарищ сейчас сам себе проблему создал, — рассказывает мне старший наряда, прапорщик Андрей Высотин. — Мы зашли, а там не только должник перед ГИБДД дома, а еще и мама его тоже — серьезная такая дама… Узнала про штраф — и тут же ему объявляет: «Раз так, с завтрашнего дня на работу ты ездишь на автобусе, а я — на машине». А заплатил бы вовремя, не было бы проблем…

ЧЕГО НЕ ПОМНЮ — ТОГО НЕ БЫЛО?
Едва не целый час мы терпеливо стоим возле многоподъездного дома на Красном бульваре, в ожидании пристава наблюдаем за, так сказать, окружающей действительностью. В двух шагах от машины ППСм сидит на лавочке у подъезда дедушка, мимо активно гоняет на велосипеде его совсем юный внук… Полная идиллия — и тут из подъезда рядом буквально вываливается расхристанный гражданин сильно нетрезвого вида. Некоторое время наблюдаем за его пируэтами, потом водитель не выдерживает, звонит он на мобильный старшему: — Тут товарищ вообще никакой, того и гляди рухнет.

Однако пока Андрей вместе с приставом возвращается от какого-то из должников, «никакой» товарищ успевает неверным шагом скрыться за горизонтом… Правда, ненадолго. При виде его, возвращающегося во двор с бутылкой наперевес, вспоминаю давний разговор с украинским гаишником: «Що ему ще норма, то мне — вже смерть…».

Милиционеры пытаются выяснить у перепившего клестовчанина, в каком подъезде он живет и куда вообще направляется, а я, стоя у машины, слушаю бурчание сердобольного дедушки на лавочке:
— И чего пристали к человеку вообще? Подумаешь, выпил, он же тут недалеко живет, не имеют права они его забирать никуда… Это вообще сосед мой, я его знаю. Ему все равно на работу завтра, проспится еще…

«Соседа», насколько я вижу, никто никуда забирать не собирается — провожают до подъезда, с трудом уточняют номер квартиры (потом выяснится, что туда все равно пришлось бы идти — сын «работника» задолжал приставам) и аккуратно впихивают в дверь. Дедушка, правда, бурчать все равно не перестает — возмущается себе под нос, что «им план надо делать, вот и цепляют всех подряд». Спорить мне с ним решительно не хочется, хотя, наверное, стоило бы: насколько я помню статистику и криминальные сводки, больше всех «попадают под раздачу» на вечерних соликамских улицах именно пьяные — легкая добыча для хулиганов любого масштаба.

«Сегодня наблюдается значительный рост преступлений против личности, совершенных из хулиганских побуждений. Настораживает то, что группы молодых людей на улицах нашего города совершенно беспричинно наносят побои или причиняют телесные повреждения прохожим. Чаще всего жертвами оказываются… подвыпившие мужчины или слабые женщины, которые, как правило, даже не запоминают примет своих обидчиков…» - Елена Емельянова, дознаватель ОД УВД.

ИЩЕТ МИЛИЦИЯ…
Сидеть в машине «просто так» скучно, вот и подслушиваю потихоньку — что делается в других районах города. Про Соликамск как-то ничего не говорят, зато по Боровску, судя по всему, без приключений не пройти:
— По проспекту Строителей грабеж. Примите ориентировку: молодой человек в синей куртке, штаны черные, возможно, спортивные, на голове — кепка, рост 150 сантиметров, может быть, чуть повыше. Сразу же убежал в парк.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс