"Стройка на костях" в Березниках. Православная позиция

«Что мы можем решить? Если в прошлый раз в том же состоянии были, как и в этот раз. Как не было, так и нет заключений ни от прокурора, ни от следственного управления. Документы 55-го года нам ничего не дают. Карта 1937-го года – да, но там даже нет четких границ кладбища. Но если тридцать человек свидетельствуют, что там было кладбище, этого уже достаточно, чтоб сказать, что это было так. Более того, на сегодняшний день любое мое слово, сказанное журналистам, даже в эфир, никуда не пускают. То есть информация о мнении православной церкви тормозится и закрывается», - заявил отец Пётр, благочинный Северного округа Пермской епархии на третьем, ставшем уже, благодаря решению поддержать инициативу о проведении публичных слушаний, заседании межведомственной комиссии по разрешению ситуации…, словом, «комиссии по костям».

Это – единственное высказывание представителя Русской Православной Церкви по волнующей город Березники теме. Точнее сказать, единственное, высказанное публично. Впрочем, ещё более точно – единственное, вырвавшееся из кулуаров. Прорвавшееся к людям. И прорвавшееся только потому, что приснопамятное, третье заседание «комиссии по костям» было открытым. И на нём присутствовали не только члены комиссии и березниковские чиновники, не только придворная пресса, но и несколько заинтересованных представителей березниковской общественности и «Иная газета». Впрочем, непридворная, а будто бы независимая березниковская пресса тоже на том заседании присутствовала.

Но ни единого слова православного священника по волнующей город Березники теме не было ни в традиционной печати, ни в традиционном эфире.

К православному вероисповеданию себя и своих детей относят 150 000 жителей города Березники. Не фанатично, не истово, не особо соблюдая каноны и обряды, но относят. Себя к православию. Считают себя православными. Но мнение Православной Церкви до них не доносится. Они хотят его знать, это можно видеть даже по комментариям на нашем сайте, но узнать не могут. Ни разу, с самого начала этого скандала. Есть, согласитесь, в этом не то, чтобы странность, а совершенная неправильность.

Мнение Андрея Мотовилова о том, что это вопрос не только экономический, но и связанный с вопросами нравственными и этическими, - звучало. Мнение музейного искусствоведа и от имени Совета ветеранов звучало. Мнение представителя мусульманской общины звучало. По телевизору, в газетах, в официальных сообщениях муниципалитета. А мнение православного священника, мнение Церкви, которая, собственно, и призвана трактовать для православных людей, для 150000 жителей Березников, вопросы нравственные и этические - нет. Не звучало. Даже когда оно было высказано при большом стечении народа и прессы, на третьем заседании пресловутой комиссии.

Справедливости ради замечу, что после того заседания к отцу Петру обращались за комментариями журналисты телекомпании «Астер» и «Металлурга», но отец Пётр сказал, что уже всё сказал раньше и теперь не будет давать интервью. Журналисты особо не настаивали. Впрочем, гораздо любопытнее, что накануне того заседания буквально с полосы одного из местных изданий был снят (говоря проще – не допущен к печати) комментарий отца Петра по ситуации. А ещё любопытнее, что в самые первые дни после начала скандала и создания этой межведомственной комиссии, в которую был приглашён войти и отец Пётр, подробное интервью у священника взяло Березники-ТВ (то, которое, принадлежит «Уралкалию»). В эфир оно не попало и, готов поспорить на ваши тридцать серебряников, не попадёт.

Именно эти интервью имел в виду отец Пётр, говоря, что «уже всё сказал». Именно их имел в виду благочинный, говоря, что его слова «никуда не пускают».

Православному священнослужителю не дают слова? То есть, слово-то сказать дают, да тут же и ловят как воробья и в клетку? В, почитай что, самой сердцевине России? В русском городе Березники?

Кстати, когда ИнГа по вечной своей приязни к свободному распространению информации заинтересовалась этим противоречием, то в беседах с православной паствой попутно выяснилось, что последние пять лет в Березниках ознаменовались не только разгулом известного «местного движения» под зелёным листочком, но и тем, что местные власти самым прямым образом, под самыми разными предлогами препятствовали строительству в Березниках православных храмов. Включая тот самый, в сквере Первостроителей, где уже и место было освящено, и крест поставлен, и отслужили литургию. Со стороны-то казалось, что это наше березниковское православие ленится, ан нет, оказалось, препятствия чинят.

Да Бог с ними, с церквами, то храмы Божии, Он сам за себя постоит. Но что же такого этакого сказал отец Пётр, благочинный Северного округа Пермской епархии по поводу строительства жилого комплекса «У пруда», если мнение это подвергнуто было умолчанию? Догадаться, собственно, не так уж и сложно – если берхарактерные власти замалчивают, если мнение православного священника не звучит, значит это мнение, как минимум, не в поддержку властей. Как минимум, не в поддержку. Поскольку главная идеологема нынешнего режима местного управления – кто не с нами, кто не поёт по нашим нотам, не дует с нами в одну дуду, тот против нас.

Кто не с ними, тот против них? Ну-ну. Богоборцы нашлись.

Для «Иной газеты», впрочем, отец Пётр исключения не сделал и повторять «уже сказанное» для публикации в нашей газете не стал. Ибо похоже это было бы на дешёвый пиар, на искание славы и тщение пробиться сквозь выставленные заслоны и кордоны. А ни славы мирской, ни дешёвого пиара, ничего такого прочего Русской Православной Церкви на православной земле не требуется.

Тем не менее позиция Русской Православной Церкви по волнующему город Березники вопросу имеется, и выяснить её не составило больших затруднений. Благо, она всего лишь соответствует канонам православия, и озвучивалась ранее, и подтверждена на уровнях епархии и патриархии.

На кладбище, на захоронениях строить нельзя. Потому что жить там нельзя. Потому что людям в таких местах жить плохо. Церковь не протестует и не устраивает пикетов, и не вмешивается в мирские дела, например, что делать с миллионами вложенных в строительство рублей, она просто высказывает свою точку зрения: нельзя. Спросили бы раньше, раньше бы получили такой ответ. Стали интересоваться мнением РПЦ теперь (понятно почему – потому что появились доказательства обнаружения останков, дело получило огласку, случился общественный резонанс, а вопрос, как сказал Андрей Мотовилов, нравственный и этический), ответ не изменился.

Было ли кладбище на месте стройки? В начале статьи уже приводились слова отца Петра, сказанные открыто, на третьем заседании «межведомственной комиссии по разрешению вопроса…». На том самом заседании, на котором комиссия поддержала идею проведения публичных слушаний.

На вопрос Вашего корреспондента (после того заседания), примет ли отец Пётр участие в тех публичных слушаниях, благочинный ответил: «Да, конечно». На вопрос, будет ли на тех слушаниях высказано мнение Православной Церкви (если уж в прессе оно не звучит), отец Пётр также ответил утвердительно. «А если не пригласят?», - спросил Ваш корреспондент. «Пригласят», - ответил отец Пётр.


Автор – главный редактор «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Фото автора

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс