Пост для березниковских медсёстер

Фото: Вадим Белов
Для постовых медсестер в отделениях стационаров березниковских больниц пост – и место работы, и образ жизни, и даже способ питания. Потому что, как говорят, «если работать на одну ставку – есть нечего, а на две – некогда».

Оклад медсестры высшей категории, даже вместе с надбавками за многолетний непрерывный стаж и вредные условия труда, составляет 4880 рублей. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Пермском крае утверждена в сумме 5901 рубль.

Марина Салаурова работает в онкологическом отделении уже, страшно подумать, 30 лет. С тех самых пор, когда пришла сюда после окончания Березниковского медицинского училища в 1979-м году. Сейчас она – старшая медсестра отделения и очень переживает за «своих девчонок», рядовых медсестер, которым за их очень ответственный труд платят так, что выживать почти невозможно. Именно Марина Григорьевна позвонила нам в редакцию и рассказала о том, как были обмануты ожидания медсестер на то, что жить им с принятием городской целевой программы станет хоть немного легче.

«МОЖЕТ, НАМ ТОЖЕ ЗАБАСТОВАТЬ?»
Напомним: хирургам городских больниц с нового года сняли доплаты за переработку, весной они написали коллективное письмо в городскую администрацию с требованием вопрос с зарплатой решить, иначе дело может дойти и до забастовки. Городские власти, надо отдать им должное, проблемой обеспокоились и даже создали рабочую комиссию, итогом работы которой стало принятие городской целевой программы по осуществлению дополнительных денежных выплат врачам-хирургам и анестезиологам-реаниматологам. Нашлись и средства на выплаты, тем более что уже с 1 июля начал свою работу региональный проект «Хирургия», и доплачивать хирургам, реаниматологам, медсестрам оперблоков и перевязочным сестрам за сверхнормативное рабочее время стали уже из средств краевого бюджета.

Только вот почему-то постовых медсестер это не коснулось.

– Зарплату нам не повышали уже три года, – рассказывает Марина Григорьевна. – Цены за это время, а, значит, и стоимость жизни – коммунальных услуг, продуктов – выросли. Когда повысили МРОТ, санитаркам стали доплачивать (у них ставка чуть больше 1600 рублей, теперь им должны платить не менее 4330 рублей). И зарплата санитарок фактически сравнялась с зарплатой начинающей медсестры и даже начинающего врача. Разве это правильно? Разве можно сравнивать ответственность медсестры и санитарки? А в онкологическом отделении, кроме прочего, еще и моральная нагрузка очень велика: часто приходится успокаивать больных, особенно тех, кто недавно узнал о своем диагнозе, гасить истерики, уговаривать лечиться. Раньше для работающих в онкологии шла «вредность» по 2-й сетке, но с 1999 года и ее сняли. Есть доплата за тяжелые условия труда – 15 процентов, хотя раньше была вдвое больше – 30. Работа у нас напряженная, все койки в отделении заняты. Больных прибавилось, а оплата все та же. И за ночные часы доплачивают только 50 процентов, хотя раньше была 100-процентная надбавка.

В результате медсестра высшей категории, с опытом, а таких у нас в отделении большинство, вместе с доплатами за стаж и вредные условия труда едва зарабатывает на одну ставку 4,5 тысяч рублей. А начинающие медсестры и того не зарабатывают, им, как правило, доплачивают до 4330-ти, как санитаркам. Как выжить на эти деньги, если учесть, что большинство наших медсестер одни воспитывают детей? (В нашем отделении, например, мужья есть только у пяти из 14-ти сестер отделения, а дети – почти у всех). Кто берет лишние суточные дежурства, кто по домам массажем подрабатывает, кто уколы ставит… Некоторые просто живут на работе, вырабатывая за месяц вдвое больше положенного рабочего времени. Может, нам тоже забастовку устроить?

По информации горздрава, средняя зарплата медсестер в стационарах Березников составляет сейчас 8676 рублей. Можно посчитать, сколько работает каждая из них в среднем, если учесть, что на одну ставку больше 4,5 тысячи не заработаешь…

ТО МРОТ РАСТЕТ, ТО НСОТ ИДЕТ
Как тут не вспомнить слова заместителя главы города Александра Бобкова еще в конце прошлого года, при принятии бюджета на 2009 год, так успокаивавшего тревоги березниковцев из-за сокращений в больницах: «С одной стороны, мы как раз и занимаемся сейчас тем, чтобы на зарплате работающего персонала нынешнее сокращение не отразилось. С другой – мы говорим о персонале, который должен работать, и работать качественно. О каком качестве может идти речь, когда человек работает на 2 ставки? То есть понятно, это не от хорошей жизни. Понятны и условия, к этому приводящие. Но в то же время, очевидно, что качество работы мы теряем. Не может человек с одинаковым качеством работать по 14 часов подряд. Если говорить о техническом персонале, то, с учетом повышения МРОТ, реальная заработная плата у них не уменьшится. Со специалистами сложнее. Поэтому следующие наши шаги будут направлены на то, чтобы улучшать материальное благополучие специалистов, которые качественно выполняют свои обязанности по основному месту работы. Эта задача возложена на руководителей учреждений, которые обязаны грамотно распределять функциональные обязанности и объемы работ между персоналом и эффективно применять меры стимулирующего характера».

Видимо, прибавить к этому особо нечего, поскольку и в теперешнем, полученном на прошлой неделе ответе городской администрации на наш запрос значится успокоительное: «При переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) в бюджетных учреждениях главный врач будет иметь право на оценку труда сотрудников своего учреждения, и доплаты будут производиться с учетом интенсивности труда и качества выполняемой работы».

То есть заботливые наши власти переложили «эту задачу» на плечи руководителей учреждений. Но распоряжаться главврач может только так называемым надтарифным фондом, который остается в распоряжении лечебного учреждения после уплаты по всем обязательным расходным статьям (коммунальные услуги, зарплата, лекарства, расходные материалы и прочее). А поскольку тариф на этот год (те средства из фонда обязательного медицинского страхования, которые направляются на счет больницы за поставляемые ей услуги по лечению застрахованных лиц) и так занижен, то и надтарифный фонд настолько мал, что смешно и говорить о нем.

«МОГУ ПО 150 РУБЛЕЙ ДОБАВИТЬ»
Постовые медсестры хирургических отделений обратились с коллективным письмом в свой профсоюз, однако на заседании комиссии по трудовым спорам, состоявшемся на прошлой неделе в горбольнице № 2, главврач только развел руками: «Да, с 1 сентября будет работать этот НСОТ. Но я могу добавить вам только по 150-200 рублей, больше не получится…» Правда, медсестрам пообещали доплачивать за ночные часы не 50 процентов, а 100.

Пообещали разобраться и с главной их обидой – почему постовых медсестер хирургических отделений не включили в список участников краевого проекта «Хирургия», если они готовят больных к операциям, выхаживают их в послеоперационный период, особенно после обширных вмешательств? Выяснилось, что в приказе краевого министерства здравоохранения они есть, а вот в приложении-перечне самого закона о доплатах этих должностей их нет.

Почему-то всегда находится множество причин, по которым медсестрам, или, скажем, библиотекарям, никак нельзя платить зарплату на уровне хотя бы достойной бедности. (Потому что и те средние медсестринские 8,6 тысячи рублей, которые получаются, если работать на износ, – все равно меньше прожиточного минимума, если отважиться содержать одного ребенка).

Парадоксально, но почему-то всегда эти причины нам объясняют чиновники, которые садятся после работы в свои иномарки и едут в свои загородные дома, хотя получают зарплату вроде бы из того же самого бюджета, в котором «так мало денег»…


Источник: березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс