ЕГЭ испытан

Редкая тема обсуждалась березниковской общественностью (прежде всего – на единственной доступной и открытой общегородской дискуссионной площадке, Березниковском Форуме) с таким же интересом и интенсивностью как введение Единого Государственного Экзамена в качестве всеобщего и обязательного, а также как основного способа приёма в вуз. Много клавиатур было сломано в запале, много слов сказано, причём позиция защитников ЕГЭ выглядела заведомо слабее. Трудно спорить с тезисом, что «раньше было лучше». Впрочем, теперь судьба ЕГЭ от доказательной базы и умения вести дебаты не зависела, его (ЕГЭ) ввели. Причём главное испытание для системы ЕГЭ произошло не в школах, результаты школьных выпускных экзаменов и раньше мало сказывались на будущих карьерах выпускников. Главным испытанием должны были стать результаты поступления в вузы. И стали.

Первый опыт поступления в высшие учебные заведения по результатам единого госэкзамена (ЕГЭ) позволяет сделать как минимум два интересных вывода, пишут по этому поводу “Ведомости”. Во-первых, концентрация «хороших» абитуриентов в нескольких престижных вузах резко выросла, а в вузах среднего уровня качество будущих студентов стало еще ниже. Во-вторых, молодые люди не послушали предостережений министра образования о будущей невостребованности юристов и экономистов. Именно эти специальности пользуются ажиотажным спросом.

Многие бесплатные места в элитных вузах (ВШЭ, МГУ, МГТУ), отмечает издание в редакционной статье, были заняты ещё до конкурса победителями всероссийских предметных олимпиад и обладателями льгот — инвалидами, сиротами, демобилизованными солдатами и т. д. Пока на 55 бюджетных мест факультета журналистики ВШЭ по конкурсу прошли всего 10 абитуриентов; на 247 мест факультета менеджмента — 25. На экономическом факультете МГУ на 225 бюджетных мест по конкурсу пока поступили 147 абитуриентов.

Даже блестяще сдавшим ЕГЭ попасть на бюджетные места самых популярных вузов крайне трудно. Юноши и девушки, получившие 350 баллов из 400, пока не проходят на журфак ВШЭ; на историческом факультете МГУ в очереди на бесплатное место оказываются абитуриенты, набравшие 272 балла из 300. Отчасти проблема вызвана тем, что многие абитуриенты подали документы в разные вузы или на разные факультеты одного университета и академии. (Например, каждый из 8000 абитуриентов ВШЭ подал в среднем по три заявления.) Инвалиды — на два.

Нынешняя приемная кампания выявила еще одну тенденцию, отмечает издание. Абитуриенты не вняли пророчеству министра науки и образования Андрея Фурсенко о бесперспективности обучения экономическим и юридическим специальностям. Молодые люди валом пошли именно на них. Например, в Российском государственном социальном университете для поступления на факультет антикризисного управления нужно было набрать по трем предметам ЕГЭ 233 балла, на факультет международной экономики — 245, а на факультет физико-математического образования — 140. Чтобы поступить на факультет двигателестроения Московского авиационного института (МАИ), достаточно 176 баллов по трем дисциплинам, на факультет авиатехники — 180 (это троечные результаты). Хорошо ли будут летать через 10-15 лет отечественные самолеты?

Высокий балл по ЕГЭ не всегда гарантирует поступление талантам из провинции из-за недостатка мест в общежитиях некоторых вузов. Одаренные дети из семей с малым достатком вынуждены покидать престижные вузы, оставляя места сверстникам из Москвы и тем, чьи родители способны решить жилищные проблемы на период учебы.

Многие абитуриенты и их родственники недовольны новой системой приёма в вузы. Обнаружившиеся неурядицы обязательно вызовут новый поток требований отменить ЕГЭ и связанный с ним порядок поступления. Вопрос в том, стоит ли торопиться возвращаться к прежней процедуре вступительных экзаменов и можно ли избежать ажиотажа. Вузы должны усовершенствовать процедуру приема документов и публикации списков потенциальных студентов. Но дело не только в институтах и академиях. Нынешние проблемы с поступлением, по мнению экспертов, показали, что право внеконкурсного поступления для победителей олимпиад и льготников стоит ограничить одним, максимум двумя учебными заведениями. В остальные они должны поступать на общих основаниях. Преимущества при поступлении целесообразно заменить льготным кредитом, часть которого списывается при успешном окончании курса. Сами абитуриенты и их родители должны объективно оценивать познавательные способности, определять приоритеты и не превращать поступление в ковровую бомбардировку документами приемных комиссий.

Резкие различия в баллах абитуриентов в разных университетах — это еще один сигнал государству о необходимости избавиться от массы вузов, которые не дают качественного образования. И еще один очевидный вывод: власть и общество должны задуматься о стимулах повышения престижа инженерных и педагогических специальностей.

Подготовил: Антон Пятница
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


вузы