Леонид Парфёнов - антигламурный метросексуал

Пермь в очередной раз посетил бывший «энтэвэшник», ведущий некогда культовой программы «Намедни» Леонид Парфёнов. До съёмок фильма «Хребет России» он делал это инкогнито, приезжая к нам за репортажами из Мотовилихи или для того, чтобы по заказу немецкого ТВ художественно сплавиться по Каме. Однако нынешний визит новоиспечённого писателя носил вполне официальный характер. Поводом для приезда столичного журналиста стала презентация второго тома книги «Намедни. Наша эра. 1971–1980».Первый, посвящённый 1961–1970-м годам, вышел в 2008-м и был признан книгой года. Представляя свою энциклопедию, Леонид Геннадьевич делал это настолько талантливо, темпераментно и «вкусно», изображая в лицах то Эдиту Пьеху, то Муслима Магомаева, то Михаила Жванецкого, что оба тома (по тысяче за штуку, между прочим) вмиг расхватали. Девушки выстроились к харизматичному автору в очередь за автографами. «Вы, прям, сам как Магомаев!» – пошутил кто-то в толпе. Но, как признался Парфёнов, лично пропиарить свою книгу его пригласили лишь несколько городов – Самара, Санкт-Петербург, Киев, Минск. В Пермь Леонид приехал по личному приглашению своего давнего друга Алексея Иванова. Кстати, в этом году «дважды Геродота социалистического труда», как окрестил Парфёнова автор «Сердца Пармы» и «Золота бунта», назвало «своим» Пермское землячество, вручив специальный значок.

В ПЛАНАХ – КУБА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
- Леонид Геннадьевич, как продвигается работа над вашим совместным с Алексеем Ивановым фильмом об Урале?
– Сейчас монтируем первую часть. Признаюсь, что к вам я приехал не только ради презентации книг. Вчера в Кунгуре были досъёмки «Хребта России». Видите, весь искусан мошкарой. Должны были сделать облёт карстовых воронок на воздушных шарах. Раза четыре, наверное, до этого специально приезжали в Кунгур, и каждый раз всё срывалось из-за погоды. Но шестьдесят съёмочных дней на Урале были одним из главных для меня событий прошлого года. Видимо, всё лето и пройдёт в монтаже. Осенью должны выйти все четыре части ленты. В ноябре – третья часть книги «Намедни. Наша эра. 1981–1990». Четвёртая и пятая части, посвящённые 90-м и 2000-м годам, увидят свет в 2010-м. В последнее время так получается, что каждые полгода у меня выходит или фильм, или книга.

– В этом году вас взволновали Урал и Гоголь. Кто на очереди?
– Начинаю делать фильм о Зворыкине – создателе телевидения, эмигрировавшем в США. Он – изобретатель кинескопа, который настаивал, что будущее – за электронным способом передачи изображения на расстояние… Ещё есть планы сделать фильм про Кубу.

– Не жалеете, что сменили микрофон на диктофон и перо?
– Надорванный волчий билет мне выдали не по моей воле. Случилось то, что случилось. Однако то, что зачастую творится на нашем ТВ, не лезет ни в какие ворота. Я ненавижу, когда говорят о духовности! И телевидение, кстати, не обязано быть духовным. Оно должно быть таким, чтобы его хотели смотреть. Оно должно отвечать потребностям. А потребности сегодня таковы, что телезрителям хочется «Кривого зеркала» и «Аншлага». Но нельзя хамить людям и говорить, что они не доросли до чего-то. Все попытки насадить духовность, как картофель при Екатерине, ни к чему не приводят. Есть, в конце концов, твой собственный профессиональный выбор. Не все газеты – жёлтые. Не все журналы – глянцевые. Не всё телевидение – сугубо развлекательное. Однако факт, что мы перестали быть читающей страной. А когда страну спросили, что она хочет читать, ответила, что про свадьбу Димы Билана и беременность Алины Кабаевой. Вот и заполнили наши киоски таблоиды – печать для консьержек. Тем не менее надо стараться увлечь зрителя. И именно в программе «Намедни», мне кажется, удавалось сочетать и качество журналистики, и массовость интересов к этим нашим попыткам. Сейчас я то же самое пытаюсь делать в своих фильмах и книгах.

Для меня государственное телевидение – это горячий снег. Такой же абсурд. Лично я как ушёл из госсектора в 98-м году, так, надеюсь, никогда больше туда и не вернусь. Моё глубокое убеждение: телевидение должно быть частным! Что же касается себя, то скажу по секрету: у меня есть ощущение, что я ещё буду работать в эфире регулярно.

«ГОРЖУСЬ ДИПЛОМОМ ЮНКОРА!»
– Чем вы занимались в безвременье, когда уже ушли с телевидения, но ещё не примкнули к пишущей братии?
– Чем занимался? Встречался с Березовским!
– А с Абрамовичем?
– И с ним тоже, но позже. Раз, кстати, он пригласил меня к себе в Лондон на матч «Челси». Его подопечные выиграли. Счастье было безмерным.

– Вы так любите английский футбол?
– Нет, я вообще футбол не люблю. И хоккей, между прочим, тоже.

– Есть достижения, которыми вы гордитесь исключительно как пишущий журналист?
– Безусловно. К примеру, в 1973 году, когда мне было пятнадцать лет, в «Артеке» я получил диплом юнкора «Пионерской правды»! Чем не достижение? (Смеётся.) Ну а если серьёзно, то мы первые и единственные на просторах родной страны сумели взять интервью у Михаила Ходорковского, которое тут же перепечатали 53 издания мира! Когда Земфира выпустила новый альбом, я лично брал у неё интервью. Мне нравится эта девушка. На мой взгляд, она передаёт нерв времени. Отсюда и резонанс её первых альбомов. Когда я впервые услышал её хит «У тебя СПИД», подумал: «Э, матушка, такое в нашей стране ни за что слушать не будут!» Но она смогла пробить стену…

– Почему вы ушли из русской версии Newsweek?
– Не смог совмещать обязанности главного редактора еженедельного журнала со съёмками кино и написанием книг. Надо же было пять дней в неделю ходить на работу!

– Так вы были не номинальным главным редактором, как, скажем, Андрей Малахов, у которого якобы есть свой журнал «Star Hit»?
– Ну что вы! Мы делали двадцать полнокровных и серьёзных материалов в неделю. И я сам лично брал многие интервью.

– Вы помните свою первую серьёзную публикацию?
– Ещё бы! Она была опубликована в питерской молодёжке «Смена» в рубрике «На соискание Государственной премии». Я пытался написать что-то внятное о фильме Сергея Соловьёва «Сто дней после детства». Кстати, редактором газеты в то время был – догадайтесь, кто? – Геннадий Селезнёв, а куратором от обкома комсомола – Валентина Матвиенко, нынешний губернатор Санкт-Петербурга!

ДРУЖИЛ С БАШЛАЧЁВЫМ И ЛИСТЬЕВЫМ
– Говорят, вы дружили с рок-бардом Сашей Башлачёвым?
– Да, мы были очень дружны в детстве. Наши бабушки жили в одной деревне, куда мы приезжали на лето. Мы выросли на одной музыке, недаром меня потом обвинили – цитирую – «в пропаганде панков, раков и дисков».

– Прошло четырнадцать лет со дня смерти Влада Листьева. Вы с ним были знакомы?
– С Владом мы дружили. Я неоднократно бывал в той квартире, где он жил, и в том подъезде, где всё и произошло. Скажу больше: я видел его непосредственно в день гибели… Я хотел бы прочитать однажды, кто же всё-таки убил Влада. Но, уверяю вас, там всё гораздо сложнее, чем нам сегодня пытаются представить…

– Вы готовы выкурить трубку мира с вашим бывшим коллегой Евгением Киселёвым?
– Да мы уже её, собственно, выкурили. Отношения восстановлены, мы общаемся. Ещё будучи в «Намедни», я включал его телемостом в две свои последние передачи. И всё-таки былую дружбу уже не вернёшь. Думаю, никто из бывших «энтэвэшников» не сможет ему простить, что он злоупотреблял доверием людей, которые нигде, кроме как у него, не работали.

– Что вас ещё раздражает в этой жизни?
– Раздражают самоуверенные толстые дядьки и тётьки, которые во всё тычут пальцем. А ещё – американская жратва, другого слова, извините, подобрать не могу. Сам я такое никогда не ем и дочерям не позволяю.

– Где предел ваших амбиций?
– На самом деле у меня нет ни амбиций, ни карьеры в настоящем понимании этого слова. Моя работа – водить пёрышком по бумаге. Главное, я убеждён, – сохранить себя в профессии. Ещё Александр Бовин – мой учитель – предостерегал меня: «И не пиши: «Текут мутные воды Рейна». Он боялся, что я уйду в международную журналистику: у меня же базовый язык – немецкий. А вообще-то хотелось бы заниматься профессией, а не совершать подвиги.

– Леонид Геннадьевич, у вас есть заветная мечта?
– Нет у меня никакой заветной мечты. Я человек прагматичный.Леонид Парфёнов – член Академии российского телевидения, лауреат премии Союза журналистов и ТЭФИ-2000, автор телефильмов «17 мгновений весны. 25 лет спустя» и «Место встречи. 20 лет спустя», выходивших на НТВ в цикле «Новейшая история», а также циклов «Намедни. 1961–1991», «Намедни. 1991–2000», телефильмов «Весь Жванецкий», «Жизнь Солженицына», «Век Набокова», «Живой Пушкин», «Российская империя». В июне 2004 года Леонид Парфёнов был вынужден покинуть телекомпанию НТВ, а в декабре того же года стал главным редактором еженедельника «Русский Newsweek», который недавно покинул.Текст: Маргарита Неугодова, «Пермские новости», специально для «Иной газеты»
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика