В крушении авиалайнера всё же виноват экипаж?

Полный отчёт и своё заключение о причинах авиакатастрофы, произошедшей 14 сентября прошлого года в районе аэропорта Перми, опубликовал Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Неожиданностей нет: практически подтверждается «предварительная информация», которая просачивалась в СМИ. Но ещё свою оценку должны дать следователи. А также – американские эксперты.

«Непосредственной причиной… явилась потеря пространственной ориентировки экипажем..., что привело к перевороту самолета через левое крыло… и столкновению с землёй», – говорится в заключении МАК. В нём также отмечаются недостаточная профессиональная подготовка экипажа для такого типа судна; различие в тяге двух двигателей лайнера и наличие алкоголя в тканях командира (подчёркивается, что одна из пассажирок послала знакомым sms-сообщение, в котором говорилось, что господин Медведев говорил как «совершенно пьяный человек»).

МАК провел «разбор полётов», но предупреждает: он не вправе устанавливать чью-либо вину, а лишь нацелен на предотвращение подобных катастроф в дальнейшем.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО СКАЖЕТ СУД
Уголовное дело по факту катастрофы ведётся Главным следственным управлением следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ.

Как только оно закончится, обломки самолета начнут изучать американские эксперты. Это подтвердил корреспонденту «ПН» и Сергей Маленко, представитель двух американских юридических компаний в России, которые представляют интересы Алексея Афанасенкова, чей сын погиб в этой авиакатастрофе. По его словам, подобные расследования могут тянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Но он надеется, что особых задержек быть не должно.

Также Маленко заявляет, что выводы МАК не сильно разнятся с предварительной версией, которую ранее высказывали эксперты из США, в число которых входил, например, бывший председатель национального комитета транспортной безопасности США Джим Холл. Американцы сразу предположили, что причиной катастрофы стал «человеческий фактор»: пилоты могли запутаться в показаниях приборов из-за недостаточной подготовленности в пилотировании этого типа самолетов.

«Из отчёта МАК явствует, что после окончания зарубежных курсов не было даже понятно, может человек летать командиром воздушного судна или только вторым пилотом», – подчёркивает Сергей Маленко. – Впрочем, бывали случаи, когда американские эксперты полностью опровергали официальные заключения». По его словам, в России уже приняты меры по ужесточению требований к подготовке пилотов «Боингов». К аналогичным мерам, по мнению юриста, должны прибегнуть и в США – в рамках подписанного в 97-м соглашения с Россией.

РОКОВЫЕ СЕКУНДЫ
Полный отчёт МАК опубликован на сайте www.mak.ru. В нем цитируются и переговоры экипажа.
Описание последних секунд перед трагедией невозможно читать равнодушно: «…КВС потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте…. Второй пилот, видя такие действия командира, пытался остановить его: «(нецензурное выражение…) ...что мы делаем-то?!..» Однако КВС уже был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23:09:14 он совершает критическую ошибку – резко отклоняет штурвал влево, практически до упора. Самолёт выполняет практически «бочку»… Столкновение самолёта с деревьями, а затем с землёй произошло в 23:09:25».

Итак, МАК своё слово сказал, остаётся ждать вердикта следователей и американских экспертов.

Текст: Андрей Матлин, «Пермские новости»
Илл.: Березниковский форум

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Боинг-737