Налоги под жарким солнцем: что есть "оффшор"?

Солнце, море, песок, фрукты – рай, одним словом. Как для туристов, так и для компаний, ищущих налоговое прибежище. В кризис – особенно. Регистрируйся, плати фиксированную сумму за обслуживание и получай множество налоговых преимуществ – что может быть проще? Тем более, что и зарегистрировать компанию где-нибудь на Сейшельских или Виргинских островах легче легкого. Подобных фирм-посредников великое множество. И хоть G20 решила бороться с оффшорами, они как существовали, так и будут продолжать существовать, уверены эксперты.

Накануне.RU продолжает серию публикаций, посвященных влиянию кризиса на разные страны. На этот раз мы рассмотрим там называемые зоны "вне границ" – так с английского переводится слово "оффшор"

ЖИЗНЬ НА РЕГИСТРАЦИОННОЙ ИГЛЕ
Безусловным "оффшорным" мировым лидером является Великобритания. У этой страны несколько зон: Ангилья, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Монсеррат и Гибралтар. Касаемо последнего, то в прошлом году суд первой инстанции ЕС принял решение о том, что Гибралтар может иметь свою налоговую систему, которая отличается от Великобритании. Кстати, среди британских оффшоров есть те, которые подчиняются не парламенту, а королеве.

Другие популярные среди предпринимателей зоны - Багамские Острова и Белиз. Это карликовые государства. Население Островов, например, всего 307 тыс. человек. И Багамы и Белиз живут за счет туризма (туризм дает 18% ВВП Белиза и 60% ВВП Багамских островов). Остальное - сельское хозяйство, морепродукты и, конечно же, регистрация компаний. Нерезиденты также любят карликовое государство Лихтенштейн (с одним из самых высоких доходов в мире местного населения), граничащее с Австрией и Швейцарией.

За счет чего живут мини-государства, где почти нет промышленности? За счет регистрации, за которую взимается фиксированный взнос, и за счет поддержки зарегистрированных оффшорных компаний. Так, например, за регистрацию на Белизе по данным компании-посредника Goodwin Management Corporation придется заплатить $1,7 тыс. Существование одного номинального директора либо акционера обойдется в $450 в год. Регистрация в Лихтенштейне будет стоить заметно дороже - $12,5 тыс., плюс обслуживание. Создание компании в Гибралтаре обойдется от $2,7 до $4,7 тыс., в зависимости от типа фирмы.

Учитывая, что этих зарегистрированных компаний десятки и сотни тысяч, и все время появляются новые, прибавка в бюджет получается более, чем солидная. "В виде налога платится, предположим, маленький кусочек хлеба. Если человек большой, то кусок незаметен. А для карлика даже маленький кусочек - уже завтрак. Когда компании вносят даже маленькие регистрационные сборы, эти маленькие средства, которые для большой страны как капля в море, для маленьких - доход", - приводит образное сравнение заведующий кафедрой мировой экономики Московского государственного института международных отношений МИД России Александр Булатов. По его словам, задача Великобритании, например, не самим подкормиться за счет оффшоров, а дать возможность этим территориям самим себя прокормить.

Между оффшорными зонами и юрисдикциями, близкими к ним, существует своего рода конкуренция, поэтому, как считают в Goodwin Management Corporation, демпинговать просто невыгодно, ведь тогда остальные оффшоры объединяться, чтобы привлечь внимание FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) к неугодной стране. FATF была создана "большой семеркой" еще в 1989 году, но сейчас в группу входят 34 страны-участницы, в том числе и Великобритания, и Россия.

КРИЗИС ВНЕ ОФФШОРОВ
Мнения о том, как повлиял и повлиял ли кризис на оффшорные зоны, расходятся. С одной стороны, раз какая-то компания закрывается, то владельцам нет смысла и дальше оставаться в оффшорных зонах и платить ежегодные отчисления. "Вторая тенденция -оборотные средства надо где-то хранить, люди покупают оффшорные компании, чтобы через нее разместить деньги в каком-либо европейском банке. Какая тенденция превалирует, пока не понятно. В юрисдикциях, в которых нулевое налогообложение, должно увеличиваться количество регистраций", - рассказал Накануне.RU консультант российского представительства компании V.E.S.E. Владимир, попросивший не указывать его фамилию.

"Несмотря на то, что Кипр показывает рост ВВП в 2%, говорить о том, что некоторые государства за счет налоговых льгот не пострадали, нельзя. Средства могут быть на счетах, но они не вовлекаются в экономический оборот, а просто лежат", - приводит контраргумент советник налоговой службы I ранга, партнер международной практики Центра ЮСБ Александр Захаров.

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, в свою очередь, отмечает, что все крупные компании, которые хотели вывести свой бизнес в оффшоры, уже сделали это, а для среднего бизнеса оффшоры не всегда подходят - обслуживание достаточно дорогое. "Всплеска интереса со стороны российских компаний к оффшорам не произошло. Оффшорные страны, правда, от этого не страдают, им все равно, какой оборот, а количество компаний не сократилось, динамика их роста осталась", - заявил Накануне.RU аналитик.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ВСМПО-Ависма