"Автострах"... Автоужас

Все чаще встречаешь на городских дорогах искореженные, помятые автомобили. И дело вовсе не в изысках моды. Жертвы ДТП снуют по Березникам с очень важной целью – выбить у страховых компаний причитающиеся им по КАСКО и ОСАГО денежные выплаты. Однако мечты их владельцев о ремонте все чаще остаются мечтами: страховщики с деньгами расстаются весьма неохотно.

КАМНИ НА ДОРОГАХ
В начале сентября прошлого года Любовь Саблина по собственной вине попала в ДТП: разбила машину «Пежо-307». По условиям договора КАСКО, страховая кампания обязана была всецело возместить ущерб потерпевшей. Независимый эксперт оценил сумму, которая потребуется на ремонт, в 380 тысяч рублей. Прошло больше полугода. Деньги СК так и не выплатила. Машину пришлось отремонтировать за свой счет.

– Мы звонили в страховую компанию, где нам заявили, что у них нет денег, – рассказывает муж Любови, менеджер автосервиса Алексей Заякин. – Но официального ответа мы так и не получили, а значит, у нас нет аргументов для обращения в суд, и мы не можем взыскать с СК пени за просрочку выплаты ущерба. Замкнутый круг! Другой подводный камень – так называемая независимая экспертиза транспорта после ДТП. Эксперт, которого обязана предоставить СК, в большинстве случаев работает на интересы компании: оценивает сумму ущерба по минимуму. Я, как работник автосервиса, знаю, что нас обсчитали почти на 20 тысяч рублей. Но доказать нечистоплотность экспертизы практически невозможно.

По словам водителя со стажем Натальи Синяжниковой, сложности с выплатой ущерба могут быть связаны с удаленностью от Березников головной фирмы страховой компании.

– Полная страховка «Ниссана-микра» мне обошлась в 35 тысяч рублей. Когда наступил страховой случай, я очень долго собирала пакет необходимых документов, чтобы отправить его в главный офис моей СК. Перечень заявлений, извещений, копий – огромный! С ума сойдешь, пока соберешь! При этом важно не ошибиться, не пропустить какую-нибудь графу, иначе весь пакет документов вернется обратно, а время выплаты отдалится на неопределенный срок. Сумма ущерба, определенная независимым экспертом в Березниках, пересматривается в Москве. Заочно, по акту осмотра и по описанию повреждений. Естественно, цены на запчасти берутся самые минимальные, материалы и услуги самые дешевые. В результате людям не выплачивают до 50 процентов стоимости ремонта. Меня головная фирма моего СК обсчитала за минусом 19 тысяч рублей. Кто будет ремонтировать мою машину за такие деньги? Куда мне идти? К «гаражнику», который «на коленке» ремонтирует, а потом пожинать плоды низкого качества услуги?

Наталья Синяжникова попала в ДТП также в сентябре прошлого года. После долгих и безуспешных выяснений отношений со своим страховщиком Наталья Эдгардовна подала заявление в суд и, потратив еще энное количество денег, времени, нервов, отсудила полагающиеся 19 тысяч рублей.

СТРАХОВЩИКИ В ПОИСКАХ ПРИБЫЛИ
Среди причин страховых «недовыплат» есть вполне объективные. По данным управления методологии Российского союза автостраховщиков, многие страховые компании сегодня убыточны, а часть из них уже покинула рынок услуг или слилась с другими СК. Специалисты связывают плачевное положение страховщиков в том числе и с тем, что с момента введения в обязательном порядке автогражданской ответственности тарифы по ОСАГО не менялись ни разу. За эти пять лет количество автотранспорта и аварийность на дорогах России выросли в несколько раз. Сумма за ремонт автомобилей увеличилась, по данным экспертов, на 40-50 процентов. Положение СК еще больше ухудшилось после вступления с 1 марта этого года в силу поправок в закон об ОСАГО. В частности, это касается увеличения страховых выплат по здоровью.

– Действительно, многие страховые компании в Березниках переживают не лучшие времена, – говорит руководитель березниковского представительства ОАО «Русская страховая транспортная компания» Любовь Лунева. – Во многом это связано, я думаю, с кризисными явлениями в экономике. Банки не так охотно дают автокредиты, автосалоны работают не в полную силу (если раньше в березниковских салонах продавали в месяц по 100 автомобилей, то теперь в пять раз меньше). А между тем, банки и салоны – это 25-30 процентов портфеля СК.

Верный способ получить доходы – сократить расходы и просчитывать собственные риски. Чем сегодня и занимаются СК.

– Позиция страховых компаний с начала четвертого квартала 2008 года состоит в выплате страхового возмещения в бесспорной части, – поясняет юрист Евгений Ершов. – Закон это разрешает. Бесспорная часть – это сумма, которую СК выплачивает добровольно. Если заявитель не согласен, он может обратиться в суд. Для этого на руках у автовладельца должен быть акт о страховом событии, в котором указывается сумма ущерба и за что эта сумма выплачивается. СК обязана его предоставить заявителю. По непонятным для меня причинам, ни одна компания в Березниках этот акт не предоставляет сама. По письменному заявлению граждан в большинстве случаев – дают.

КТО «НАВАРИТСЯ» НА ОСАГО
Минфин и правительство учли предложения РСА об изменениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. С 24 марта увеличится большая часть коэффициентов, но в скором времени будут пересмотрены и тарифы.

В частности, вырос территориальный коэффициент для жителей Перми – с 1.3 до 1. 6 – и для малых городов края (Усолье, Орел, Романово и прочих) – с 0.5 до 0.88. Для березниковцев КТ остался прежним. Существенно – с 30 до 70 процентов – повышается тариф для наиболее «аварийно-опасной» категории водителей – молодых новичков в возрасте до 22 лет и стажем до 2 лет.

Еще одно существенное повышение ожидает владельцев малолитражек с мощностью до 70 л.с.: им придется платить на 20 процентов больше. Согласно статистике, в эту категорию попадает до 35 процентов всего автопарка страны. Это фактически все отечественные авто старше 10-12 лет плюс более молодые иностранные малолитражки с объемом двигателя до 1,2 л.

А вот хозяева иномарок с мощностью свыше 100 л.с. кошельков страховщиков не пополнят. Даже наоборот. Для них предусмотрено понижение коэффициентов, в среднем, на одну десятую. И действительно, кто, как не владельцы ландкрузеров и мэйбахов, в нашем государстве нуждаются в страховых послаблениях?!

Вряд ли повышение коэффициентов, а затем и тарифов ОСАГО снимет напряжение во взаимоотношениях автовладельцев и страховщиков. Скорее, наоборот: за бОльшие деньги человек рассчитывает получить более качественную услугу. Редакция газеты «Неделя. ru» планирует серию публикаций, чтобы помочь березниковским автовладельцам разобраться в «крючках» законов и не попасть впросак за собственные деньги. Материал следующего номера будет посвящен тому, как правильно выбрать СК и как строить с ней дальнейшие отношения.

Текст: Елена Азанова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Илл.: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


автомобили