Продам иномарку по дефолту

В Перми должник совершил наезд на судебного пристава, препятствуя аресту своего автомобиля. Согласно сообщению краевого Управления Федеральной службы судебных приставов, 13 февраля должник явился на прием в службу судебных приставов по Дзержинскому району. Ранее, 9 февраля, было вынесено постановление о розыске его имущества, так как добровольно М. долг не погашал. Сумма долга гражданина М. в пользу физического лица составляет свыше 47 тысяч рублей, в пользу государства – более 172,5 тысяч рублей.

Судебный пристав-исполнитель по розыску Олег Окулов рассказывает, что на просьбу предъявить документы на автомобиль, М. «отказался это сделать, закрылся в машине, завел двигатель и начал движение вперед, сбив меня с ног. Затем он совершил такой же наезд задним ходом». «Затем при попытке скрыться должник совершил ДТП, въехав в мой автомобиль», – комментирует судебный пристав-исполнитель.

Автомобиль злостного должника все-таки удалось арестовать и изъять в счет погашения долга по сводному исполнительному производству. На место происшествия были вызваны сотрудники УВД Дзержинского района Перми и ГИБДД.

ЗАЛОГОВЫЕ АВТОМОБИЛИ – ПО ДЕШЁВКЕ?
До кризиса в России было выдано автокредитов более чем на 800 млрд рублей. Примерно 50 процентов машин на российском рынке покупалось в кредит. А тут – кризис, зарплаты снизились, а то и вовсе сошли на нет с потерей работы, как отдавать?
«К лету 2009 года спрос на иномарки в России может упасть в три раза», – приводит слова директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Цаликова журнал «Финанс». По его прогнозам, до середины года продажи иномарок будут держаться на отметке 70-90 тыс. штук в месяц, тогда как в 2008 году россияне ежемесячно покупали по 200-210 тыс. иностранных автомобилей.Сейчас для банков становиться актуальной проблема невозвратов по автокредитам. Некоторые заемщики, из-за невозможности выплачивать кредит, вынуждены отказаться от автомобиля в пользу банка. Банк, в свою очередь, продает полученный автомобиль.

Каких масштабов может достигнуть поток машин, которые будут переданы банкам из-за невозвратов по кредитам? Способна ли проблема невозвратов по автокредитам в России достигнуть таких масштабов, чтобы существенно повлиять на автомобильный рынок? Как появление залоговых автомобилей может повлиять на цены на рынке? Каков будет механизм формирования цены на «дефолтные» автомобили? Сколько они будут стоить? Какие сложности и «подводные камни» существуют в процессе возврата залогового автомобиля?

Президент Гильдии автомобильных журналистов России Ольга Неделина считает, что все зависит от политики банков. Похоже, пока они не намерены признавать тот факт, что «на дворе кризис», спровоцированный ими же самими. При существующей жесткой политике «рвать с клиентов все, что можно» – порядок «невозвращенцев» может увеличиться в разы. Но особого влияния на автомобильный рынок проблема невозвратов по автокредитам иметь не будет: больше влияет недоступность автокредитов. «Дефолтные» авто начнут формировать вторичный рынок «грязных» автомобилей.

– Покупая автомобиль после коллекторских контор, вы будете лишены информации о финансовой истории автомобиля, – считает Ольга Неделина. – И коллекторы могут прийти уже к Вам. К тому же пока признаков вменяемой ценовой политики компании «банки-коллекторы-салоны» не наблюдается. Банки скорее разорят бизнес и население, чем потеряют хоть копейку.
По итогам 2009 года суммарные продажи иномарок в России вряд ли превысят отметку в миллион штук, считает глава «Автостата» Сергей Цаликов. В 2008 году россияне купили 2,2 млн иномарок. Падение спроса на иномарки связано не только с повышением ввозных пошлин, но и с изменением потребительских настроений в стране. «Если еще в прошлом году многие обеспеченные автолюбители были готовы менять машину на новую после 2-3 лет эксплуатации, то сейчас, в связи с финансовым кризисом, срок владения автомобилем может увеличиться до 4-5 лет», – объясняет Сергей Цаликов.Аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников думает, что значительного влияния на рынок в целом такие авто не окажут, ввиду низкой доли: «Продаваться они будут с дисконтом 10-15 процентов к среднерыночной цене (ниже не выгодно никому, выше – сложно продать). У многих кредиты на авто зафиксированы в долларах, то есть сумма кредита в рублях теперь зачастую превышает стоимость авто. В результате нередка ситуация, когда автомобиль продан, а долг, хоть и уменьшился, остался.

СОВЕТ ЗАЁМЩИКУ. ЕСЛИ ЧТО…
Реализация залога банком предполагает прописанную ГК РФ и ФЗ «О залоге» процедуру, в завершении которой должны проводиться публичные торги. Их участниками станут автодилеры, занимающиеся и подержанными авто. Большого влияния на цену описанный факт не окажет, так как начальная цена продажи будет ненамного ниже рыночной для ненового автомобиля с пробегом.
По предварительным данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России снизились на 33 процента по сравнению с январем 2008 года. Большинство иностранных автопроизводителей продемонстрировали отрицательную динамику продаж и лишь некоторые из них оказались в плюсе. По мнению аналитиков «Тройки Диалог», девальвация рубля и снижение спроса на иномарки окажет поддержку российским брендам и таким производителям как «Автоваз», «Камаз», ГАЗ и Sollers. Рост продаж этих автопроизводителей может возобновиться во II квартале 2009 году.– Если плохо с деньгами, лучше заемщику от машины избавиться, – советует кандидат экономических наук Мария Конягина. – Проблема в том, что избавляться тогда надо быстро, чтоб поскорей погасить кредит. Но залог просто продать нельзя. Поэтому в такой ситуации заемщику самому выгоднее предложить банку провести процедуру вывода актива из залогового обременения и самостоятельно продать его, заплатив остаток ссудной задолженности. А разницу оставить себе. (Остается найти временное обеспечение остатка ссудной задолженности.)

Если же пустить ситуацию на самотек, то банк будет вынужден, вероятнее, провести процедуру взыскания залога (в среднем 3 недели). Затем продажа. Не самая выгодная. Результат: разница между деньгами, вырученными от продажи и оставленными банку в счет погашения остатка ссудной задолженности, процентов и пени, существенно меньше..

Текст: Сергей Краснов, березниковская независимая газета “Неделя.RU”, использованы материалы "Комментарии.ru"
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс