Выбрать протянутую руку – врачей или банкиров?

Причины, не позволившие Министерству финансов России в начале февраля, согласно январским договоренностям в правительстве, подготовить и передать в Белый дом пересмотренный проект бюджета на 2009 год, официально не оглашались. Но в этом и нет необходимости. Еще в ноябре прошлого года термин «секвестр бюджета» в правительстве старались не произносить вслух, сейчас он и вовсе неуместен: бюджет-2009, в котором, по сегодняшним расчетам, недостает не менее 35% запланированных летом 2008 года доходов, фактически переписывается заново.

Июньско-июльские споры Минфина и Минэкономики о том, следует ли российской власти немедля начинать инновационный рывок в мировые лидеры в рамках «плана-2020» или нужно взять паузу на пару лет для проведения пенсионно-медицинской, а заодно образовательной реформы, уже в августе 2008 года благоразумно отложены до января – февраля. Тот факт, что в назначенный срок об этом никто не вспомнил, удивления не вызывает. Не вспоминает же сейчас Роскосмос о твердом намерении начать с 2020 года промышленное освоение ресурсов Луны (планы обнародованы в октябре 2007 года). Даже замглавы администрации президента Владислав Сурков настаивает теперь лишь на сохранении духа «плана-2020» – буквы, а точнее цифры, этого замечательного документа уже не спасти. Впрочем, в менее гротескной и более приземленной форме та же интрига летних ристалищ вокруг НДС и ЕСН определяет и судьбу первого (и, видимо, никак не последнего) кризисного бюджета РФ. Какими бы большими ни были Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а выбор между «социальными» и «экономическими» задачами правительства как распорядителя бюджета не только никуда не делся, а стал еще более актуальным.

Сократившиеся доходы консолидированного бюджета-2009 делают необходимым выбор между госрасходами на поддержание работы институтов «социального государства» и на «поддержку экономики». Это вновь неприятный выбор 1995 года, выбор между сиюминутными интересами населения и бизнеса.

На одной чаше весов – социальные обязательства государства. Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов на прошлой неделе в интервью «Российской газете» пояснил то, что, в принципе, и так все знали, но боялись напомнить Белому дому. Фонд национального благосостояния, в девичестве Фонд будущих поколений, создавался как резерв для российской пенсионной системы, в том числе и под ожидаемый рост инфляции. Пока вице-премьер Алексей Кудрин говорит о 14% роста индекса потребительских цен в 2009 году – и это уже больше, чем в не слишком благополучном по этому параметру 2008-м. Эти ресурсы, на которые с октября 2008 года претендуют и ВЭБ, и госбанки, и госкомпании, и частные компании, Пенсионным фондом будут востребованы. Потребуется и дополнительная поддержка других внебюджетных госфондов – девальвация рубля в начале 2009 года вызовет к осени дефицит в системе ОМС, поскольку объемы импорта на рынке лекарств быстро сократить невозможно (а в части случаев – и просто бесчеловечно). В Минобразовании осторожно говорят о проблемах с бюджетными местами в вузах – платежеспособность студентов в «коммерческом» секторе высшего образования сокращается. Глава Минздрава Татьяна Голикова констатирует, что региональные бюджеты требуют не менее $1 млрд дополнительных субвенций на пособия по безработице – это январские расчеты Минздрава, возможно, они будут пересмотрены в сторону повышения. Не нужно быть оракулом или экономистом, чтобы предсказать: в марте – апреле 2009 года «социальные» запросы на рост расходов бюджета вновь вырастут.

На другой чаше – антикризисные программы и поддержка экономики. Это, прежде всего, «выкуп» банковской системы. Секрета в том, что в силу устройства банковской системы по итогам уже первого полугода финансового кризиса ее в РФ без денег Банка России просто не существует, уже нет. Если государственная плеяда банков (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк) уже сейчас ведет переговоры об увеличении уставного капитала, без чего эти банки к осени 2009 года могут прекратить свое существование, то стоит ли предполагать, что в оставшихся девяти сотнях кредитных организаций дела обстоят принципиально лучше? Но даже на поддержку этой пятерки требуется только сейчас не менее 1 трлн рублей – это более 10% расходной части бюджета-2009 в докризисной версии и около 13–15% - будущей. Могучий и ужасный «Рособоронэкспорт», наводящий страх на всех частных собственников-«партнеров» год назад, просит у государства 260 млрд рублей – из них 150 млрд деньгами, остальное – госгарантиями. Проблемы Олега Дерипаски, как их ни решай, потребуют от государства в самом экономном варианте расходов не менее чем на 50–60 млрд рублей – «Русал», ГАЗ, и это при том, что банк «Союз» уже стоил государству порядка 13 млрд рублей.

Даже без частичной национализации не менее 0,5 трлн рублей на «поддержание» промышленности в 2009 году Белому дому потребуется в любом случае. И, как и в случае с Минздравом, Пенсионным фондом, Минобразованием, все расчеты актуальны для ситуации января 2009 года – в марте – апреле выяснится, во сколько раз они занижены.

Правительство Владимира Путина делало выбор между «социалкой» и «экономикой» уже два раза. Первый раз, в октябре 2008 года, обещанием практически неограниченной поддержки экономики и «управляемой девальвацией» выбор был сделан в пользу бизнеса. В январе 2009 года премьер-министр уже уверенно заявлял: собственники компаний должны решать свои проблемы сами, дело государства – заботиться о «социалке» и «национальной обороне» (ВПК и его экспортным потенциалом), занимаясь «поддержкой экономики» (частных компаний – основных работодателей в России) лишь во вторую очередь. С каждым днем, приближающим весну 2009 года, вероятность того, что выбор снова поменяется, хотя бы в конкретных случаях, растет. И вопрос о том, как выбрать между врачами и банкирами, будет возникать все чаще и чаще.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис